Бизнес

2023-02-02, 16:41
Фото: РИА Новости / Павел Львов

РЖД: Строительство Мурманского транспортного узла тормозит МОЭСК

На строительство и модернизацию объектов Мурманского транспортного узла возлагаются особые надежды. Объект важен и для Мурманской области, и для страны. Вот только стройка идёт с задержками. В этот раз «отличилась» конкретная контора. Подразделение Российских железных дорог обвинило Мурманскую областную электросетевую компанию в срыве сроков работ. Виновных РЖД просит привести в чувство.

 

Готовность портового терминала «Лавна» на конец декабря составила уже 50%.

Если раньше под аббревиатурой «МТУ» подразумевалось только строительство угольного терминала «Лавна», то сейчас на западном берегу Кольского залива начато строительство, или пока проектирование, ещё целого ряда крупных объектов.

Речь, в частности, идёт о портовом терминале «Тулома», о рыбацкой базе «Ударник», по сути, втором рыбном порте Мурманска, о «белорусском» терминале для обработки калийных удобрений…

Перспективы очень серьёзные.

 

Но есть одно жирное «Но»

 

Всё это индустриальное счастье не заработает без железной дороги.

Она строится за счёт средств бюджетных инвестиций, и единственным исполнителем определено АО «РЖД».

До конца 2024 года ему предстоит ввести в эксплуатацию объекты, которые включают в себя железнодорожную линию от станции Выходной, мост через Тулому, станцию Мурмаши 2 и станцию Лавна.

Кроме того, при вводе в эксплуатацию этой железнодорожной ветки и предприятий МТУ пропускная способность существующей однопутки, проходящей по территории Кольского полуострова, окажется крайне недостаточной.

С этой целью Октябрьская железная дорога ведёт реализацию в Мурманской области объекта «Мурманск – Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Удлинение существующих и строительство дополнительных приёмо-отправочных путей на станции Кандалакша Октябрьской железной дороги».

 

И вот тут оказалось, что не всё зависит от железнодорожников

 

По маршруту строительства новых путей проложены кабельные линии 10 кВ, принадлежащие Мурманской электросетевой компании, пресловутой МОЭСК.

Как рассказал СеверПост источник в РЖД, ещё в сентябре 2020 года с МОЭСК был заключён компенсационный договор на перенос кабельных линий, естественно, не бесплатно.

По условиям договора, на первом этапе МОЭСК проводит проектные работы и кладёт проект на утверждение. На втором этапе осуществляется сам перенос сетей.

В октябре 2020 года МОЭСК приняла от РЖД аванс в сумме 1 537 691 рублей. Деньги дали, чтобы максимально быстро выполнить работы.

Однако на согласование в адрес ОАО «РЖД» к настоящему времени поступила только рабочая документация. Сводный сметный расчёт и заключение экспертизы так и не были представлены.

Отсюда вытекает, что по состоянию на конец января 2023 годы МОЭСК к работам по выносу кабельных линий даже не приступала.

Между тем, Октябрьская железная дорога обязана завершить и сдать все работы на своём масштабном объекте 25 июля 2023 года.

Как констатирует источник СеверПост в РЖД, компания не может продолжить и завершить строительно-монтажные работы, из-за саботажа МОЭСК.

Ситуация уже стала настолько критичной, что РЖД официально обратилось в региональное правительство с просьбой приструнить нерадивого подрядчика.


Напомним, полное окончание строительства МТУ – декабрь 2024 года.

 

Абсолютно закономерно и логично возникают вопросы:

 

  1. Когда какой-нибудь установщик окон взял с жильцов деньги и сбежал, то его наказывают за мошенничество. А как квалифицировать поведение МОЭСК, получившей деньги и не сделавшей, по сути, ничего?

  2. По факту, речь идёт об угрозе срыва важнейшей стратегической стройки, которая позарез необходима в условиях нынешнего противостояния России и Запада. Так вот, какую ответственность понесёт срывающая стратегическую стройку компания?

Ответов на два эти вопроса пока нет. Зато есть крайне интересные детали. МОЭСК, похоже осыпается по всем фронтам.

У компании огромные долги перед «Россетями» за уже поставленную электроэнергию.

Администрация Мурманска обратилась в арбитражный суд, чтобы забрать у МОЭСКа городское сетевое хозяйство. Чиновники банально хотят избежать отключений и аварий на сетях, которые, судя по исковому заявлению, не обслуживаются должным образом.

Теперь ещё и скандал с РЖД. Итоговое резюме серьёзно впечатляет, и явно имеет негативный окрас.

К слову, конечным бенефициаром МОЭСК часто называют широко известного в Мурманске предпринимателя Владимира Блинского.

Так вот, что-то подсказывает, что срыв работ, в которых заинтересовано ОАО «РЖД» может выйти боком кому угодно. И смотреть на фамилии и лица при определении виновника вообще не станут.

Как будет на самом деле, узнаем позже.