Бизнес

2022-12-07, 10:55
Фото: Центр поддержки экспорта Мурманской области

Показать себя миру

Как мурманскому предприятию заявить о себе на зарубежном рынке? Можно ли получить финансирование на участие в международной выставке? Зачем нужен индивидуальный стенд? Какую работу нужно провести экспортёру перед поездкой на выставку?

На все эти вопросы ответит генеральный директор АНО «Центр поддержки экспорта Мурманской области» Анастасия Тютина.

Мурманские компании и предприниматели регулярно участвуют в международных выставках в различных отраслях. Но дело это недешёвое. Нужно оплатить выставочное место, оформление стенда, рекламу, а еще купить билеты и оплатить гостиницу. Зачастую для малого или среднего бизнеса сумма получается неподъемной.

Ежегодно Центр поддержки экспорта Мурманской области предоставляет экспортно ориентированным предприятиям региона различные возможности для продвижения бизнеса за рубежом. Среди видов такой поддержки – оплата участия в международных отраслевых выставках и подготовка стендов для них. 

Сами стенды бывают как коллективными, так и индивидуальными. Сегодня речь пойдет о вторых.

«На коллективных стендах так или иначе присутствует конкуренция между компаниями-участниками - каждый представляет свой продукт, поэтому есть возможность сравнить и выбрать. На индивидуальном стенде только одна компания-экспортёр представляет себя и свою продукцию, имеет возможность в удобное для себя время провести переговоры с потенциальными покупателями и, таким образом, оказаться немного впереди», - рассказала генеральный директор Центра поддержки экспорта Мурманской области Анастасия Тютина.

Но для того, чтобы индивидуальный стенд на международной выставке принес эффект, компания должна уже иметь опыт участия в подобных мероприятиях, у нее должны быть компетентные сотрудники, которые могут представить компанию и ее продукт, в том числе, за рубежом.

Нельзя просто ждать, что на стенд случайно зайдет покупатель, компании-участнику необходимо заранее подготовиться, проработать базу экспонентов и возможных посетителей, договориться с потенциальными заказчиками о деловых встречах.

«Если всесторонне проработать участие в выставке и пригласить нужные компании на переговоры, конечно, эффект будет. Наш Центр регулярно организует семинары и мастер-классы по различным направлениям экспортной деятельности, в том числе, по маркетингу и эффективному участию в международных выставках в разных странах. Эти темы очень востребованы нашими экспортёрами», - отметила Анастасия Тютина.

Учитывая непростую обстановку в мире, Центр еще определяется со списком международных выставок на следующий год, в том числе ждёт заявок от экспортёров.

В январе 2023 года организация планирует провести конкурс среди субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области для отбора на участие в международных выставках с индивидуальным стендом.

«Количество стендов будет зависеть от финансирования, конечно, но надеемся, что по аналогии с 2022 годом как минимум две компании получат возможность представить свою продукцию на индивидуальных стендах в 2023 году», - уточнила Анастасия Тютина.

Так, в нынешнем году одна компания получила поддержку на финансирование индивидуального стенда на международной выставке в России, а вторая – за рубежом. Это очень ощутимая экономия затрат на продвижение своей продукции или услуг.

Как правило, есть две возможности получить индивидуальный стенд. Во-первых, можно выиграть в конкурсе на отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в международной выставке с индивидуальным стендом, который проводится ежегодно.

В частности, мурманский экспортёр транспортных услуг ООО «ЮСТ» с индивидуальным стендом представлял регион на международной выставке «TransRussia 2022». 

Компания оказывает услуги в области проектного менеджмента, логистики и снабжения судов на территории Арктической зоны России. Она специализируется на организации смен иностранных экипажей в отдаленных районах, оперативной доставке оборудования и грузов, в том числе материалов и запчастей для судов.

Экспортёр выступает подрядчиком крупнейших российских и международных холдингов, реализующих в водах российской Арктики энергетические проекты.

Также при содействии Центра поддержки экспорта Мурманской области компания «Рыбные Мануфактуры Мурманск» приняла участие в международной выставке Sea Food Show Latin America 2022, которая проходила в бразильском городе Сан-Паулу.

Эта компания - призер Всероссийского конкурса «Экспортёр года 2021». Предприятие ежедневно обрабатывает около 20-30 тонн трески. Филе, субпродукты и фарш экспортируют в страны ЕС, Китай, Корею и США.

По словам коммерческого директора предприятия Елены Чабанюк, выставка для них прошла очень плодотворно. Было много встреч и контактов. После мероприятия компания подала документы на сертификацию своей продукции в Бразилии и надеется на скорые поставки своей продукции в эту страну.

Второй способ получить финансирование на организацию индивидуального стенда - стать победителем в региональном этапе конкурса «Экспортёр года», который всегда проходит в первом квартале.

Так, благодаря победе в номинации «Прорыв года» мурманский экспортёр варенья и соусов из северных ягод «Кольский край» представил регион на международной продовольственной выставке «Петерфуд-2022, которая проходила в Санкт-Петербурге. 

Представители компании провели там переговоры с потенциальными покупателями из Белоруссии и Турции.

«Мы пока не знаем, какие именно будут призы на конкурсе «Экспортёр года» в 2023 году и будет ли индивидуальный стенд среди подарков победителей. Поэтому настоятельно рекомендуем заинтересованным компаниям-экспортёрам участвовать в нашем конкурсе на получение индивидуального стенда в январе 2023 года», - рассказала Анастасия Тютина.

Она отметила, что победителя выбирают по нескольким критериям. Это очередность поступления заявки на участие в конкурсе, количество экспортных контрактов, наличие международных сертификатов, сайта на иностранном языке, маркетинговых исследований, география поставок, ассортимент производимой продукции.

Кроме того, учитывается выручка за истекший календарный год, наличие сотрудника по внешней экономической деятельности, опыт участия в международных мероприятиях, наличие собственных финансовых ресурсов для подготовки и осуществления экспортной поставки.

«Процедура совсем несложная - необходимо представить заявку и анкету с информацией о компании, а также приложить справку об отсутствии задолженности по налогам. В случае вопросов специалисты Центра всегда помогут», – уточнила Анастасия Тютина.