Общество

2023-03-08, 10:00
Фото: СеверПост/ Александр Логинов и из архива героев публикации

«Я боялась, что услышав меня, кто-то захочет выйти из самолёта»

Она год работает пилотом в гражданской авиации и 10 лет бороздит небо на разных летательных аппаратах. Кто и что окрыляет единственную женщину, доставляющую на Кольский полуостров пассажиров, в материале СеверПост к Международному женскому дню.

 

Улётный экипаж

Авиация - удел мужчин. Это утверждение безбожно устарело. Именно так считает второй пилот на самолёте CRJ-200 авиакомпании «Северсталь» Анастасия Тушенкова. Она летает в Мурманск, Апатиты, Архангельск, Екатеринбург, Петрозаводск, Москву и Петербург.

В среднем за месяц в небе девушка проводит 50-60 часов. В таком графике пилотесса живёт уже год.

По её словам, российские авиакомпании уже приняли тот факт, что не смогут удержаться в патриархальном мире. В настоящее время, по разным оценкам, в пассажирской авиации нашей страны работают около 100 пилотов слабого пола. В мировой практике за штурвалами самолётов 2% дам.

«Раньше при устройстве в авиакомпанию женщин первым делом спрашивали: «Когда в декрет?» Сейчас по выходу из отпуска по уходу за ребёнком женщины спокойно садятся за штурвал», - отмечает Тушенкова.

Как уверяет лётчица, профессия пилота становится всё популярнее среди женщин. Так, если раньше в институте гражданской авиации на курсе учились одна-две девушки, то сейчас их от 20 до 25.

«По моему выпуску могу сказать, что у нас из семерых девушек четверо устроились по профессии. При этом нашли работу только пятеро из 30 парней», - дополняет свои слова примерами Анастасия.

По мнению 25-летнего пилота, барышни создали неплохую конкуренцию парням.

«В плане теоретической подготовки мы в университетские годы давали фору пацанам, потому что, как известно, девушки ответственнее относятся к учёбе и качественнее штудируют учебники. Я помню, как на экзамене по теории двигателей парни просили списать у девчат», - улыбается Анастасия.

Впрочем, без гендерных укольчиков в карьере не обошлось.

«Каждый раз при прохождении медкомиссии меня сначала направляли к психиатрам, где приходилось убеждать взрослых тётенек в том, что я уверена, что предназначена для этой профессии и хочу посвятить ей свою жизнь. А меня провоцировали: «Может всё-таки нужно идти рожать детей и варить борщи?» - делится Тушенкова.

Как считает пилот, помимо крепкой теоретической базы женщины в эту профессию могут привнести то, что им свойственно - красоту.

«Ещё со времен Великой Отечественной войны девушки были украшением полка. И мне кажется, я тоже являюсь украшением авиакомпании «Северсталь»», - кокетничает Анастасия.

Красавицу Анастасию Тушенкову пассажиры, увы, не видят. Но однажды им её довелось услышать.

«Не так давно командир предложил мне сказать приветственную речь пассажирам. Я в отказ, говорю, мол, лучше не надо, боюсь, что услышав меня, кто-то захочет выйти из самолёта. А он в ответ: «Ну, это мы сейчас и проверим». И я заговорила с пассажирами, постаралась при этом говорить максимально твёрдо и уверенно. Как потом рассказывал бортпроводник, в тот момент, когда я поздоровалась, все пассажиры подняли головы, а потом в тишине внимательно дослушали меня до конца. По прилёте они передавали экипажу своё восхищение», - смеётся Анастасия.


Забраться повыше

Дорога в небо для девушки началась в Новосибирске. В девятом классе она поступила в Сибирский авиационный кадетский корпус имени А.И. Покрышкина, где случились её первые прыжки с парашютом и полёты на планере и самолёте Як-52.

Признаётся, что тогда впервые познакомилась с чёрным юмором работников авиации:

«Когда мы проходили тренажёрную подготовку, где то и дело возникали какие-то внештатные ситуации, наш инструктор, мужчина в годах, предупреждал об ошибках так: «Пилоты, ещё пару минут, и вы будете наблюдать рост картошки с глубины двух метров», - приводит пример лётчица.

Анастасия отмечает, что никаких поблажек девочкам не было.

«Как у тебя с вестибулярным аппаратом?», - спросил мой инструктор, в прошлом пилот-пилотажник, и давай со мной выполнять «мёртвые петли», «бочки», «колокол» и прочие фигуры высшего пилотажа», - вспоминает девушка.

По признанию Тушенковой, это не только её не напугало, но, напротив, привело к мечтам забраться повыше в небо, а значит, сесть в кабину военного истребителя.

Родители увлечение дочери в целом поддерживали, правда, мама пыталась немного скорректировать её планы и потому вместо истребителя предлагала дочке переключиться на вертолёты, дескать так пониже к земле.

Дочь же с юношеским максимализмом на компромисс не шла, но в дело вмешался, как обычно бывает, случай.

За год до окончания учёбы в кадетском корпусе Настя узнала, что набор девушек в единственное в стране Краснодарское высшее военное авиационное училище, куда брали представительниц слабого пола, был прекращен.

«Тогда мне буквально отрезали крылья», - комментирует события тех дней пилот Тушенкова.

Ради своей высокой мечты старшеклассница написала министру обороны Сергею Шойгу письмо с просьбой открыть небо девушкам. И ей, представьте, ответили.

Тогдашний главком военно-космических сил России сообщил лично в письменной форме, что ему поручено со следующего года проработать возможность обучения девушек в лётных вузах ВКС РФ.

Однако Настя не стала томиться год и подала документы в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. И закончила его, как и авиационный кадетский корпус, с отличием.

О крутых пике на стратегическом бомбардировщике «Белый лебедь» она больше не мечтает. Девушка уверена, что и в гражданской авиации можно реализовать свой интеллект и добиться признания.

 

«Всегда перед рейсом глажу её по носу»

 

Рабочий день лётчицы начинается с брифинга, на котором присутствует весь экипаж. В это время обсуждается предстоящий вылет. Анализируются всё: погода, готовность аэропорта, техническая готовность самолёта, количество пассажиров для расчёта топлива, схемы захода...

«Взлёт опасен, полёт прекрасен, посадка сложна - такова авиационная поговорка. Но садиться действительно тяжелее: может быть сильный боковой ветер, плохая видимость», - отвечает Анастасия на вопрос о том, что труднее: поднять в небо или посадить самолёт.

Признаётся, что самое любимое мгновение полёта - это отрыв от земли.

Девушка не скрывает: у каждого пилота есть свой ритуал.

«Экипаж относится к самолёту не как к машине, а как к чему-то живому. Я ассоциирую с ласточкой, и всегда перед рейсом глажу её по носу, мысленно приветствуя», - откровенничает Анастасия.

Поговорили мы и о табу для пилотов.

«Перед полётом я никогда не фотографируюсь. Кроме того, нельзя надевать совершенно новую форму, сначала её нужно «обкатать» на земле, то есть её можно надеть и поносить дома», - рассказывает девушка.

Анастасия развеяла и несколько мифов о профессии. Так, аплодисментов пилоты не слышат - сквозь бронированные двери кабины звуки не проходят.

Кроме того, пассажиры, как и пилоты, выключают мобильные телефоны на критических фазах (взлёте и посадке) не из-за радиопомех, а для того, чтобы сконцентрироваться на полёте.

Среди обязательных для каждого лётчика качеств главным она называет стрессоустойчивость. Анастасия уверяет, что вывести её из себя на работе невозможно.

«В самолёте нет места эмоциям. Да, бывают задержки вылетов в силу заминок в аэропорту, а опоздание самолёта неизбежно приводит к новым задержкам. Да только какой толк раздражаться?! Я не могу на это никак повлиять, поэтому просто дышу и жду», - уточняет лётчица.

И всё же у человека, для которого турбулентность - обычный рабочий процесс, есть свои триггеры в обычной жизни.

«На «земле» меня раздражает, если кто-то опаздывает. Если я договорилась с кем-то на конкретное время, то приду минута в минуту», - уверяет девушка.

Нервничает Анастасия и за рулём своего авто.

«Шесть лет вожу машину и точно вам скажу: управлять авто сложнее, чем самолётом. На земле много участников дорожного движения и скоростное ограничение. В воздухе, как известно, светофоров нет, а самолёт при взлёте развивает скорость до 860 километров в час, при посадке - 280 километров. Может когда-нибудь возьму уроки экстремального вождения», - мечтательно говорит она.

Приходить в равновесие Анастасии помогают в холодное время года занятия большим теннисом и танцы в стиле вог (Vogue - стиль с элементами модельных поз и подиумной походки - ред.). Зимой к этим развлечениям добавляется катание на горных лыжах.

По её признанию, в прошлом месяце, будучи в отпуске, она собиралась прилететь в Кировск для того, чтобы покататься в Хибинах, но планам не суждено было сбыться из-за внезапной свалившей её с ног простуды.

«Ничего, ещё покатаемся. Я и в Териберке обязательно побываю», - обещает девушка.

При этом Тушенкова подчёркивает, что северное сияние Кольского полуострова она уже видела, сидя за штурвалом самолёта. И это воспоминание из памяти не стереть.

У Анастасии вообще с памятью полный порядок, ведь она обожает читать. А свободные минуты проводит за зарядкой для ума.

«Я очень люблю цифры, во время полёта смотрю, какая у нас скорость, какой угол носа, и решаю, сколько мы пролетим за минуту, 5, 10, выполняю и другие задачки со «звёздочками»», - смеётся Анастасия.

В планах у неё ни много ни мало стать командиром воздушного судна. И, как у любой девушки, - свить уютное семейное гнездышко. Кстати, молодой человек Насти разделяет её страсть к небу, ведь он тоже пилот.

«Какая погода ни была бы на земле, там, за облаками, всегда светит солнце, а у меня в животе порхают бабочки», - говорит она.

В то, что на смену пилотам в будущем придут роботы, лётчица сильно сомневается.

«Может, когда появятся совершенные самолёты, искусственный интеллект и заменит пилотов, но на мой век, уверена, роботы хлеб у нас не заберут», - считает пилот Тушенкова.

Сегодня, 8 марта, она снова в небе. Но планирует в буквальном смысле залететь к маме в Санкт-Петербург, чтобы поздравить её с праздником.