Он променял размеренную службу на краю света на обстрелы и миномётные дуэли. В зоне СВО, на передовой, или, как там говорят, - на «передке» - военнослужащий Северного флота находился 22 дня. Дальше на нём разорвался снаряд противника. СеверПост рассказывает историю бойца, с ранением вернувшегося домой.
Когда началась специальная военная операция, Юрий В., отличник войсковой разведки Северного флота по итогам профконкурса (от ред. – да, у военных он тоже есть), нёс службу рядом с Северным полюсом, на Новосибирских островах.
Это локация находится за полярным кругом напротив Якутии. Острова отделяют море Лаптевых от Восточно-Сибирского. По преданию, именно там путешественники когда-то искали таинственную Землю Санникова.
На вопрос, что он искал там, 31-летний североморец отшучивается: 50 оттенков белого.
Из снежного плена военнослужащий выбрался в марте. Выбрался в конкретную точку - в Харьковскую область, а там - весна. Только не время ею любоваться...
Когда человек из обычной жизни попадает в окоп, по колено в грязи и воде, а вокруг всё взрывается, у него жизнь переворачивается, потому и люди ведут себя по-разному.
«Психологически не можешь быть к этому готовым. Но постепенно привыкаешь. Кто-то даже шлем не надевал или бронежилет. А другой, напротив, без двух бронежилетов носа не показывал», - говорит разведчик.
Ни дня без обстрела
«Я и ещё семь ребят - все добровольцы - должны были лететь из Тикси - ближайший крупный город к островам. Но из-за метеоусловий борт отменили, потом снова и снова вылет переносили. Казалось, это стало первой проверкой. Но никто не «соскочил». Затем сообщили, что за нами прилетит борт самого командующего Северным флотом. Так и вышло. И нас доставили на Кольский полуостров», - начинает рассказ с самого начала военный.
После восьмидневных сборов Юрий и его товарищи улетели из Печенги в Белгород.
«Под Белгородом нас заселили на базу, которую первой же ночью противник накрыл ракетой - «Точкой У». Начались суета и метания. Как это стало возможным? С коптера «спалили». У украинцев этого добра много. Им Запад помогает», - категоричен военный.
По словам бойца, дроны в 2022 году стали отдельной боевой машиной. С их помощью видят тебя и днём и ночью.
«Дали и нам коптер на роту. 450 тысяч кто-то заплатил. Связи-то с нами нет, вот и летает «птичка» со штаба. Прилетит, покружится над головами - проверит, живы или нет, и назад. Свой коптер тоже маленько эксплуатировали. Да вот только нашу «птичку» перехватил противник», - вздыхает Юрий.
Сразу добавляет: «У нас убитый был уже на второй день. Парнишке лет 19-20, «первоход», то есть без опыта совсем. Он с товарищем стал копать окоп под себя. Их увидели с коптера и накрыли с миномёта».
Как отмечает Юрий, не так страшен коптер, как его «начинка».
«Фаршируют» их жёстко... Увидишь в небе коптер и начинаешь прислушиваться. Если «тяжело» летит, значит либо с гранатой, либо с ВОГ», - поясняет мужчина.
К счастью, как отмечает Юрий, не весь «фарш» долетал до земли.
По его словам, на передовой было так много счастливых и несчастных совпадений, что люди начинают верить в приметы.
«На позиции, а мы находились рядом с ржаным полем, где, по всей видимости, было много мышей, было и много кошек. Они нас не боялись - шли к бойцам и даже прыгали в окопы. Была у нас одна верная примета: если рядом кошка спит, урчит, значит, всё спокойно. Если животное внезапно убегало, жди прилёта», - делится Юрий.
Воробьёв признаётся, что без обстрелов не обходилось ни дня.
«В день по 16-24 снаряда прилетало. Самое большое количество - 28», - уверяет он.
«Твой дом - твои окопы»
Говоря о своём фронтовом быте, военный поведал, что всё, что положено по штатному расписанию, у них было.
«На свои деньги мы лишь генератор купили, да и то он нам не пригодился. Электроприборы заряжали в оставленном местными доме», - сообщает Юрий.
Кстати, туда же ходили и мыться.
«Раз в две недели я брился. Стирали сами и вручную - воду брали из водоёма. Проблем с питанием не было. Ежедневно в 500 метрах от позиции останавливалась полевая кухня с горячей едой. Проблема была лишь в бесперебойных обстрелах, поэтому чаще ели сухпайки», - делится мужчина.
Что касается питьевой воды, то бутилированную воду бойцам подвозили из тыла.
Приноравливаться пришлось и к походам в туалет.
«Вдвоём пойдешь, один прикрывает, второй - дела свои делает. На передовой твой дом - твои окопы, бывало, что и под обстрелом нужду справляли. Всегда рядом была пустая бутылка. Думаю, объяснять не нужно», - улыбается Юрий.
Не могли мы не поинтересоваться, пьют ли в окопах.
«Боевые 100 грамм — это всё для кино про Великую Отечественную войну. Сейчас там такой «экшен», что никакого алкоголя не надо. На передовой никто не пьёт. Это решение самих ребят», - уверяет боец
Рассказал военный и о взаимодействии с местными.
«Лежал со мной в госпитале парнишка из ВДВ, рассказывал: «Приходим в посёлок, бабулю-божий одуванчик встречаем по пути, бери, мол, сынок, мою сим-карту. Я взял, активировал. Приходим на позицию, накрывать огнём стало. И так один день, второй...
Стали выяснять, что и кто принёс из посёлка. Пошли к бабуле, та призналась, что местные командиры по «симкам» вычисляют местоположение бойцов. Вот такие «высокие отношения». Примеров - громадьё», - рассказывает разведчик.
При этом, по словам военного, на телефоны табу не наложены, главное, чтобы операционная система была аndroid. Для того, чтобы позвонить матерям, жёнам, выходили в посёлок, где ловила сотовая связь.
Солдатское братство
Мы попросили рассказать Юрия о сослуживцах. По словам молодого человека, это обычные парни из глубинки, любящие своих жён и детей, а ещё - Родину.
«Был, значит, с нами один парень. Интуиция, как у экстрасенса. Стоим у дерева, разговариваем. «Сделай шаг в сторону, к дереву», - говорит. Только отошёл, «хлопнули» по нам из автомата. Обоих бог уберёг», - улыбается разведчик, а потом лицо его становится серьёзным:
«Когда ко мне в окоп прилетел миномётный снаряд калибром 82 мм, до точки эвакуации ребята несли меня на спальнике около двух километров. И так каждого раненого вытаскивали с поля боя. Даже с риском для собственной жизни.
И с комбатом нам повезло. Это мой бывший командир разведроты, человек с боевым опытом. По своему складу не кабинетный сотрудник, к сожалению, уже на третий день его участия в СВО получил осколочное ранение. Замполит роты тоже напросился на «передок» и подорвался на гранате. Все всем помогали, старались как могли. Вот такие люди там собрались», - рассказывает Юрий.
«Две гранаты на жилете»
«Нашей задачей было находиться на позиции на случай возможного прорыва противника. Бои шли рядом - Авдеевку брали. Но раза 3-4 нас атаковали, мы отбивались. Расстояние между нами было такое, что поляки (иностранные наёмники) гранаты до нас докидывали», - уверяет Юрий.
По его словам, российские разведчики перехватили их телефонный разговор, суть которого сводилась к следующему: военных, кто на позиции, в плен не брать, всех зачистить.
«После этого у нас было, как в той песне: «Две гранаты на жилете: для врага и для себя», - делится Юрий.
Как уточнил боец, служба шла таким образом: отдых два часа, потом караул столько же. Двое бойцов спят, двое - охраняют.
«Удивительно, спишь мало, но сны приходили. Много что повидал во сне, много кого видал — это личное, рассказывать не буду. Как спал? Броню снимешь, положишь под голову и на бочок. По щелчку засыпал, что могу объяснить только безусловным доверием к товарищам», - признаётся мужчина.
«Существовали какие-то неформальные договорённости с противником, например, у речки не стрелять?»
«На Украине мы бьёмся с наёмниками. Никаких неформальных договорённостей с этими боевиками нет и быть не может. Для понимания: они раненого не добивали, ждали, когда помощь к нему придёт, чтобы рядом «положить», - категоричен военный и продолжает:
«Поэтому своих, живых или мёртвых, только ночью можно было забрать, и то не факт, что с первого раза. Максимальный срок, когда мы не могли добраться до раненого - двое суток. Странно, но противник своих не забирал. Значит, что «своих» с той стороны просто нет?!» - размышляет Юрий.
В общей сложности на передовой он пробыл 22 дня. Без выходных. Их просто не бывает в горячих точках. Прервал боевой путь Юрия, как уже отмечали, миномётный снаряд калибром 82 мм.
«Все это время, пока меня несли до точки эвакуации, я был в сознании. Хорошо помню, что рука как плеть висела. Уже в Белгороде меня ввели в искусственную кому, очнулся в Москве. Узнал, что получил 16 ранений по всему телу. Операций было не счесть. Первое время даже перевязки делали под наркозом», - вспоминает боец.
Ну, а потом пошли несколько месяцев тяжёлых реабилитационных будней.
«В госпиталь большие артисты к нам ходили для поддержания морального духа... А жене разрешили со мной в одной палате жить, она меня с ложки кормила, со шприца поила. Два месяца так ухаживала, как за ребёнком. И потом за счёт Минобороны её заселили в гостиничный номер, недалеко от госпиталя. Когда меня «подлатали», да на ноги поставили, хотели в санаторий отправить, да только я домой напросился. Там дочь ждала», - делится Юрий.
Военнослужащий признаётся, что участие в спецоперации дало ему как бесценный опыт, так и уроки на всю оставшуюся жизнь.
«А когда и чем, по-твоему, всё закончится?» - спрашиваем.
«Все закончится нашей победой! А пока надо помочь пацанам, поэтому, если не спишут, то вернусь!» - подытоживает Юрий.
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее
Приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В Заполярье состоится множество памятных мероприятий. Пройдёт по городу шествие «Бессмертного полка». И в этом полку мы увидим женщинау с плакатом, на котором будет сразу пятьдесят имён. Северянка считает, что больше об этих людях вспомнить некому. Нет в России семьи такой, где б не памятен был...подробнее
ЗАТО Островной – самый отдалённый городок в Мурманской области. Через два дня после начала Великой Отечественной здесь была образована Йоканьгская военно-морская база. После войны там базировались атомные субмарины. В лучшие годы – до 35 АПЛ, четыре дивизии. В Гремихе в 1970-е – до 40 тысяч жителей. И прикрывал всё это целый зенитно-ракетный полк. Но это в...подробнее
Миллионы людей на всей планете празднуют Пасху – светлое Христово Воскресение. Своими мыслями о сути и особенностях этого события поделился с СеверПост секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии, настоятель мурманского храма Святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиерей Владимир Семёнов. Пасха – событие мировое, и затрагивает абсолютно всех,...подробнее
В 2000-х в Мурманске редкий поход на улицу обходился без встречи с человеком без определённого места жительства. Бомжи обитали везде: в центре, на вокзале, теплотрассах, помойках и заброшенных стройках. Со временем их стало меньше, но они не исчезли. Как сейчас выглядят мурманские бомжи и какова смертность среди них? Выяснял СеверПост. Помолодели на 20 лет За последние два...подробнее
Негосударственные поставщики социальных услуг в Мурманской области бьют тревогу. По их словам, им урезали количество услуг и финансирование. Да и денег многие из них с начала года не видели: работникам нечем платить зарплату, предпринимателям приходится залезать в долги, некоторым и вовсе грозит закрытие. При этом государственные учреждения обеспечить всех нуждающихся вряд ли...подробнее
Мурманчанке Антонине Баранцевой 102-ой год. Ее сыну -79 лет, старшей внучке - 52 года, а правнучка - подросток. Она видела смену эпох, правителей и технологий - от первых телевизоров до современных смартфонов. В разбитом бомбами Ленинграде рыла окопы, работала на оборону. Как и все ленинградцы, пережила холод, голод, смерть близких. И оттуда «Дорогой жизни»...подробнее
Международный арктический форум в Мурманске завершился, но отголоски большого события звучат и по сей день. Его активно освещали журналисты АЗРФ и федцентра, что вполне объяснимо. Удивительно, но МАФ стал главной темой СМИ регионов, чье местоположение, на первый взгляд, с Арктикой совсем не связано. Подробности – в материале СеверПост. Спорт, здоровье, Севморпуть...подробнее
С ростом процентов по ипотеке покупка квартиры, которая для многих и без того была непозволительной роскошью, стала и вовсе недостижимой. Однако находятся и те, кто даже в существующих рыночных реалиях решается на важную сделку. Кто эти люди, которые делают столь крупные покупки в непростое время? И настанет ли момент, когда купить квартиру станет реально выгодно? Разбирался...подробнее
Инвестпроекты ФосАгро изменили облик «Апатита» и характер труда горняков. Спускаясь в подземку Кировского рудника, невольно начинаешь удивляться. Нет, не масштабу производства и бесконечному переплетению горных выработок, ставших своего рода улицами этого гигантского подземного «города». Самому старому руднику «Апатита» положено быть...подробнее