На строительство и модернизацию объектов Мурманского транспортного узла возлагаются особые надежды. Объект важен и для Мурманской области, и для страны. Вот только стройка идёт с задержками. В этот раз «отличилась» конкретная контора. Подразделение Российских железных дорог обвинило Мурманскую областную электросетевую компанию в срыве сроков работ. Виновных РЖД просит привести в чувство.
Готовность портового терминала «Лавна» на конец декабря составила уже 50%.
Если раньше под аббревиатурой «МТУ» подразумевалось только строительство угольного терминала «Лавна», то сейчас на западном берегу Кольского залива начато строительство, или пока проектирование, ещё целого ряда крупных объектов.
Речь, в частности, идёт о портовом терминале «Тулома», о рыбацкой базе «Ударник», по сути, втором рыбном порте Мурманска, о «белорусском» терминале для обработки калийных удобрений…
Перспективы очень серьёзные.
Но есть одно жирное «Но»
Всё это индустриальное счастье не заработает без железной дороги.
Она строится за счёт средств бюджетных инвестиций, и единственным исполнителем определено АО «РЖД».
До конца 2024 года ему предстоит ввести в эксплуатацию объекты, которые включают в себя железнодорожную линию от станции Выходной, мост через Тулому, станцию Мурмаши 2 и станцию Лавна.
Кроме того, при вводе в эксплуатацию этой железнодорожной ветки и предприятий МТУ пропускная способность существующей однопутки, проходящей по территории Кольского полуострова, окажется крайне недостаточной.
С этой целью Октябрьская железная дорога ведёт реализацию в Мурманской области объекта «Мурманск – Петрозаводск, строительство вторых железнодорожных путей общего пользования. Удлинение существующих и строительство дополнительных приёмо-отправочных путей на станции Кандалакша Октябрьской железной дороги».
И вот тут оказалось, что не всё зависит от железнодорожников
По маршруту строительства новых путей проложены кабельные линии 10 кВ, принадлежащие Мурманской электросетевой компании, пресловутой МОЭСК.
Как рассказал СеверПост источник в РЖД, ещё в сентябре 2020 года с МОЭСК был заключён компенсационный договор на перенос кабельных линий, естественно, не бесплатно.
По условиям договора, на первом этапе МОЭСК проводит проектные работы и кладёт проект на утверждение. На втором этапе осуществляется сам перенос сетей.
В октябре 2020 года МОЭСК приняла от РЖД аванс в сумме 1 537 691 рублей. Деньги дали, чтобы максимально быстро выполнить работы.
Однако на согласование в адрес ОАО «РЖД» к настоящему времени поступила только рабочая документация. Сводный сметный расчёт и заключение экспертизы так и не были представлены.
Отсюда вытекает, что по состоянию на конец января 2023 годы МОЭСК к работам по выносу кабельных линий даже не приступала.
Между тем, Октябрьская железная дорога обязана завершить и сдать все работы на своём масштабном объекте 25 июля 2023 года.
Как констатирует источник СеверПост в РЖД, компания не может продолжить и завершить строительно-монтажные работы, из-за саботажа МОЭСК.
Ситуация уже стала настолько критичной, что РЖД официально обратилось в региональное правительство с просьбой приструнить нерадивого подрядчика.
Напомним, полное окончание строительства МТУ – декабрь 2024 года.
Абсолютно закономерно и логично возникают вопросы:
Когда какой-нибудь установщик окон взял с жильцов деньги и сбежал, то его наказывают за мошенничество. А как квалифицировать поведение МОЭСК, получившей деньги и не сделавшей, по сути, ничего?
По факту, речь идёт об угрозе срыва важнейшей стратегической стройки, которая позарез необходима в условиях нынешнего противостояния России и Запада. Так вот, какую ответственность понесёт срывающая стратегическую стройку компания?
Ответов на два эти вопроса пока нет. Зато есть крайне интересные детали. МОЭСК, похоже осыпается по всем фронтам.
У компании огромные долги перед «Россетями» за уже поставленную электроэнергию.
Администрация Мурманска обратилась в арбитражный суд, чтобы забрать у МОЭСКа городское сетевое хозяйство. Чиновники банально хотят избежать отключений и аварий на сетях, которые, судя по исковому заявлению, не обслуживаются должным образом.
Теперь ещё и скандал с РЖД. Итоговое резюме серьёзно впечатляет, и явно имеет негативный окрас.
К слову, конечным бенефициаром МОЭСК часто называют широко известного в Мурманске предпринимателя Владимира Блинского.
Так вот, что-то подсказывает, что срыв работ, в которых заинтересовано ОАО «РЖД» может выйти боком кому угодно. И смотреть на фамилии и лица при определении виновника вообще не станут.
Как будет на самом деле, узнаем позже.
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее
Лидер российского рынка минеральных удобрений в 2024 году нарастил выпуск агрохимической продукции на 4,3%, а в январе текущего года поставила сразу два рекорда по отгрузкам. На состоявшемся накануне заседании Совета директоров компании «ФосАгро» ее генеральный директор Михаил Рыбников озвучил итоги 2024 года, который завершился для Группы новыми...подробнее
На пресс-конференции, посвящённой итогам работы Кольской АЭС в 2024 году, директор станции Василий Омельчук не только отчитался об успехах своего коллектива, но и дал возможность журналистам заглянуть в ближайшее, и даже несколько отдалённое, будущее. Между тем, за его спокойной и деловитой манерой изложения легко читается великая гордость за своё предприятие, на которое он...подробнее
Похороны никогда не были дешёвым мероприятием, однако за последний год средний погребальный бюджет в Мурманской области увеличился как минимум на четверть. Во сколько нынче обойдётся прощание с усопшим? В теме разбирался СеверПост. Погребальный минимум Как известно, похороны – событие для живых. Причём не только с экзистенциальной точки зрения. Конечно же, главный...подробнее
«Мёртвые души» после взятки, пожалуй, — наиболее известная и часто встречающаяся форма коррупции. «Успех» гарантирует распространённость во всех бюджетных сферах. В Оленегорске хвост прищемили очередному такому комбинатору. Мужчина организовал бизнес на стариках, нуждающихся в социальном обслуживании. Детали — в материале...подробнее
В Мурманской области действуют два важнейших преференциальных режима – Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) и территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». Предусмотренные для их резидентов меры поддержки успели стать хорошим подспорьем для местного предпринимательского сообщества. Роль координатора по работе с инвесторами, принявшими...подробнее
В рамках пленарного заседания Государственной думы РФ прошёл «правительственный час», посвящённый роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства. Ориентировать на трудоустройство Спикерами «правительственного часа» выступили заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр...подробнее
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
Российские предприятия вынуждены непрерывно искать новые бизнес-модели, подстраиваясь под изменения и справляясь с вызовами для отечественной экономики. Важно в этом отношении формирование устойчивого производственного потенциала с акцентом на сотрудников компании. Этому была посвящена неделя инноваций и производительности IN’HUB, которая проходила в Мурманске....подробнее
Компания «ФосАгро» возглавила обновлённый рэнкинг компаний с лучшими корпоративными практиками в области ESG, составленный независимым агентством RAEX. Российский агрохимический гигант стал лучшим из 80 его участников, а также абсолютным лидером по социальному фактору. Рэнкинг формируется с 2018 года на основе всестороннего анализа качества управления ESG-рисками и...подробнее
На непосвящённых расшифровка аббревиатуры АО «НИУИФ» – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам – может навевать тоску и скуку. Казалось бы, ну что интересного может быть в этой сфере? Те, кто хоть немного в теме, относятся к научному заведению имени профессора Я. В. Самойлова с неподдельным уважением и восхищением. Это...подробнее
В Апатитах и Кировске успешно реализуется полный цикл подготовки специалистов для горной промышленности. Путь в инженерные профессии начинается со школьной скамьи, а после обучения в вузе выпускников ждет трудоустройство в компанию «ФосАгро». За последние 10 лет в выстраивание собственной образовательной модели «Школа – колледж/вуз –...подробнее