Бизнес

2022-11-21, 17:28
Фото: СеверПост / Александр Логинов

«Экспортный форсаж» в Заполярье: Первые выпускники

Что делают из кожи трески? Зачем детям ручка-тренажёр? Кто покупает рыбный жир из Мурманской области? И как всё это связано между собой?

Ответы на эти вопросы можно было получить во время защиты экспортных проектов заполярных предпринимателей. Компании региона завершили обучение по акселерационной программе «Экспортный форсаж». В ближайшие девять месяцев им предстоит на практике применить полученные знания, чтобы начать продавать свою продукцию на новые зарубежные рынки. 

Бесплатное обучение было организовано Школой экспорта Российского экспортного центра совместно с Центром поддержки экспорта Мурманской области при содействии регионального Министерства развития Арктики и экономики и проходило три месяца.  Еще девять месяцев участников акселерационной программы будут консультировать наставники. 

«Программа существует, чтобы у участников четко сформировался алгоритм проведения цикла экспортного проекта.  Начиная с формирования команды, выбора рынка и поиска клиентов, а также маркетинга и финансовых условий реализации экспортной сделки, и заканчивая привлечением финансовых инструментов и страховых продуктов», - рассказала сертифицированный тренер Школы экспорта АО «РЭЦ» Ольга Воллерт.

В программе приняли участие как действующие экспортёры, которые хотят расширить географию продаж, так и начинающие.

«Экспорт – это валютная выручка компании и стабильные налоговые поступления в бюджет региона. Избыток продукции в стране никому не нужен. Кроме того, выходя на экспорт, производитель вынужден конкурировать уже на другом уровне, а значит, качество товара будет расти. В Заполярье обучение по программе прошли экспортёры из разных сфер. И если каждый участник сможет найти свой рынок, то это будет большой успех», - уверена генеральный директор Центра поддержки экспорта Мурманской области Анастасия Тютина.

После прохождения пяти интенсивных двухдневных образовательных модулей участники защитили свои экспортные проекты, над которыми работали три месяца.

Производитель биологически активных добавок из Мурманска ООО «Полярис» на рынке уже 30 лет. Свою продукцию экспортирует, но не сам, а через дистрибьюторов.

«Локомотив нашей компании - БАДы на основе омега-3 и рыбного жира. Наш традиционный северный промысел. Для экспорта своими силами мы себе поставили такие цели - через год наши экспортные отгрузки должны быть примерно 10 000 упаковок в месяц. Первые отгрузки - порядка 1 000 упаковок», - рассказала маркетолог компании Ангелина Романенко.

Производитель БАДов уже направил запросы в торговые представительства РФ во многих странах и получил несколько ответов. Сейчас идут переговоры с крупной аптечной сетью Казахстана, в перспективе – экспортный контракт с покупателем из этой страны.

«Очень интересный опыт для нашей компании. Мы получили много знаний в плане структурной работы, которые сможем в дальнейшем применять для расширения нашей дистрибуции на других рынках», - уверена Ангелина.

Дмитрий Кальчук, представляющий ИП Долина И.А., защищал проект по экспорту печени трески. Компания уже нашла около двух десятков контактов в целевых странах и планирует начать с ними работу.  

Ирина – представитель ООО «Солинг Сифуд», экспортера икры морских ежей, отметила, что ранее компания продавала продукцию в Японию. Но из-за отсутствия прямых перелетов в нынешнем году это стало экономически не выгодно.

Собственно поэтому экспортер обратил внимание на страны Таможенного союза, а также рынок Восточной Азии.

Мурманский предприниматель Андрей Личутин работает всего три года, но уже экспортирует икру морских ежей в Белоруссию и Казахстан. В планах –рынки Юго-Восточной и Центральной Азии.

К слову, этот экспортёр отличился на международной продовольственной выставке в Минске, которая проходила летом. Предприниматель поздно подал заявку в Центр поддержки экспорта Мурманской области, а потому не попал в состав основной делегации.

Но это его не остановило. На выставку он приехал большой семьей, включая младенца в коляске. У всех были черные майки с надписью «Ежи из Мурманска». В итоге компанию заметили и заключили с ней экспортный контракт.

На первые продажи в оставшиеся месяцы программы надеется и заместитель генерального директора ООО «Феникс» Михаил Воронин. Компания занимается добычей морских ежей, мидий и модиолусов.  Во время обучения предприятие получило несколько откликов потенциальных иностранных покупателей и провело переговоры.

«Мы пришли понять, что такое экспорт в наших условиях. Опыт получили достойный, узнали про инструменты, с которыми теперь работаем, и ищем новых клиентов, общаемся, после формальных процедур совершим первые поставки», - надеется Михаил Воронин.

Индивидуальный предприниматель Евгений Пайкачев уже не раз пользовался услугами Центра поддержки экспорта Мурманской области. С его помощью он запатентовал свою уникальную ручку для первоклассников в 16 странах и продавал ее на маркетплейсах. Но тоже хочет расширить рынки продаж.

Кроме того, необычный для Мурманской области продукт – сталь, легированную в слитках, - представил ИП Рычков А.В. Это экспериментальный продукт, разрабатываемый совместно с ООО «Галион-Арктик», с которым компании планируют выйти в страны Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, свои экспортные проекты защитили производитель варенья и соусов из северных ягод «Кольский край», рыбный трейдер «Белокаменка-Фиш» и сельхозкооператив «Тундра», поставляющий продукцию из оленины.  

Компания «Природа Доз» ранее экспортировала пиломатериалы из сосны, но после обучения на программе «Экспортный форсаж» решила продавать домокомплекты в страны ближнего зарубежья.

ООО «Белокаменка Трейд» экспортирует кожу трески. Из нее делают чипсы для животных, рыбную муку и аксессуары. Зарубежные продажи налажены, но компания хочет подготовить для себя подушку безопасности.

«Судя по защите проектов, компании отнеслись очень ответственно к самому обучению. Активно принимали участие, и, самое главное, они были в контакте со своими наставниками, которые давали им практические советы по выходу на тот или иной рынок», - подытожила эксперт Ольга Воллерт.

Что ж, видимо, в ближайшее время на рынках СНГ и Азии появятся новые товары из Мурманской области. И про наш регион будут знать не только благодаря рыбе, но и за счет БАДов, варенья и разборных домокомплектов.