Фото: СеверПост / Нармина Титова
Порт «Лавна» - одна из главных строек страны. В опытную эксплуатацию объект обещают запустить уже в декабре, а первые отгрузки угольной продукции запланированы на 2024 год. Как стройка выглядит сейчас? Какие задачи приходится решать инженерам? Что замедляет ход строительства? Узнаете из фоторепортажа СеверПост.
«Лавна» - это первый порт, который строится в Мурманской области со времён Советского Союза. Если отбросить все официальные формулировки, он станет частью Мурманского транспортного узла и позволит расширить экспортные поставки.
Строительство порта началось в 2014 году, в пандемию его приостановили. Работы возобновили в сентябре 2021 года. Сейчас готовность объекта составляет 57%.
За ближайшие два года строители должны сделать почти столько же, сколько было сделано за предыдущие восемь лет. Пока, по заверению подрядчика, всё идёт по графику.

Сейчас на железнодорожных объектах проекта работают 417 человек и 57 единиц техники. Однако к лету там будут трудиться 2,5 тысячи человек и порядка 500 единиц техники, рассказал заместитель генерального директора по объектам железнодорожного транспорта ФКУ «Ространсмодернизация» Александр Шатунов.
Шатунов также напомнил, что фронт работ - 49 километров железной дороги и семь искусственных сооружений, основным из которых является мост через Тулому. Его строительство «расконсервируют» в марте-апреле, а основные работы начнутся в мае.
На строительстве «Лавны» приходится решать сложные технические задачи. Об этом рассказал начальник участка АО «Трест Гидромонтаж» Виталий Гриднев.
По его словам, осталось погрузить около двухсот свай из 870.
«Сваи примерно в июле должны полностью закончить погружать. Полностью срок окончания строительства причала – декабрь», - сказал Гриднев.
Забивают сваи гидромолотом весом 500 тонн. Если в это время находится на причале, ощущение, что стоишь на рельсах, по которым едет поезд. Вибрация такая же.
В качестве основных сложностей он назвал «сложную геологию». Так, на одном из причалов строители сталкиваются с тем, что сваи «не доходят до проекта, и их приходится практически все бурить.
Это замедляет ход работ примерно в пять раз. Также приходится всё время разрабатывать новые технологии. Тем не менее объект обещают сдать в срок.
Опытная эксплуатация должна начаться в декабре 2023 года. А первые отгрузки угольной продукции запланированы на 2024 год, мощность угольного терминала составит 18 млн тонн в год.
Вот уже неделю пустует кресло бизнес-омбудсмена Мурманской области. Бывший уполномоченный по делам предпринимателя Марта Говор стала министром туризма и предпринимательства, освободив место для преемника. Кандидатуры на замену только обсуждаются. Кого хотят видеть в этой роли сами предприниматели? Узнавал СеверПост. Бизнес vs Власть Самый, пожалуй,...подробнее
Прокуратура Мурманской области подала в арбитражный суд региона иск к ООО «Аквариум», учредителю организации и двум генеральным директорам (бывшему и нынешнему) иск почти на миллиард рублей. Надзорный орган требует расторгнуть договор на поставку дорожной техники с фирмой из Киргизии. Там считают, что сделка наносит ущерб интересам страны. Ответчик говорит о...подробнее
Минфин России представил пакет фискальных новаций, призванных обеспечить доходы федерального бюджета на 2026–2028 годы. Среди ключевых мер — повышение НДС и снижение порога для «упрощёнки». Эти инициативы уже раскололи экспертное сообщество на два лагеря: одни видят в них стратегическую необходимость для устойчивого развития, другие — прямой удар...подробнее
Кажется, северяне уже начали привыкать к ограничениям мобильного интернета. Где-то сложности возникают на короткий промежуток времени, например, из-за празднования Дня города, а где-то, как военных гарнизонах - длительно. Как это влияет на бизнес и почему предпринимателям приходится выживать, выяснял СеверПост. В понедельник прозвучал тревожный звоночек. В Кировске из-за...подробнее
Есть ли у малых городов будущее? Как историческое наследие, местные традиции и креативные индустрии могут стать драйверами экономики? На эти и другие вопросы ответили участники деловой программы Gastro Industry Fest (12+), который прошёл в Никеле. Нынешний год объединил несколько значимых юбилеев: пять лет самому фестивалю, 90 лет компании «Норникель», 80 лет...подробнее
В 2022 году компании «Студёный берег» дали 10 миллионов бюджетных рублей для запуска официального пляжа на реке Ура. Спустя три года объект не работает. А региональный комитет по туризму считает, что условия соглашения выполнены. Хотели, как лучше В 2022 году Мурманская область по национальному проекту «Туризм и индустрия...подробнее
Известный мурманский предприниматель Валерий Арчинов отреагировал на полученный им отказ в льготе по оплате аренды земли. Он утверждает, что стоимость аренды земельного участка в черте Мурманска площадью почти 24 гектара ему увеличили в 190 раз. И это при том, что он уже немало вложил в приведение земли в порядок. Но у региональной власти есть и свои серьёзные резоны. В доводы...подробнее
На полях главного бизнес-форума страны компания и правительство региона подписали очередное соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. В ходе Петербургского международного экономического форума правительство Мурманской области и компания «ФосАгро» подписали Соглашение о социально-экономическом партнерстве на 2025-2027 годы. Подписи под документом...подробнее
Российский союз промышленников и предпринимателей подвёл итоги Всероссийского конкурса «Флагманы бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость». В этом году в нём приняли участие 200 крупных российских компаний. По итогам работы жюри, которое оценивало итоги работы конкурсантов в прошлом году, были определены победители в 17 номинациях. По совокупности побед в...подробнее
В Мурманской области разгорается очередной конфликт между прибрежными рыбопромышленниками и пограничниками. Поводом стали разночтения российско-норвежских соглашений. Судебный прецедент уже создан. Рыбаки проиграли и считают, что тем самым их приравняли к браконьерам. Пограничники настаивают на своей правоте. СеверПост про историю конфликта. С моря в...подробнее
Территория опережающего развития «Столица Арктики» отмечает свой первый юбилей, став мощной опорой для градообразующих компаний региона. За эти пять лет преференциальный режим зарекомендовал себя как эффективный инструмент поддержки бизнеса, способствующий экономическому росту. На сегодняшний день статус резидента ТОР «Столица Арктики» по соглашениям с...подробнее
Накануне Дня Победы в Великой Отечественной войне на Восточном руднике Кировского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») запустили в эксплуатацию новый БЕЛАЗ-7513D. Гиганту грузоподъёмностью 136 тонн присвоили имя. Он был назван в честь 80-летия Великой Победы. Именитые машины ОАО «БЕЛАЗ» и Кировский филиал АО «Апатит»...подробнее
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее