Новости

2022-11-15, 15:47
Фото: Комсомольская правда / архив

«Атомфлоту» могут поручить подъём затонувших атомарин

У госкорпорации «Росатом» есть необходимые технологии для подъёма подводных лодок К-27 и К-159, которые затонули в 1982 и 2003 годах в Карском и Баренцевом морях, считает руководитель проектов международной техпомощи ГК «Росатом» Анатолий Григорьев.

«Мы сейчас подходим к тому, что есть возможность обратить внимание на затопленные объекты (...) То, что мы сделали на берегу, позволит приблизиться нам к решению этой проблемы. И технологии, которые были уже использованы и освоены, будут полезными для осуществления подъёма и обращения с затопленными объектами - в первую очередь, конечно, это 159-я и 27-я», - сказал Григорьев на конференции, посвящённой результатам работы по ликвидации ядерного наследия, в Мурманске во вторник.

В своём докладе Григорьев отметил, что в северном регионе из состава ВМФ было выведено 125 атомных подводных лодок (АПЛ) и судов атомного технологического обслуживания (АТО), 121 объект уже утилизирован.

Ранее, в июле текущего года, замначальника управления нераспространения и физической защиты НИЦ «Курчатовский институт» Николай Книвель сообщал, что специалисты института планируют в 2022 году провести подводное обследование АПЛ К-159.

В сентябре 2011 года Григорьев заявлял «Интерфаксу», что считает возможным подъём подводных лодок К-27 и К-159 в 2030 году, а исполнителем работ может стать ФГУП «Атомфлот».

По его словам, по итогам технико-экономического исследования, проведённого иностранными партнёрами, стоимость подъёма «ориентировочно где-то 24,4 млрд рублей на подъём двух подводных лодок».

В апреле 2021 года был опубликован план мероприятий по реализации стратегии развития Арктической зоны и основ госполитики в Арктике. В документе говорилось, что Россия собирается поднять затонувшие подлодки К-27 и К-159.

На атомной подлодке К-27 в мае 1968 года произошла радиационная авария. Лодку вывели из эксплуатации и поставили на прикол в губе Гремихе (город Островной). В 1979 году её исключили из состава ВМФ СССР. В 1982 году затоплена в Карском море, где лежит на глубине 75 метров.

В ночь на 30 августа 2003 года атомная подводная лодка К-159, выведенная из боевого состава Северного флота в 1989 году, затонула в ночь на 30 августа 2003 года в Баренцевом море во время буксировки для утилизации на судоремонтный завод «Hерпа» в Снежногорске.

В штормовых условиях понтоны, с помощью которых проводилась буксировка, оторвались, и подлодка затонула в 3 милях северо-западнее острова Кильдин.

Реакторы АПЛ перед буксировкой были приведены в ядерно-безопасное состояние.

Hа борту субмарины находились десять членов экипажа сопровождения дивизиона «отстойных» атомных подводных лодок. Спасательной группе удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших - капитана 3 ранга Юрия Жадана и старшины 1 статьи Евгения Смирнова.

В двух реакторах, имеющихся на борту АПЛ, находятся стержни отработавшего ядерного топлива, напоминает Интерфакс.

По оценке экологов, «с учётом износа оборудования реакторов и корпуса подводной лодки её следует считать одним из самых опасных объектов в Северном Ледовитом океане».

Напомним, генерал Росгвардии проверил охрану атомных объектов в Мурманской области.


Читайте также: Мобилизованных северян тренируют морпехи Северного флота