Общество

2023-02-27, 14:13
Фото: из личного архива Р. Пономарёва

Мурманский онколог о работе в Донбассе

Не только на плечах военных держится спецоперация. Людям неоценимую помощь оказывают и врачи. Мурманский онколог Роман Пономарёв - один из них. Депутат Мурманской областной Думы и заместитель главного врача по хирургии областного онкологического диспансера в свой отпуск отправился в Донбасс. О клятве Гиппократа и работе в сложных условиях врач рассказал СеверПост. 


Эмоции оставляешь дома

«Поехал по собственной инициативе и зову сердца. Обычное человеческое желание принести людям пользу. Тем более, что знал, что в зоне СВО не хватает врачебных рук», - объясняет своё решение оказаться за линией мирной жизни Роман Пономарёв.

О том, куда он собрался, было известно только близким родственникам и начальнику на работе.

«Семья на моё решение отреагировала нормально, мои знали, что я хотел внести свою лепту ещё в прошлом году, но не было возможности. Однако, чем ближе было ко дню вылета, тем сильнее росло напряжение. Тем более, что я до последнего не знал, где именно окажусь. Эту информацию в целях безопасности не разглашали. Мама, провожая меня, положила в сумку иконку - оберег Матроны Московской, я расцеловал её, супругу, дочек, и пошёл на борт», - описывает начало доктор.

Как рассказал Пономарёв, в зоне СВО он провёл три недели, работая в госпитале. Жил в больничной палате вместе с тремя коллегами - такими же добровольцами из разных регионов.

По словам медика, его помощь понадобилась и в перевязочной, где не иссякал поток пациентов. Так, по его признанию, он делал до 120 перевязок в день.

Пригодился мурманский доктор и в приёмно-сортировочном отделении, где нужно было очень быстро оценивать характер и степень тяжести ранений, определять, кого и куда направлять. А уже на пятый день мурманский онколог перебрался в операционную.

«Военная хирургия - это другая философия, другой подход к лечению, поэтому пару дней пришлось адаптироваться. Но, как считают сами хирурги, военная хирургия очень близка онкологии, так как все повреждённые, контуженные ткани надо удалять как можно шире, глубже, больше, потому что, к сожалению, через некоторое время они погибнут, и это не позволит нормально заживать ране», - объясняет онколог.

К счастью, всех, кого он оперировал, удалось спасти. Более того, его знания помогли коллегам.

«В онкологии я применял различные виды кожной пластики для закрытия дефектов кожи, мышц. И этот опыт пригодился в устранении дефектов после ранений», - признаётся онколог с 25-летним стажем.

По словам медика, рабочий день продолжался с 8 утра и завершался ближе к часу ночи. В среднем общее количество операций в сутки - 50-60. Всё, о чём мечтают доктора в таком режиме - добраться до койки.

«Спали по 4-5 часов, но этого хватало, чтобы высыпаться и снова работать», - уверяет онколог.

Как отмечает врач, всё необходимое в госпитале было.

«В медучреждении был и рентген, который позволял определить, где находится осколок или пуля, и аппараты УЗИ. Да, чего-то не хватало, что-то я привёз с собой из Мурманска. Мои коллеги - настоящие профессионалы. Вместе мы проводили операции практически любого уровня сложности», - отмечает доктор.


Самые дорогие слова: «Жив-здоров»

И всё же бывали трудности. Так, работать иногда приходилось под грохот снарядов.

«Страшно не было. Медики, как и местные жители, быстро привыкают к тому, что где-то стреляют. Эмоции оставляешь «дома» и просто занимаешься своим делом. Таков долг врача, мы за этим шли в медицину. Пару раз было несколько опасных моментов, из-за которых пришлось спускаться в подвал госпиталя, но, глядя на наших мужественных пациентов, никто из врачей не мог проявлять малодушия», - говорит Роман Пономарёв.


И приводит случай из практики, поразивший его.

«В приёмно-сортировочное отделение привели бойца с ранением грудной клетки. Диагностировали у него пневмоторакс, стали готовить к операции. И обратили внимание, что у него ампутирована правая нога. На вопрос о том, как он на фронте без ноги воюет, ответил: «Как я с двумя руками буду дома сидеть?!»», - признаётся доктор.



Поразило медика и повсеместное желание больных, как можно скорее вернуться на передовую.

«Это невероятно мотивировало, там заряжаешься патриотизмом», - уверяет Роман.

Имели места и чудеса в работе.

«К нам в госпиталь доставили бойца со сквозным пулевым ранением органов брюшной полости. Повезли его в операционную, «открываем» живот, а там нет ни одного повреждения. Представляете, пуля прошла в правый бок, под кожей обошла весь живот и филигранно вышла с левого бока, абсолютно ничего не задев. Судьба у человека такая, про таких говорят, что в рубашке родился», - улыбается Роман.

По словам врача, поработав в военных условиях, он осознал, как драгоценны минуты мира.

«Там, где я оказался, военное положение, из-за комендантских часов выходы из госпиталя, перемещение по улицам крайне ограничены. Как я понял, человек в самых форс-мажорных обстоятельствах будет выживать, приспосабливаться, при этом хороший человек останется человеком. Самое сложное для меня было периодическое отсутствие связи с домом. Поэтому так драгоценны были минуты мира и два слова жене в сообщении: «Жив-здоров», - говорит доктор.

В настоящее время Роман находится вне зоны СВО. И после небольшого отдыха с семьей он вернётся к приёму своих пациентов в онкодиспансере.

Но признаётся, что уже обсуждал с руководителем возможность повторной поездки в зону дислокации.

«Кем бы ты ни был: военный, волонтёр, учитель или медик - каждый вносит свой вклад в победу», - заявляет Пономарёв.

А людям всегда будет нужна помощь доктора.