Общество

2014-10-17, 11:17

В Заполярье завезли десятки тысяч поддельных полисов ОСАГО

В Мурманскую область за 2014 год, по данным правоохранительных органов, завезено до 10 тысяч поддельных полисов ОСАГО. Учитывая, что в регионе - порядка 107 тысяч автомобилистов, то получается, что каждый десятый водитель может остаться без страховки.

«Началось всё в ноябре 2013 года, когда появились сложности с оформлением полисов ОСАГО в Мурманской области, - рассказал СеверПост юрист и председатель организации «Автоклуб Мурман» Андрей Шарков. - Связано это с тем, что Заполярье считается одним из убыточных регионов для ОСАГО. Ведь у нас практически девять месяцев зима, а зимой - много мелких аварий. Поэтому в нашем регионе ДТП происходят гораздо чаще, чем в центральной России или на юге. Поэтому страховщики стали уклоняться от заключения договоров».

Такая ситуация со временем прогрессировала, и в итоге дошло до того, что практически нигде по Мурманску и области в страховых компаниях невозможно было купить полис.

«Как и в любой другой ситуации, когда появляется искусственный дефицит, начали появляться люди, которые решали проблему обходными путями. Самый простой способ - купить полисы в регионах относительно невысокой убыточностью и высоким коэффициентом, - разъяснил Андрей Шарков. - Либо навязывались дополнительные услуги, то есть страховщики всячески старались увеличить рентабельность. Так как часть страховых компаний пошли по пути навязывания услуг, то вторая часть решила просто прекратить продажи, а вслед за этим «серые диллеры» начали возить полисы из Москвы и Петербурга».

Отследить подлинный ли полис у автовладельцев до недавнего времени возможности не было. Причем внешне поддельный полис ничем не отличается. Есть разного уровня подделки, фактически изготовленные на таких же бланках. Сейчас сайт Российского Союза Автостраховщиков позволяет проверить полис по его номеру.

«У человека, причинившего ущерб, с поддельным полисом ответственность не застрахована. Это просто бумажка. Поэтому помимо затрат на сам полис, водителю также придется возмещать причиненный ущерб самостоятельно. Стоимость ремонта новых автотранспортных средств весьма существенна. К примеру, при небольшом контакте при повреждения бампера и фары нового автомобиля может доходить до 130 тысяч рублей, а покраска одного элемента — порядка шести-восьми тысяч, в зависимости от объема работы. То есть сумма не копеечная», - отметил мурманский юрист.

Получается, если поддельный полис окажется у пострадавшего в ДТП, то это не так критично, так как он все равно получит компенсацию, обратившись в страховую компанию виновника. Но если человек, виновный в аварии, стал обладателем поддельного полиса, то человеку придется выплачивать из своего кармана десятках и сотни тысячи рублей.

«Учитывая, что полис страхования заключается на один год, то к концу текущего года и началу 2015-го в Мурманске случится пик таких случаев, - резюмировал Андрей Шарков. - А пока к нам обращаются один-два человека в неделю с поддельными полисами».

При этом, в Заполярье в официальных офисах продаж страховых компаний полисов нет, а также автолюбителям начинают навязывать дополнительные услуги: страховку на жизнь либо недвижимость. Так, например, летом этого года северяне могли приобрести полис ОСАГО только в Умбе, по будням и только до обеда, что не очень то удобно было для жителей областного центра. На сегодня получение полисов ОСАГО по-прежнему остается острым моментом - то сами полисы невозможно купить, то цены на них активно растут.