Как работает система паллиативной помощи в Мурманской области? Почему в регионе нет хосписа? Что такое «социальная передышка»? Чем заменяют обезболивающие уколы? Ответы на эти вопросы дал главный внештатный специалист по паллиативной медицинской помощи регионального Минздрава Валерий Карташов.
Картины на стенах, яркие бумажные цветы на дверях, своя маленькая библиотека. Совсем не это представляешь себе, когда думаешь об отделении паллиативной помощи.
Скорее, воображение рисует печальную картину со страдающими пациентами и уставшими медиками. Но на деле как раз врачи, медсестры и психологи дают людям надежду на продолжение активной жизни.
Сначала с пациентом, у которого диагностировали тяжелое заболевание, работают профильные врачи. И только затем в дело вступают специалисты по паллиативной медицине.
«Мы концентрируемся на изменении симптомов заболевания, чаще всего - боли. Это самый яркий и мучительный симптом, но не единственный. Бывают депрессии и нарушения процессов пищеварения: тошнота, рвота, отсутствие аппетита. Со всем этим нужно и можно бороться. Всем этим занимается паллиативная медицинская помощь. Медики подбирают препараты, методики, чтобы изменить состояние здоровья», - объяснил Валерий Карташов.
Обезболивание пациентов проводится в щадящем режиме. В большинстве случаев вместо уколов используют таблетки, растворы для приёма через рот, трансдермальные пластыри. Все такие препараты выдаются по рецептам бесплатно.
При этом помощь можно получать амбулаторно в паллиативных кабинетах. Такие функционируют в разных муниципалитетах региона.
Тем же пациентам, которые не в состоянии самостоятельно дойти до поликлиники, помогают выездные бригады. Хотя пока они есть не везде.
В частности, мобильные бригады работают в Мурманске и Кольском районе. На базе детской областной клинической больницы развернута выездная служба паллиативной помощи детям.
Если помощь на амбулаторном этапе не приносит облегчения, пациенты могут обратиться в паллиативные отделения при больницах. Они есть в Коле, Кировске, Оленегорске, Североморске и Полярных Зорях.
Кроме того, для тех, кто нуждается в постоянном контроле со стороны среднего медперсонала, в регионе функционируют койки сестринского ухода.
В ближайшее время койки паллиативной помощи и сестринского ухода откроют в Кандалакшской ЦРБ, где сейчас заканчивают ремонт.
«Система развивается, количество коек нарастает. По сравнению с тем, что было 30-50 лет назад, мы живем значительно дольше. Раньше люди выходили на пенсию, и единицы оставались активными. Сейчас почти все пенсионеры работают, помогают детям и внукам. Часть из этих людей живет долго, но постепенно утрачивает активность, значит, количество людей, которые будут нуждаться в помощи, будет расти», - уверен врач.
Кроме того, пациентов обеспечивают необходимым на дому оборудованием – кислородными концентраторами, откашливателями, аппаратами искусственной вентиляции лёгких. Но решение об этом принимает врачебная комиссия медучреждения.
А вот чего в регионе нет – так это хосписа, учреждения, где оказывают помощь пациентам на последних стадиях неизлечимой болезни.
«Общественного запроса на создание хосписа пока не сформировалось. В большинстве регионов страны хосписы либо организованы за счёт спонсорской помощи, либо на основе государственно-частного партнёрства. Хосписов, которые бы существовали на полном гособеспечении, наверное, единицы. Там достаточно много специфики и высокий расход, просто так его не удастся содержать, это непростая задача», - отметил Валерий Карташов.
Любой, кто ухаживал за тяжело больным родственником, знает, как это трудно и сколько времени отнимает. В такой «работе» нет перерывов.
В этом случае для родственников предусмотрена кратковременная так называемая «социальная передышка». Пациента забирают на койку сестринского ухода, а его близкие могут заняться другими важными делами.
При этом решение о госпитализации принимают исключительно медики. Хотя некоторые родственники ищут и другие пути.
«Есть такие запросы до сих пор, предлагают заплатить, но у нас нет платных услуг, и это правильно. Мы одинаково подходим ко всем пациентам. Есть показания для оказания паллиативной помощи, они четко сформулированы и в федеральном, и региональном приказе. В зависимости от статуса больного определяется, какой уровень помощи нужен, и при необходимости осуществляется госпитализация», - уточнил Валерий Карташов.
Иногда мест в отделениях не хватает. Но в этих случаях средние сроки ожидания не превышают пяти дней, говорит врач.
Если же пациенту требуется экстренное вмешательство, то его направляют в специализированное подразделение: терапевтическое, кардиологическое, пульмонологическое и т.д.
Средний срок длительности лечения в отделении паллиативной помощи Кольской ЦРБ – 16 дней, по региону – 23,7 дня. Кому-то хватает и меньшего срока, кому-то нужно больше времени, объясняет доктор.
Сердце любого медучреждения – его сотрудники. В отделениях паллиативной помощи это врачи и медсестры, которые прошли дополнительное обучение с учётом специфики их работы. Младший персонал по возможности тоже обучают, хотя закон этого не требует.
Есть в штате Кольской ЦРБ и два психолога. Они работают, как с медиками – для профилактики, так и с родственниками и пациентами.
«Психологическую разгрузку» обеспечивают и волонтеры. Паллиативному отделению Кольской ЦРБ помогают прихожане местного храма. В праздники они приносят цветы и выпечку, а ученики воскресной школы готовят открытки для пациентов.
К новому году учителя и дети из Гаджиево привезли машину подарков. Среди волонтёров – сотрудники банков и даже парикмахер, который во время послабления антиковидных мер стригла пациентов.
Свой вклад вносят и музыканты. Они дают концерты в отделении. Во время ковида, правда, в ограниченных условиях - в холле, не контактируя с пациентами.
«Что нас держит в этом мире? Человек - существо общественное, нас держат взаимоотношения с людьми, контакты, в том числе, и пациентов между собой, любовь, красота», - считает Валерий Карташов.
До коронавируса пациентов поддерживали визиты родственников. Но сейчас из-за эпидситуации посещения отделения ограничены. Пациенты и так ослаблены, и вирусное заболевание может привести к необратимым последствиям.
Этот момент пытаются сгладить с помощью технологий. Один из банков подарил отделению планшеты. Но в больнице пока нет Wi-Fi. Как только решится вопрос с его оплатой с помощью спонсоров, пациенты смогут общаться с родственниками по Сети.
Сами же медики также ищут дополнительные сферы реализации. Медсестры играют в страйкбол, занимаются творчеством и спортом.
«Коллеги из других отделений часто задают вопрос, как мы справляемся, ведь у нас не поправляются. Мы понимаем, что не вылечим пациента, но зато можем помочь с купированием симптомов практически гарантированно. С болью мы точно справимся, в этом случае у нас достижение целей подчас выше, чем в обычном лечебном отделении. Так мы себя стабилизируем психологически», - резюмировал Валерий Карташов.
В 2000-х в Мурманске редкий поход на улицу обходился без встречи с человеком без определённого места жительства. Бомжи обитали везде: в центре, на вокзале, теплотрассах, помойках и заброшенных стройках. Со временем их стало меньше, но они не исчезли. Как сейчас выглядят мурманские бомжи и какова смертность среди них? Выяснял СеверПост. Помолодели на 20 лет За последние два...подробнее
Негосударственные поставщики социальных услуг в Мурманской области бьют тревогу. По их словам, им урезали количество услуг и финансирование. Да и денег многие из них с начала года не видели: работникам нечем платить зарплату, предпринимателям приходится залезать в долги, некоторым и вовсе грозит закрытие. При этом государственные учреждения обеспечить всех нуждающихся вряд ли...подробнее
Мурманчанке Антонине Баранцевой 102-ой год. Ее сыну -79 лет, старшей внучке - 52 года, а правнучка - подросток. Она видела смену эпох, правителей и технологий - от первых телевизоров до современных смартфонов. В разбитом бомбами Ленинграде рыла окопы, работала на оборону. Как и все ленинградцы, пережила холод, голод, смерть близких. И оттуда «Дорогой жизни»...подробнее
Международный арктический форум в Мурманске завершился, но отголоски большого события звучат и по сей день. Его активно освещали журналисты АЗРФ и федцентра, что вполне объяснимо. Удивительно, но МАФ стал главной темой СМИ регионов, чье местоположение, на первый взгляд, с Арктикой совсем не связано. Подробности – в материале СеверПост. Спорт, здоровье, Севморпуть...подробнее
С ростом процентов по ипотеке покупка квартиры, которая для многих и без того была непозволительной роскошью, стала и вовсе недостижимой. Однако находятся и те, кто даже в существующих рыночных реалиях решается на важную сделку. Кто эти люди, которые делают столь крупные покупки в непростое время? И настанет ли момент, когда купить квартиру станет реально выгодно? Разбирался...подробнее
Инвестпроекты ФосАгро изменили облик «Апатита» и характер труда горняков. Спускаясь в подземку Кировского рудника, невольно начинаешь удивляться. Нет, не масштабу производства и бесконечному переплетению горных выработок, ставших своего рода улицами этого гигантского подземного «города». Самому старому руднику «Апатита» положено быть...подробнее
Проект «Проблемы города решаем вместе» — это двадцать лет помощи и поддержки самых разных инициатив северян. Получить финансирование от компании «ФосАгро» на развития сфер образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения в рамках грантового конкурса «Проблемы города решаем вместе» может абсолютно любая организация, от...подробнее
Вот уже третий год подряд в Мурманской областной научной библиотеке проходит профориентационное мероприятие «День с ФосАгро». Карьерный форум уже помог сотням юных северян определиться с дальнейшими планами на жизнь. Пройдусь по Обогатительной, сверну на Ремонтную... На этот раз из рядового внеклассного мероприятия, куда были приглашены будущие профессионалы,...подробнее
Журналист СеверПост побывал в здании бывшего кинотеатра «Родина» и готов открыть тайны его масштабной реконструкции. Какие столичные методики впервые были опробованы, какие артефакты найдены, и какие скелеты в шкафу скрывала «Родина» – узнаете в нашем репортаже. Всё держалось на честном слове Наверное, нет такого взрослого...подробнее
8 марта, как водится, всегда ассоциируется с цветами, стоимость которых растёт как на дрожжах. Несмотря всеобъемлющую эмансипацию, отказываться от такого презента готовы далеко не все дамы. Какие цветы северяне дарят своим избранницам? Что в понимании женщин означает «приличный» букет? И во сколько нынче обойдётся тяга к прекрасному? Выяснял СеверПост. Жухлые...подробнее
В Мурманском перинатальном центре 52-летняя жительница Полярных Зорь родила своего долгожданного первенца. Подробности из первых уст в материале СеверПост. О том, что она беременна, Оксана первой сообщила сестре. Признаётся, что несколько месяцев таила молчание, потому что ей было очень страшно, что что-то пойдет не так… Но всё обошлось. 18 февраля в...подробнее
Бросил всё и стал блогером. Если 12 – 15 лет назад так можно было начать анекдот, сегодня это вполне себе рядовой жизненный сценарий. К началу 2025 года около 63% жителей Заполярья заявляли о желании сменить сферу деятельности. Что движет такими людьми, и где они находят себя? Разбирался СеверПост. Уйти в айти или умчать в эйчар? Чаще всего планы...подробнее
Скорое открытие в Мурманске духовного реабилитационно-спортивного центра для восстановления возвращающихся с СВО бойцов – событие незаурядное не только для Кольского края, но и, пожалуй, для всей страны. Курировавший проектирование и строительство Центра секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии протоиерей Владимир Семёнов провёл для СеверПост экскурсию по...подробнее
Быть родителем - дело непростое. К этому в школе не готовят. А потом на мам и пап наваливается сразу всё: пеленки, распашонки, бессонные ночи, колики и детские кризисы. Как с этим справиться и сохранить семью, будущим мурманским родителям рассказывают во время специальной программы «Исток жизни». Осознанный путь В Мурманске на базе муниципального...подробнее
Sale, coffee и fresh для россиян могут уйти в прошлое. В первом чтении приняли законопроект, направленный на защиту русской речи. Если изменения утвердят окончательно, вывески, таблички и надписи будут исключительно на родном языке. Кто в Мурманске выиграет от нового закона? И так ли необходимо в принципе защищать русское слово? Выяснял СеверПост. «Ничего...подробнее