Политика

2022-11-28, 14:20
Фото: Правительство Мурманской области

Битва за «Новый Мурманск»

Мурманский областной суд подтвердил законность реновации порта в Мурманске. Одновременно состоялся «вброс» про желание ряда депутатов ГосДумы помешать строительству культурно-делового центра «Новый Мурманск». И реновацию, и сам центр при этом поставили в один ряд. Вот только «Новый Мурманск» и планы по порту — это два разных проекта. СеверПост разбирался, кто и почему «топит» против нововведений.

  

Два проекта

 

Для начала — презентация. Всеми сведениями о проектах с агентством поделилась генеральный директор АО «Корпорация Развития Мурманской области» Светлана Панфилова. 

Проект первый - «Культурно-деловой центр «Новый Мурманск». Это, фактически, план по созданию современной городской среды. 

Предполагается, что территория, где сейчас стоят объекты бывшего Мурманского судоремонтного завода, будет объединена с площадью перед действующим морским вокзалом.

Например, в Коле такая набережная есть, и местные жители этому рады. А вот у мурманчан набережной нет. И в последнее время регулярно задаётся вопрос: «А почему нет набережной в портовом городе»? 

Вот для того, чтобы набережная появилась, и нужен «Новый Мурманск». Площадь морвокзала с плавучим музеем-ледоколом «Ленин» станут частью одного пространства с выходом к заливу. Там же откроется культурно-деловой центр и другие социальные объекты. 

Именно под этот проект регион получит бюджетный кредит почти в 4,5 млрд рублей. Его уже одобрила правительственная комиссии по региональному развитию Российской Федерации. 

Проект второй — это реновация порта Мурманск. Точнее — это адресная программа комплексного развития территории южного района морского порта Мурманск. 

Там планируют снести ветхие и устаревшие здания, привести в порядок причалы, выполнить дноуглубительные работы. 

Бонусом — строительство ряда промышленных объектов и производств современного уровня.

Здесь понятно, почему беспокоятся из-за реновации компании-арендаторы рыбного порта. Бизнес переживает – сможет ли он продолжать свою деятельность на этой площадке. 

Но у проекта реновации есть крупный инвестор. И он сейчас ведёт работу с теми предпринимателями, которые вкладывают в собственное развитие, а не просто выжимают из инфраструктуры последние соки. 

И планы таких предпринимателей совпадают с планами реновации. Они вполне могут продолжать свою деятельность или даже быть интегрированы в бизнес-процессы нового инвестора, что открывает перед ними новые возможности. 

Есть планы и по развитию судоремонта. Это поддержка и развитие существующих предприятий, работающих в этой области, однако их мощностей сегодня явно не хватает. 

С закрытием большинства зарубежных портов, где раньше обслуживались значительная часть судов мурманских рыболовных предприятий, местный судоремонт загружен заказами на год вперед. 

Мурманску нужны новые судоремонтные площадки, но должны ли они располагаться в центре города, чьи жители и так жалуются на соседство с промышленными предприятиями? Куда более логичным выглядит вариант развития западного берега Кольского залива, например, в микрорайоне Абрам-Мыс. 

Резюмируем: получается, что планы правительства по развитию Мурманска достаточно продуманы, а судоремонт планируют развивать, а не топить.

 

Кто против и почему?

 

Почему же звучат голоса против реновации порта? Дело в том, что правительству региона всё равно, как будет называться компания, управляющая рыбным портом. 

Главное, чтобы сам порт привели в порядок, и он вновь стал одним из локомотивов экономики. А такой подход совершенно не учитывает личные интересы коммерсантов, приватизировавших порт. 

Собственно, именно поэтому планы по реновации в судебном порядке пыталась заблокировать сразу группа компаний.

Это ООО «Портовые инвестиции», ООО «Севрыбсбыт», ООО «Космический центр «Морской старт», АО «Мурманский морской рыбный порт» и ООО «Кольский берег». 

Правда, что из себя представляет территория порта в Мурманске сегодня, при этих компаниях, знает, наверное, каждый житель города - стаи собак, ветхие и разрушенные здания, отсутствие нормального освещения. 

Пусть и своеобразно, но это признают даже сами упомянутые собственники.

Они снижают кадастровую стоимость имущества, обосновывая тем, что всё ветхое и прибыли не приносит. Хотя всем понятно, что основная цель - платить меньше налогов в бюджет области. 

Почему компании выступают против обновления? Об этом прекрасно ещё летом в беседе с СеверПост сказал председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Валентин Балашов. 

Он отметил, что собственники ничего существенного не делают в улучшении работы рыбного терминала порта Мурманска, а также в создании современных производственных фондов: погрузо-разгрузочной техники, контейнерных площадок, новых холодильных мощностей, предприятий судоремонта и обслуживания рыболовных судов, сервисных структур на территории рыбного терминала. 

«Выкупив эту собственность за небольшие деньги, они просто «выжимают» себе в карман вот эти доходы. Но не планируют всерьёз заниматься развитием рыбного терминала порта Мурманск», - резюмировал заслуженный рыбак. 

К слову, в порту работают и другие компании. Те, что содержат свою производственную базу в порядке, вкладывают деньги в собственное развитие. Что характерно, они в суд против реновации не пошли. 

 

Что в письме из ГосДумы Мишустину?

 

Первым, кто выступил против реновации порта и проекта «Новый Мурманск» стал красноярский депутат ГосДумы, экс-мэр Мурманска Алексей Веллер. На рабочем заседании комитета он очень эмоционально выступил против планов «построить бани, вместо площадки по судоремонту». 

Разумеется, лукавил. Дело в том, что Мурманский СРЗ находится в банкротстве ещё с 2012 года. 10 лет Алексея Борисовича, если судить по его времени его выступления, положение судоремонта не волновало, все эти годы, пока завод превращался в руины, его всё устраивало.

По всей видимости, к планам Андрея Чибиса он просто приревновал. Несмотря на то, что ручные депутаты наградили его званием «почётного жителя», в историю Мурманска он вписал себя, как автора лозунга «к столетию – без деревяшек». 

В этом году наш город отпраздновал уже свое 106-летие, а «деревяшки» остаются на месте. Позволить своему политическому оппоненту, фактически изгнавшему его из Мурманска, сделать для города что-то большее, чем он? Да никогда! 

К слову, сомнительно, что личным выступлением Веллер ограничился. Да, под письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину подписи экс-мэра Мурманска нет. Но уж больно его содержание гармонирует с озвученными ранее тезисами самого Веллера. 

Интересно и то, что в этом письме нет ни слова о «Новом Мурманске». Эту привязку сочинили местные telegram-каналы, что характерно, ангажированные Алексеем Веллером. 

О чем же просят премьера депутаты? Они полагают, что необходимо проверить, не будут ли снесены в рамках реновации порта объекты и гидротехнические сооружения, предназначенные для ремонта и обслуживания морских судов. 

Вполне нормальные вопросы для мужей государственных, беспокоящихся о будущем нашей страны. Только вот СРЗ, напомним, к реновации порта отношения не имеет, это территория «Нового Мурманска». 

Судя по всему, депутатов просто использовали, предоставив им заведомо ложную информацию о текущем состоянии Мурманского морского рыбного порта и Мурманского судоремонтного завода. 

В представлении народных избранников работа на СРЗ кипит, а по факту штатная численность сотрудников предприятия-банкрота составляет менее 10 человек. И занимаются они сдачей в аренду ремонтных доков – последнего ценного актива предприятия. 

Интересно, что основные тезисы письма депутатов совпадают с основными пунктами медиа-активности компаний, которые попадают под реновацию. Возникает закономерный вопрос, кто же является настоящим автором письма? 

СеверПост решил потянуть кролика за уши. 

 

Кто писал челобитную? 

 

Долго искать не пришлось. Всё оказалось до безобразия банально, а все мотивы очевидны, как только в распоряжение агентства попало обращение, ставшее основанием для просьбы к Мишустину. 

В Государственную Думу челобитную отправили из Общества с ограниченной ответственностью «Портовые инвестиции». 

Это одна из компаний, что проиграла суд правительству Мурманской области, и не смогла сорвать адресную программу комплексного развития территории южного района морского порта Мурманск. 

Что написали в «Портовых инвестициях»? Компания открыто выступила против использования территории Мурманского судоремонтного завода под проект «Новый Мурманск». 

Там сообщили, что эту территория при «сравнительно небольших капитальных затратах» следует использовать для создания Космического Центра «Морской Старт» и для развития судоремонтного и судостроительного комплекса. 

Однако в обращении не указано ни сколько нужно вложений, ни откуда возьмутся деньги. Это наводит на мысль, что реального проекта с точными расчётами просто нет. 

Именно этот тезис косвенно подтвердила и гендиректор «Корпорации развития Мурманской области» Светлана Панфилова. 

«В настоящее время существующие мощности Мурманского судоремонтного завода, с учётом их технического и морального износа, не отвечают требованиям для создания современного предприятия судоремонта. Их восстановление требует значительных инвестиций», - говорит Панфилова. 

«Помимо этого, значительно выросли водоизмещение и размеры судов, заходящих в морской порт Мурманск, выросли и требования по их обслуживанию, не все из них могут пришвартоваться непосредственно к причалам завода. Недостаточная глубина и состояние самих причалов вообще может не позволить решать задачи в области ремонта современных судов с большим водоизмещением. Существующие плавдоки вынесены далеко в акваторию. Они в проект не входят, и могут быть перемещены», - продолжает руководитель. 

То есть, реально существующие плавучие доки сносить в рамках «Нового Мурманска» никто вообще не собирается. Их предлагают либо перенести, либо вообще встроить в проект. 

Но компания, сдающая в аренду плавучие доки, против. Это ведь работать нужно, деньги вкладывать, а не аренду собирать. Так ведь получается? 

При этом гендиректор «Корпорация развития Мурманской области» также рассказала, что процедура банкротства Мурманского судоремонтного завода началась в 2012 году. 

А за десять лет никто ничего с мощностями завода так ничего и не сделал, никакого развития просто не было. 

«Обращений, предложений или других действий от собственников имущества Мурманского судоремонтного завода с предложением рассмотрения и господдержки проектов в области судоремонта или иных других отраслях на этой территории до настоящего времени не поступало. А на федеральном и региональном уровне работает целый комплекс мер поддержки проектов, который постоянно обновляется. Причем проекты судоремонта на особом счету, как федеральных, так региональных властей. Для них есть места в акватории Кольского залива, особенно с развитием его западного берега, а в центре города-героя горожанам нужна современная городская среда», - заключила Панфилова. 

В этой связи и само письмо с «грандиозными планами» от «Портовых инвестиций» вызывает большие вопросы. СРЗ 12 лет в банкротстве, планы о его реанимации до сегодняшнего дня никто не озвучивал, за мерами поддержки – не обращался.

Получается, за всем этим не стоит ничего кроме слов и желания сохранить за собой территорию в центре Мурманска, ещё и прилегающую к заливу. 

Для мурманчан уничтоженный СРЗ – это боль. Для них – актив и немалые деньги, место которым всегда найдётся в офшорах. 

 

Про заграничный след

  

Буквально накануне Арбитражный суд Мурманской области принял решение о национализации Мурманского морского рыбного собственника. Основанием стало принадлежность собственника к иностранному офшору. 

По факту, в госсобственность вернули стратегическое имущество, которое контролировали из-за рубежа. Именно такова логика судебного решения. 

А теперь давайте взглянем, кто является учредителем Общества с ограниченной ответственностью «Портовые инвестиции». 

Портал Rusprofile показывает, что Денису Дубинскому принадлежит доля в размере 0,01% предприятия. А вот остальные 99,99%, как утверждает тот же источник, находятся в собственности Акционерного Общества «СИПОРТС ИНВЕСТ».

И самое интересное! Зарегистрирован «СИПОРТС ИНВЕСТ» в городе Сьюн в Швейцарии. Наименование регистрирующей организации — коммерческий реестр кантона Центральный Вале.


Зато как убедительно эти же самые люди бьют себя в грудь, напоминая о патриотизме, сохранении «высоких технологий», напоминают о важности транспортной, логистической и судоремонтной инфраструктуры для нашей страны! 

А по факту ведь они сняли и продолжают снимать все сливки с советского наследия, а когда обнаружили, что их могут лишить этих активов, устроили настоящую истерику. 

И ещё. Сейчас ведь получается, что эти самые люди, через фирму, зарегистрированную в Швейцарии, фактически пытаются сорвать либо затормозить сразу две программы правительства России. 

А именно, мероприятия по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. 

И это не конспирологическая теория. Это современная действительность, которая для озвученных структур может обернуться критическим проблемами.

Прецедент уже есть. Национализация Мурманского рыбного порта за связь с офшором. Кто будет следующим? Наблюдаем с большим интересом.