Он променял размеренную службу на краю света на обстрелы и миномётные дуэли. В зоне СВО, на передовой, или, как там говорят, - на «передке» - военнослужащий Северного флота находился 22 дня. Дальше на нём разорвался снаряд противника. СеверПост рассказывает историю бойца, с ранением вернувшегося домой.
Когда началась специальная военная операция, Юрий В., отличник войсковой разведки Северного флота по итогам профконкурса (от ред. – да, у военных он тоже есть), нёс службу рядом с Северным полюсом, на Новосибирских островах.
Это локация находится за полярным кругом напротив Якутии. Острова отделяют море Лаптевых от Восточно-Сибирского. По преданию, именно там путешественники когда-то искали таинственную Землю Санникова.
На вопрос, что он искал там, 31-летний североморец отшучивается: 50 оттенков белого.
Из снежного плена военнослужащий выбрался в марте. Выбрался в конкретную точку - в Харьковскую область, а там - весна. Только не время ею любоваться...
Когда человек из обычной жизни попадает в окоп, по колено в грязи и воде, а вокруг всё взрывается, у него жизнь переворачивается, потому и люди ведут себя по-разному.
«Психологически не можешь быть к этому готовым. Но постепенно привыкаешь. Кто-то даже шлем не надевал или бронежилет. А другой, напротив, без двух бронежилетов носа не показывал», - говорит разведчик.
Ни дня без обстрела
«Я и ещё семь ребят - все добровольцы - должны были лететь из Тикси - ближайший крупный город к островам. Но из-за метеоусловий борт отменили, потом снова и снова вылет переносили. Казалось, это стало первой проверкой. Но никто не «соскочил». Затем сообщили, что за нами прилетит борт самого командующего Северным флотом. Так и вышло. И нас доставили на Кольский полуостров», - начинает рассказ с самого начала военный.
После восьмидневных сборов Юрий и его товарищи улетели из Печенги в Белгород.
«Под Белгородом нас заселили на базу, которую первой же ночью противник накрыл ракетой - «Точкой У». Начались суета и метания. Как это стало возможным? С коптера «спалили». У украинцев этого добра много. Им Запад помогает», - категоричен военный.
По словам бойца, дроны в 2022 году стали отдельной боевой машиной. С их помощью видят тебя и днём и ночью.
«Дали и нам коптер на роту. 450 тысяч кто-то заплатил. Связи-то с нами нет, вот и летает «птичка» со штаба. Прилетит, покружится над головами - проверит, живы или нет, и назад. Свой коптер тоже маленько эксплуатировали. Да вот только нашу «птичку» перехватил противник», - вздыхает Юрий.
Сразу добавляет: «У нас убитый был уже на второй день. Парнишке лет 19-20, «первоход», то есть без опыта совсем. Он с товарищем стал копать окоп под себя. Их увидели с коптера и накрыли с миномёта».
Как отмечает Юрий, не так страшен коптер, как его «начинка».
«Фаршируют» их жёстко... Увидишь в небе коптер и начинаешь прислушиваться. Если «тяжело» летит, значит либо с гранатой, либо с ВОГ», - поясняет мужчина.
К счастью, как отмечает Юрий, не весь «фарш» долетал до земли.
По его словам, на передовой было так много счастливых и несчастных совпадений, что люди начинают верить в приметы.
«На позиции, а мы находились рядом с ржаным полем, где, по всей видимости, было много мышей, было и много кошек. Они нас не боялись - шли к бойцам и даже прыгали в окопы. Была у нас одна верная примета: если рядом кошка спит, урчит, значит, всё спокойно. Если животное внезапно убегало, жди прилёта», - делится Юрий.
Воробьёв признаётся, что без обстрелов не обходилось ни дня.
«В день по 16-24 снаряда прилетало. Самое большое количество - 28», - уверяет он.
«Твой дом - твои окопы»
Говоря о своём фронтовом быте, военный поведал, что всё, что положено по штатному расписанию, у них было.
«На свои деньги мы лишь генератор купили, да и то он нам не пригодился. Электроприборы заряжали в оставленном местными доме», - сообщает Юрий.
Кстати, туда же ходили и мыться.
«Раз в две недели я брился. Стирали сами и вручную - воду брали из водоёма. Проблем с питанием не было. Ежедневно в 500 метрах от позиции останавливалась полевая кухня с горячей едой. Проблема была лишь в бесперебойных обстрелах, поэтому чаще ели сухпайки», - делится мужчина.
Что касается питьевой воды, то бутилированную воду бойцам подвозили из тыла.
Приноравливаться пришлось и к походам в туалет.
«Вдвоём пойдешь, один прикрывает, второй - дела свои делает. На передовой твой дом - твои окопы, бывало, что и под обстрелом нужду справляли. Всегда рядом была пустая бутылка. Думаю, объяснять не нужно», - улыбается Юрий.
Не могли мы не поинтересоваться, пьют ли в окопах.
«Боевые 100 грамм — это всё для кино про Великую Отечественную войну. Сейчас там такой «экшен», что никакого алкоголя не надо. На передовой никто не пьёт. Это решение самих ребят», - уверяет боец
Рассказал военный и о взаимодействии с местными.
«Лежал со мной в госпитале парнишка из ВДВ, рассказывал: «Приходим в посёлок, бабулю-божий одуванчик встречаем по пути, бери, мол, сынок, мою сим-карту. Я взял, активировал. Приходим на позицию, накрывать огнём стало. И так один день, второй...
Стали выяснять, что и кто принёс из посёлка. Пошли к бабуле, та призналась, что местные командиры по «симкам» вычисляют местоположение бойцов. Вот такие «высокие отношения». Примеров - громадьё», - рассказывает разведчик.
При этом, по словам военного, на телефоны табу не наложены, главное, чтобы операционная система была аndroid. Для того, чтобы позвонить матерям, жёнам, выходили в посёлок, где ловила сотовая связь.
Солдатское братство
Мы попросили рассказать Юрия о сослуживцах. По словам молодого человека, это обычные парни из глубинки, любящие своих жён и детей, а ещё - Родину.
«Был, значит, с нами один парень. Интуиция, как у экстрасенса. Стоим у дерева, разговариваем. «Сделай шаг в сторону, к дереву», - говорит. Только отошёл, «хлопнули» по нам из автомата. Обоих бог уберёг», - улыбается разведчик, а потом лицо его становится серьёзным:
«Когда ко мне в окоп прилетел миномётный снаряд калибром 82 мм, до точки эвакуации ребята несли меня на спальнике около двух километров. И так каждого раненого вытаскивали с поля боя. Даже с риском для собственной жизни.
И с комбатом нам повезло. Это мой бывший командир разведроты, человек с боевым опытом. По своему складу не кабинетный сотрудник, к сожалению, уже на третий день его участия в СВО получил осколочное ранение. Замполит роты тоже напросился на «передок» и подорвался на гранате. Все всем помогали, старались как могли. Вот такие люди там собрались», - рассказывает Юрий.
«Две гранаты на жилете»
«Нашей задачей было находиться на позиции на случай возможного прорыва противника. Бои шли рядом - Авдеевку брали. Но раза 3-4 нас атаковали, мы отбивались. Расстояние между нами было такое, что поляки (иностранные наёмники) гранаты до нас докидывали», - уверяет Юрий.
По его словам, российские разведчики перехватили их телефонный разговор, суть которого сводилась к следующему: военных, кто на позиции, в плен не брать, всех зачистить.
«После этого у нас было, как в той песне: «Две гранаты на жилете: для врага и для себя», - делится Юрий.
Как уточнил боец, служба шла таким образом: отдых два часа, потом караул столько же. Двое бойцов спят, двое - охраняют.
«Удивительно, спишь мало, но сны приходили. Много что повидал во сне, много кого видал — это личное, рассказывать не буду. Как спал? Броню снимешь, положишь под голову и на бочок. По щелчку засыпал, что могу объяснить только безусловным доверием к товарищам», - признаётся мужчина.
«Существовали какие-то неформальные договорённости с противником, например, у речки не стрелять?»
«На Украине мы бьёмся с наёмниками. Никаких неформальных договорённостей с этими боевиками нет и быть не может. Для понимания: они раненого не добивали, ждали, когда помощь к нему придёт, чтобы рядом «положить», - категоричен военный и продолжает:
«Поэтому своих, живых или мёртвых, только ночью можно было забрать, и то не факт, что с первого раза. Максимальный срок, когда мы не могли добраться до раненого - двое суток. Странно, но противник своих не забирал. Значит, что «своих» с той стороны просто нет?!» - размышляет Юрий.
В общей сложности на передовой он пробыл 22 дня. Без выходных. Их просто не бывает в горячих точках. Прервал боевой путь Юрия, как уже отмечали, миномётный снаряд калибром 82 мм.
«Все это время, пока меня несли до точки эвакуации, я был в сознании. Хорошо помню, что рука как плеть висела. Уже в Белгороде меня ввели в искусственную кому, очнулся в Москве. Узнал, что получил 16 ранений по всему телу. Операций было не счесть. Первое время даже перевязки делали под наркозом», - вспоминает боец.
Ну, а потом пошли несколько месяцев тяжёлых реабилитационных будней.
«В госпиталь большие артисты к нам ходили для поддержания морального духа... А жене разрешили со мной в одной палате жить, она меня с ложки кормила, со шприца поила. Два месяца так ухаживала, как за ребёнком. И потом за счёт Минобороны её заселили в гостиничный номер, недалеко от госпиталя. Когда меня «подлатали», да на ноги поставили, хотели в санаторий отправить, да только я домой напросился. Там дочь ждала», - делится Юрий.
Военнослужащий признаётся, что участие в спецоперации дало ему как бесценный опыт, так и уроки на всю оставшуюся жизнь.
«А когда и чем, по-твоему, всё закончится?» - спрашиваем.
«Все закончится нашей победой! А пока надо помочь пацанам, поэтому, если не спишут, то вернусь!» - подытоживает Юрий.
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее
Приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В Заполярье состоится множество памятных мероприятий. Пройдёт по городу шествие «Бессмертного полка». И в этом полку мы увидим женщинау с плакатом, на котором будет сразу пятьдесят имён. Северянка считает, что больше об этих людях вспомнить некому. Нет в России семьи такой, где б не памятен был...подробнее
ЗАТО Островной – самый отдалённый городок в Мурманской области. Через два дня после начала Великой Отечественной здесь была образована Йоканьгская военно-морская база. После войны там базировались атомные субмарины. В лучшие годы – до 35 АПЛ, четыре дивизии. В Гремихе в 1970-е – до 40 тысяч жителей. И прикрывал всё это целый зенитно-ракетный полк. Но это в...подробнее