Общество

2023-03-28, 14:04
Фото: ФосАгро

Экипаж аэростата «ФосАгро»: С нами был Николай Чудотворец

Вечером 27 марта специальный борт из посёлка Хатанга Красноярского края доставил участников рекордной трансконтинентальной экспедиции на аэростате «ФосАгро» Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло в Москву. Завершился беспримерный перелёт в суровых условиях Арктики. Поставлен новый рекорд. О том, как всё было – со слов самих героев.

 

Воплощение детской мечты

 

В столице участников перелёта, принёсшего России мировой рекорд по дальности переплёта на тепловом воздушном шаре, встретили воспитанники движения «ДРОЗД» - «Детям России - образование, здоровье и духовность».

Движение было основано в 2003 году по инициативе вице-президента Российского Союза химиков, мастера спорта международного класса по дзюдо, заслуженного тренера России Андрея Гурьева.

Именно этим ребятам и 20-летию объединившего их движения Фёдор Конюхов и Иван Меняйло и посвятили свой полёт.

Прямо в аэропорту Фёдор Конюхов признался, что идею этого перелёта подсказал ему парнишка из движения «ДРОЗД».

«Во время одной из моих встреч с ребятами, Гриша, парнишка из движения «ДРОЗД», сказал: «Вы рассказывали, что рекорд не побит 26 лет. Надо побить его». Он патриот, и вы все из движения «ДРОЗД» - патриоты России, и в образе одного мальчика Гриши всё состоялось», - общался с ребятами путешественник.

Он был приятно удивлён, услышав, что ДРОЗДят по всей стране – 50 тысяч – и многие из этих ребят внимательно следили за экспедицией.

А она, между тем, была связана с огромными трудностями, преодолеть которые помогло мастерство Ивана Меняйло и страх подвести ребят из «ДРОЗДа».

«Нам было очень тяжело, - признался Конюхов в беседе с журналистами. - Вот Иван Григорьевич - самый лучший пилот, он так вёл аэростат! Холодно было, он ведёт, точно на аэродром посадил в Хатанге. Я удивился, я бы так не смог. Он молодой, но очень талантливый пилот. Но пока летели - было очень тяжело, но мы думали, что если не поставим рекорд - как же будем детям смотреть в глаза? Скажут: «Не смогли, подвели». Нам нельзя было отступать», - признался Конюхов.

Только рекорды

Напомним, в ходе трансконтинентального перелёта воздушный шар «ФосАгро» под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло преодолел расстояние в 2540 км, что на 174 км больше предыдущего мирового рекорда 1994 года, который принадлежал японскому пилоту Мичио Канда.

Таким образом, теперь оба мировых рекорда – по дальности и длительности беспосадочного перелёта на тепловом воздушном шаре - принадлежат России.

Стартовав 24 марта в пять утра в Кировске Мурманской области, аэростат на высоте от 3 до 6 км пролетел над Мурманской и Архангельской областями, Ненецким и Ямало-Ненецким автономными округами, а также Красноярским краем.

Воздушный шар приземлился 26 марта в 03.24 на аэродроме в Хатанге.

Этот полёт стал первым, в ходе которого аэронавты на воздушной шаре с открытой корзиной прошли над акваторией двух морей Северного Ледовитого океана – Баренцева и Карского.

Кроме того, это самый продолжительный полёт на тепловом аэростате за Полярным кругом. Весь маршрут аэростата проходил между 67 и 72 градусами северной широты.

 

Иван Меняйло: Нет ничего недостижимого

 

Президент федерации воздухоплавания России, один из лучших пилотов России Иван Меняйло рассказал ДРОЗДятам о том, как для него всё начиналось: «Когда я в 2004 году начал заниматься воздухоплаванием, мне было 18 лет. Тогда мы смотрели, какие мировые рекорды установлены до нас, а российские достижения были совсем скромные. Уже тогда я думал о том, как их можно повторить».

Он признался, что было обидно за отечественный воздухоплавательный спорт: «Такие герои неба, а мы, россияне, отставали».

Иван рассказал, что с опытом воздухоплавания стал понимать, что нет ничего недостижимого, если уважительно относиться к своей профессии, готовиться каждый день, пытаться сделать что-то новое, получать новые знания и умения, расти.

«И в итоге, за эти почти двадцать лет, сколько я занимаюсь воздухоплаванием, удалось и сборную России сделать чемпионом мира по воздухоплавательному спорту, поставить новые рекорды и сегодняшний тоже. Для меня это показатель того, что если человек профессионал в своем деле, в своей профессии, то он может покорить любые вершины и тогда всё будет».

Фёдор Конюхов: Японец смотрит на нас сверху и радуется

 

Фёдор Конюхов во всём согласен со своим напарником по рекордам: «Иван Григорьевич всё правильно сказал. И я готовился, Иван Григорьевич меня готовил, он мой учитель, уже десять лет как он меня учит, и я с ним летаю. Мичио Канда, японский воздухоплаватель, поставил побитый нами рекорд. Сделать это было очень сложно - большие расстояния, сильный мороз. Но мы задумались: мы Россия великая, люди красивые, талантливые, а почему бы не замахнуться?».

Конюхов признался, что японский воздухоплаватель, погибший в 2006 году, был его другом.

«Хороший пилот, но мы то бОльшая страна, правильно? Я думаю, что сейчас он там радуется, что мы его любим, вспоминаем, но и этот рекорд наконец-то преодолели. За 26 лет было много попыток, а удалось нам», – говорит путешественник.

 

«Всю ночь с нами летело северное сияние»

 

«Получилось, что это первый раз, когда тепловой аэростат летел над Баренцевым морем. Специфика такого полета в том, что хочется на землю вернуться, а не оставаться над океаном. Когда летишь на шарике над землей, всегда знаешь, что можно приземлиться, а когда над холодным океаном, то тут уже если что-то пойдёт не так, ничего не получится», - рассказал Иван Меняйло.

Он признался, что не бывает полёта без каких-то больших или меньших трудностей или неисправностей: «И у нас они тоже, конечно, были над океаном. Ну, мы немножко поволновались. Теперь меньше волнуемся».

Фёдор Конюхов добавил, что в арктических широтах на высоте меньше кислорода: «Кислорода меньше, и, соответственно, горелки плохо горели, а мы были очень перегружены. Держаться было тяжело. Море под нами, горелки гасли…».

«Зато всю ночь с нами летело северное сияние», - вставил Меняйло.

Но работы у воздухоплавателей было так много, что им было некогда любоваться дивным явлением природы.

«За одни сутки мы сожгли 60 баллонов с газом. И когда пошли вторые сутки, у нас их осталось так мало, что я понял: мы не дотянем до рекорда. Буквально не дотянем. А Ваня взял бразды в свои руки и пошёл. Были те сложности, которые мы не предусматривали. Мы шли на большой высоте, кислород заканчивался, и по плану мы должны были снижаться, но впереди - плато Путорана, а значит, надо, наоборот, подняться ещё выше, а у нас кислорода нету. Вот потому последняя ночь была очень сложной. Мороз к тому же сильный», - вновь переживает пройденное Фёдор Конюхов.

Путешественники признались, что порой им приходилось забираться на высоту свыше шести километров.

 

Николай Чудотворец и ФосАгро

 

«Конечно, мы летели не вдвоём, а втроём. С нами был ещё дедушка Николай Чудотворец. Он сильно помогал нам. Мы тогда думали, что у нас два таких, как говорится помощника: ФосАгро, который нам помог всё это осуществить, и дедушка Николай, который помог нам находиться в воздухе. Ну и, детки, ваша любовь к нам и ваша забота, и то, что вы не спали, это очень грело нас», - говорит Фёдор Конюхов.

Он ещё раз подчеркнул, что сдаться им не позволяло обещание, данное ДРОЗДятам: «Если бы мы не давали обещания детям, мы бы могли приземлиться. Но потом мы с Ваней решили, что деток нельзя подводить».

«Фёдор Филиппович обычно иконку за пазухой носит, а тут смотрю ночью: на углу корзины появляется иконка, значит всё точно хорошо будет», - вступает в беседу Иван Меняйло.

«Сложность была в том, что гасли горелки, кислорода нет на высоте, и все четыре горелки бах! - и гаснут. Ночь, там внизу Баренцево море и тишина. Я купил себе зажигалку, которая на ветру не гаснет, самая дорогая, бах! - и она не горит, - вновь переживает опасные моменты Фёдор Конюхов. - И у меня были спички, мы их зажгли и начали перед иконкой дедушку просить. И горелки как будто начали лучше работать, меньше тухли, то одна, то вторая, то третья, а потом все подработались. Это всё ему спасибо», - заключил Конюхов.

 

Шар «ФосАгро» испытания выдержал

 

Иван Меняйло высоко оценил лётные качества аэростата «ФосАгро»: «Мы в известной степени пилоты-испытатели. На себе испытываем в рекордных полётах что-то новое, экспериментируем. Шар был российским, и я надеюсь, что российское производство нам и впредь будет делать рекордные аэростаты».

«По шару никаких проблем, шар вёл себя хорошо», - подтвердил Фёдор Конюхов.

Аэростат выдержал и недостаток кислорода, и запредельные высоты, и обледенение, и турбулентность над плато Путорана, и ночной полёт в условиях плохой видимости.

Ювелирная посадка

 

Воздухоплаватели признались, что с самого начала полёт пошёл не по первоначальному плану: «У нас расчёт был идти на Енисей к югу от Туруханска. Потом получилось, что в самом начале полёта мы обошли Хибины с севера, там был более левый поток ветра. Над морем мы тоже не планировали так долго лететь, планировали быстрее к земле вернуться. В итоге весь полёт прошёл севернее».

В итоге пилотам нужно было решать: либо после плато Путорана лететь в Якутию, либо в район Хатанги. «На самом деле, ветер сам повернул на Хатангу. Ну, а на подлёте к городу – там уже было дело техники», - заявил Иван Меняйло.

Его мастерство позволило приземлиться прямо на взлётно-посадочной полосе местного аэродрома, а не в глухой тайге.

«Я настроен был, что сядем в тундре, тайге, начнём костры жечь, ждать, пока прилетят спасатели, вертолётчики, - мы же ночью приземлились. А Ваня идёт на аэродром и точно садится на полосу. Я удивился мастерству Ивана. Я скажу вам так: я много видел хороших пилотов, но таких, как Иван Григорьевич - нет. Это лучший пилот в мире!», - восхищён Фёдор Конюхов.

«Если есть возможность приземлиться в адекватную точку, то нужно постараться в неё и приземлиться. На полосу зашли, и нас встретили не экстренные службы, а добродушные работники аэропорта Хатанги. И мы вместе с ними тут же собирали аэростат в сумочку, упаковывали и на склад перевозили», - добавляет Иван Меняйло.

Так что, после полёта воздухоплавателям пришлось ещё немало поработать физически. Оболочка набирает в себя снег, происходит внутреннее обледенение, и если на старте оболочка весит 300 кг, то на финише - уже 400.

 

К Арктике надо относиться с уважением

 

Первые русские люди, которые увидели русскую Арктику из корзины воздушного шара оценили её суровый характер.

«Там было очень холодно. Я такого мороза не испытывал даже на Северном полюсе. Я пальцы не чувствую. Очень сильный мороз. Арктика есть Арктика. Зато люди там хорошие», - говорит Фёдор Конюхов.

А Иван Меняйло резюмирует: «Характер у неё суровый. Но если к ней с уважением относиться, то всё возвращается».