Фото: Ольга Рочева, Екатерина Артиева
По земле не добраться, по воде не доплыть. Из плюсов - свежий воздух и тишина. Каково это - быть отрезанным от цивилизации бездорожьем? И чего ради люди остаются жить в медвежьем углу? СеверПост начинает цикл материалов о тех, кому большие города не по вкусу.
«Большая земля» - по вторникам
Село на левом берегу реки Поной - одно из самых отдалённых мест Мурманской области, добраться до него можно либо по зимнику, либо вертолётом.
При этом, в зимний период «аэротакси» летает из ближайшего аэропорта в Ловозере всего раз в неделю, по вторникам.
А значит, если даже очень хочется, то покинуть «красный берег» (так название села переводится с языка коми, к слову, дано оно из-за красноватого цвета песка на понойском «пляже») можно тоже только по вторникам.
Кстати, полёт при отсутствии ветра займёт не более 40 минут.
Однако билет в затундровое Краснощелье - недешёвое удовольствие. И если для местных или работающих в самом селе он обойдётся по льготному тарифу в 3 500, то для остальных цена вырастет до 9 500 рублей.
И это только в одну сторону. Тут уж невольно задумаешься о том: будут ли дети в старости навещать, если билет дороже, чем на самолёт в столицу.
«Чтобы понять, чем отличается наше село от другого, надо приехать один раз и всё станет понятно», - уверена 36-летняя местная учительница Ольга Рочева.
А мой последующий вопрос: «Как вы здесь на «удалёнке» вообще живёте?!» её совсем не удивляет.
«Пожив немного в Краснощелье, люди влюбляются в него. Нельзя не полюбить наши красивые пейзажи, не оценить чистый воздух, покой и тишину», - говорит она.
Впрочем, сама Ольга приехала туда не за чистым воздухом (иначе в Кисловодск бы поехала). Она, как жена декабриста, отправилась за своим любимым.
Ольга родилась в посёлке Высокий, что под Оленегорском. Училась в мурманском педуниверситете, где познакомилась со своим будущим мужем. Молодой человек вырос в Краснощелье, а получив образование, пожелал вернуться на свою малую родину.
«И это после пяти лет жизни в областном центре?» - невольно удивляюсь.
«Я попала в Краснощелье в 2010-ом. Сначала мне самой всё было очень дико: интернет 2G, в домах печное отопление, свет с 7 утра до полуночи, а дальше отключают, коровы, которые пасутся на поле, собаки без привязи... Сейчас я понимаю: Мурманск слишком серый, слишком опасный. В Краснощелье дети - хозяева дворов - они могут гулять хоть целый день, не страшно за них, у нас преступности нет», - утверждает молодая мама.
«Зато у вас медведи под боком» - пытаюсь возразить.
«К нашему селу ни медведи, ни другие хищники близко не подходят, так как в Краснощелье нет продуктовых свалок. Отходы жители отдают своей или соседской живности, либо в компост», - отвечает она.
По уточнению северянки, в личных подворьях сельчан, проживающих преимущественно в частном секторе, есть и коровы, и овцы, и куры.
Былое величие
Местные жители имеют богатое историческое наследие. Жизнь здесь бурлила. В советские годы село было многолюдное - около тысячи жителей, а колхоз «Память Ленина» имел миллионные доходы.
Работала ферма, несколько рыболовных бригад, звероферма. Были регулярные - по четыре раза в неделю - авиарейсы. А в местной школе было много детей. Много посетителей было и в общественной бане, которая давно сгорела.
Сейчас население Краснощелья составляет 300 человек, и это люди разных национальностей: русские, коми, саами, ненцы, белорусы, украинцы.
«Село маленькое, а потому мы все нужные друг для друга», - улыбается Ольга.
«Нам бы школу новую»
В 2023-м в их единственной школе - имени героя России Сергея Перца - не будет выпускного у старшеклассников. В этом году их просто нет.
Всего в школе грызут гранит науки около 30 детей, работают 14 педагогов и ещё повар, который досконально знает кулинарные пристрастия каждого: кто не любит зеленый горошек, а кто - варёную морковку...
Школьные учителя в буквальном смысле неповторимые - каждого предметника по одному. И каждый учитель ведёт ещё и по 2-3 предмета. Так, наша знакомая Ольга - специалист 3 в 1: и учитель истории, и учитель обществознания, а также советник директора по воспитательной работе.
Её супруг, который работает в той же школе, преподаёт биологию, географию и ОБЖ.
Что отрадно, цифровые технологии дошли до села. Классы компьютеризированы и с выходом в сеть.
«У нас практически индивидуальное обучение и индивидуальный подход к каждому ученику. Это то, чего не могут дать школы в больших городах», - отмечает Ольга.
Интересной особенностью сельской альма-матер является ещё одна деталь. Школьники со второго по шестой классы посещают кружок «Моя малая Родина», где учат язык коми.
«Наше село - это село коми-ижемцев, которые пришли на Кольский полуостров в начале XX века в поисках новых земель для выпаса оленей. На их малой родине животные чем-то заболели и начали массово гибнуть. Таким образом, Краснощелье - это частичка народа Коми вдали от основного места их проживания», - объясняет Ольга.
Беспокойство педагогов вызывает состояние школы.
«Школе нашей почти полвека - она была построена ещё в 1977-ом году. Здание старое, деревянное, отапливается дровами. Новую школу, на 50 учащихся, сельчанам обещали построить с 2008-го года, но затем пошли разговоры о том, что вместо этого поставят пристройку к новому детскому садику, потом было предложено провести капитальный ремонт школы. В итоге, дело не сдвинулось с мёртвой точки», - делится Ольга.
Арбузы за Полярным кругом
Больной мозолью, как и во многих отдалённых населённых пунктах, является отток молодёжи и проблемы с медициной. По словам местных, очень не хватает узких специалистов, особенно стоматолога.
При этом люди отмечают и прогресс: так, пару лет назад, к столетию села, был построен ФАП. С января этого года за здоровье сельчан, больших и маленьких, отвечает молодой холостой фельдшер из Перми.
Селяне признаются: жить здесь нелегко. Скидок, как в супермаркетах на материке, нет. Продукты, вещи в магазины завозят, как и пассажиров, вертолётом.
«По вторникам полки забиты. Молоко стоит 130 рублей, десяток яиц обойдётся в 97 рублей, а килограмм яблок в 150 рублей, хлеб из местной пекарни - около 60 рублей. А если в вещевом чего-то нет, то мы на Wildberries заказываем», - улыбается Ольга.
Как отмечает женщина, у многих местных растут витамины на грядках. Пришлось сунуть нос в чужой огород в прямом смысле этого слова.
«В основном, картошку выращиваем. В теплицах вызревают огурцы, помидоры и даже болгарский перец. Но есть умельцы, у которых арбузы в теплице вырастали», - сыплет примерами местная жительница.
А вот пьют местные чистую колодезную воду или воду из скважины.
«Из мяса местные предпочитают оленину, благо совхоз всё ещё занимается разведением оленей — пастухи, как и в былые годы, ездят в тундру. Кстати, едят оленину в любом виде: мороженую, солёную, сушёную, варёную, тушеную, запечённую. Ещё рыба есть на каждом столе: сёмга, кумжа, горбуша, сиг, щука, окуни, потому что мало-мальски рыбачат все, без гендерных различий. А вот крабов нет - мы ж в центре Кольского полуострова живём», - добавляет она.
Кстати, блюдом местной кухни являются шаньги, шанишки, шанежки - это всё названия одного и того же блюда.
Внешне они напоминают ватрушки, но их отличие в том, что они несладкие - их делают с картофелем, творогом, сметаной.
Главное - по тарелочкам
Рассказала Ольга и о бытовых условиях.
«Интернет в селе, в основном, спутниковый, но очень дорогой. Так, за 15 Гб надо выложить 2300 рублей. Есть Мегафон, но там 2G, как понимаете, медленный, фото не всегда грузит, не то, чтобы видео. Телевизор смотрим через спутниковые тарелки», - уточняет Ольга.
В населённом пункте, отрезанном от большой земли тундрой и болотами, здания можно по пальцам пересчитать: библиотека, детский сад, этно-культурный центр, школа, сельскохозяйственный кооператив «Оленевод», метеостанция да администрация, в которой разместились отделения Сбербанка и почты.
Самое высокое здание в Краснощелье - это храм Преподобного Серафима Саровского. Его построили недавно, внутри ещё ведутся отделочные работы, но литургию уже служат.
Размеренная жизнь
По словам Ольги, жизнь в шумных мегаполисах не привлекает спокойных краснощельцев.
«В больших городах сосредоточиваться приходится, держать всё в голове, а здесь жизнь размеренная, спокойная», - констатирует Ольга.
Почти у каждой семьи в Краснощелье есть лодка и снегоход. И это не роскошь, а необходимый личный транспорт.
Семейство Рочевых, в котором воспитываются четверо детей, свободное время предпочитает проводить на природе. Кстати, рожать улетают на «материк», а в местные ясли детей принимают уже с годовалого возраста.
Особый у краснощельцев и досуг.
«В январе мы ездили на снегоходах на Ненецкие (Немецкие) горы, это в 10 км от села, прошлым летом ходили на месторождение амазонита в районе горы Плоской, это в 48 км от Краснощелья, добирались сначала на лодках, которые местами тащили по берегу, потом 12 км шли пешком. Там переночевали, посмотрели карьер и обратно. Также на снегоходах прошлой весной ездили в Варзугу и Кузомень», - рассказывает молодая женщина.
При этом, как она отмечает, температуры ниже, чем в Мурманске, а полярная ночь длится с ноября по январь.
Особенностью климата местные считают то, что более трёх дней острые погодные явления здесь не длятся: ни ливни, ни лютые морозы, ни сшибающие с ног ветра.
С особенной теплотой Ольга говорит о тамошнем лете.
«Лето у нас особенное. С буйной зеленью, ягодами, грибами. Бывает, что и жара заглядывает. Тогда все бегут на речку купаться. Извечной спутницей краснощельского лета является мошкара, а потому особо не погуляешь в летней одежде - съедят. И в домах у каждого либо фумигатор, либо аэрозоли, крем. Бывает, всё одновременно идёт в ход. Плюс «балаганы» над кроватью - это марлевые или тканевые палатки. Их и в лес берут для защиты при ночёвке на природе», - уточняет женщина.
Незыблемой традицией села Краснощелья является участие в Празднике Севера, в рамках которого проводятся гонки на оленьих упряжках.
Причём, соревнуются и мужчины, и женщины, и дети разных возрастов, вся разница лишь в длине дистанций.
Ещё один вид состязаний - буксировка на лыжах за оленем на дистанцию 1 600 метров. Это испытание только для представителей сильного пола.
Ветер перемен
Мы спросили Ольгу, что она думает о будущем села.
«Я считаю, что перемены ощущаются. Либо мы сами их очень ждём. Одно точно: мы всегда радуемся приехавшим к нам на ПМЖ специалистам. Скоро будет разрабатываться литий на Колмозерском месторождении недалеко от села. Надеемся, что нам проведут дорогу, тогда мы не будем зависеть от весенней распутицы или нелётной погоды», - говорит Рочева.
По словам местных, несмотря на транспортную труднодоступность, село привлекает туристов со всего света.
«В феврале вышла из дома на улицу, а там муж говорит с туристами, которые на велосипедах приехали в Краснощелье. Туристы из Испании, плохо говорят на русском и английском, пригласили их в гости, угостили русской кухней: блинами, речной рыбой и олениной. На морозы согласились поспать в избушке, а так они в лесу хотели ночевать», - смеётся Ольга.
Собеседница уточняет, что туристы ради северной экзотики готовы раскошелиться.
«Туры на снегоходах стоят от 50 до 65 тысяч, а суточная стоимость проживания в гостевом домике со всеми удобствами составляет 5 000 в сутки», - уточняет она цены.
По словам северянки, смысл жизни в Краснощелье - это любить свою малую родину, а эта любовь начинается с любви к своему дому, детям.
«Работа есть, дом свой потихоньку строим, хоть и тяжело, и логистика дорогая. А хотим два этажа, верхний - лофт. Общая площадь будет 120 «квадратов». Как достроим, то обязательно хоть в Париж, хоть на Северный полюс», - отвечает на мой вопрос, есть ли у неё желание попутешествовать Ольга.
Жизнь в селе, отрезанном от цивилизации бездорожьем, зиждется не на мечтах о поездках в тридесятое царство, а в желании построить дом, посадить дерево да родить сына. Так получается.
И держится «отдалёнка» на плечах вот таких людей - простых, неугомонных, жизнелюбивых.
Впрочем, как они сами считают, их оптимизм оправданный.
«Когда есть дети, история села будет продолжаться. А значит пока работает школа, детский сад, оно будет жить, и будет завтра», - уверена Ольга.
Всё выше и выше вздымают свои стрелы строительные краны на улице Буркова в Мурманске. Всё ближе тот день, когда на этой территории появится новая грандиозная достопримечательность заполярной столицы. О том, какие изменения претерпит облик Мурманска с открытием кафедрального собора, рассказал СеверПост куратор строительства, секретарь Архиерейского совета Мурманской епархии...подробнее
Гражданское общество Мурманской области демонстрирует стабильное развитие, а некоммерческие организации реализуют важные экономические, социальные и культурные проекты. Об этом, а также о роли бизнеса в развитии гражданских инициатив говорили на Арктическом гражданском форуме «ОБЩЕСТВО51», который впервые прошел в Мурманске. Системность и...подробнее
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее