Происшествия

2023-05-31, 17:19
Фото: СеверПост / Ирина Швед, Александр Логинов

Где погорели, там и обедайте!

Из одежды домашний халат и трусы. Деньги и банковские карты пропали вместе с документами. Жильцы сгоревшего дома в Мурманске рассказали СеверПост о том, как устроена их жизнь сейчас. Для них добрососедские отношения стали залогом спасения, когда не осталось даже еды и обуви. А вот от властей помощи кот наплакал.

Вместо пожарных гидрантов – газовые баллоны

Кошку, паспорт, домашних крыс — это всё, что успели схватить перед тем, как вместе с дочкой выбежали на улицу. Так рассказала о начале пожара в доме №45 на улице Пригородной Надежда Калабина. О беде она узнала от соседа. Он во дворе ремонтировал машину и увидел, как из разбитого окна на втором этаже валит густой дым.

Сосед побежал сначала в один подъезд, потом другой, стал стучать во все двери.

Пожарные приехали быстро. И жильцы были уверены, что для них все это скоро закончится, и можно будет идти домой. Однако вместо быстрого спасения им пришлось целый час наблюдать, как пламя метр за метром съедает родной дом.

Дело в том, что в колодце, расположенном рядом с домом, где находится пожарный гидрант, нет напора воды. Проблема это давняя, рассказали местные жители.



Однажды в этом же дворе сгорел, как спичка, частный дом. А в 2022 ничего не осталось от гаража.

В этот раз пожарным пришлось тянуть рукава к Мурманскому индустриальному колледжу, чтобы получить воду. К учебному заведению открыли ворота, но и там воды не оказалось. И в итоге воду подавали аж от общежития на улице Фестивальной.


Скриншот Яндекс-карты

Эта сложность оказалась не единственной. В квартирах северян были газовые баллоны, которые пожарные эвакуировали. Жильцы сами их устанавливали и заправляли, газ не был выведен на улицу.

«Наша система газовой службы после взрыва дома в Мурманске (взрыв газа в пятиэтажке на улице Зелёная, 78 в 2017 году – ред.) всем присылала письма, что они снимают с себя ответственность, и они поставку газа прекратили. До этого они газ привозили», - сказала хозяйка одной из сгоревших квартир Светлана Твердун.

По её словам, жильцы заправляли и устанавливали газовые баллоны сами. На момент пожара баллон был в каждой квартире.

«Дом горел, а пожарные в это время выносили газовые баллоны», - сказала мурманчанка Светлана Твердун.

За это время на глазах у людей, которые ещё утром занимались своими домашними делами, огонь охватил кровлю, перешёл на другой подъезд.

Среди стоящих на улице были и те, у кого в доме остались питомцы. Сдержать слезы и крики хозяева не могли. Но спасатели смогли вынести собаку, а пожилому коту, бывшему уже при смерти приложили кислородную маску.

Полностью пожар был потушен глубокой ночью. На все работы потребовалось более десяти часов.

Восстановлению квартиры не подлежат. Все, кому некуда идти, отправились в пункт временного размещения на улице Героев-Североморцев.

Погибшим признан один человек – хозяин той квартиры, из которой и появился первый дым.

Справка о том, что есть справка

А вот дальше погорельцы столкнулись с феноменальным бюрократическим идиотизмом.

В век цифровых технологий людям, в том числе и тем, у кого из обуви остались только тапки, пришлось самим лично носить различные справки в учреждения, чтобы добиться хотя бы остановки начисления коммунальных платежей.

С этим сталкиваются все без исключения погорельцы. В частности, нужно идти в МФЦ, а ещё получать и нести справку МЧС о том, что квартира сгорела.

«Подать заявление на адресную помощь - в МФЦ нам пришлось сначала. Потом идти в «Новые формы управления», чтобы приостановить квитанции на квартплату. Потом в администрацию Первомайского района», - рассказала бывшая жительница дома на Пригородной.

С 9 утра и до 18 часов она с дочкой провела в учреждениях.

Кстати, на сайте «Новых формы управления» сказано, что одна из функций учреждения - «ведение справочной информации об управлении/обслуживании многоквартирных домов УО, ТСЖ, ЖСК».

Казалось бы – вот, кто точно должен быть в курсе, что северяне остались без крыши над головой. Учреждение выступает от имени горадминистрации. А по сути — просто собирает справки, за которыми бегают люди.

Видимо, выступить от имени граждан в столь печальной ситуации и самим запросить справку от МЧС сразу на весь дом никак нельзя. Каждый жилец должен этот сделать сам.

Возможно, это и было бы приемлемо, но собирать документы, переобувшись в тапки, без смартфона и карточки с деньгами бегать по учреждениям не очень удобно.

Хорошо хоть ресурсникам достаточно электронных писем. Начисление платы за воду, тепло и свет остановить удалось без личного визита погорельцев.

Традиционно отличился «мусорный» оператор.

«В «Ситиматик» ответили, что начисляться (плата за вывоз мусора – ред.) все равно будет. Когда нам предоставят маневренный фонд, мы будем зарегистрированы по новому адресу. Тогда мы принесем в «Ситиматик» справки, и нам сделают перерасчёт», - узнала от «мусорного» оператора северянка.

Ну, и «Ростелеком» вежливо попросил вернуть ему около трёх тысяч рублей за арендованное для доступа в Интернет оборудование.

Чем питаться?

Человека, который дал бы полную инструкцию погорельцам с адресами учреждений хотя бы тех же «форм» и последовательностью действий, в городе не нашлось.

И на выходе те, кто пострадал меньше и нашел кров у родственников и знакомых, помогают тем, кто остался ни с чем.

«Люди хотели кушать, элементарно кушать! У них не было денег, нет еды!», - рассказала мурманчанка Светлана Твердун.

Она поселилась у своих знакомых и взяла на себя координацию действий по помощи тем, кто отправился в пункт временного размещения.

Там люди получили крышу над головой.

«Нам комнату выделили, на четверых человек комната. Есть раскладушки. Кухня общая», - сказала СеверПост ещё одна пострадавшая – Оксана.

Она поселилась в пункте временного размещения с двумя сыновьями, один из которых несовершеннолетний.

Полотенец и просто продуктов питания у семей нет. Также нет полноценной помощи от государства многодетной семье, лишившейся крова и поселившейся у друзей. Кормят эту семью, по факту, тоже неравнодушные северяне.

«Целые сутки мы искали помещение. Потому что люди были готовы помочь, принести одежду, питание. И только в конце суток нам помогли найти помещение Красного Креста на Кошевого, 3. Я обзванивала соседей и узнавала размер обуви, необходимость в лекарствах и питании», - рассказала Светлана Твердун.

Она считает, что произошедшее — это чрезвычайная ситуация, в которой людей нельзя было оставлять. И слава Богу, что мурманчане неравнодушные, поделились и вещами, и пайками.

Главный вопрос у погорельцев, конечно, о будущем жилье. Власти заявляют, что пострадавшим предоставят квартиры в маневренном фонде, но конкретики – где дальше будут строить свой быт и свою будущее люди, пока нет. С погорельцами пока не связывались, и впереди у них — неопределенность.


Да и учитывая, что с муниципальным жильем в Мурманске все очень печально, ждать можно долго.

Так пожар на Пригородной, 45 в очередной раз продемонстрировал, чего ждать в случае беды.

Неработающий гидрант, газовые баллоны в квартирах, отсутствие полноценного алгоритма помощи людям, оставшимся без жилья, необходимость, будучи разутыми, лично ходить по кабинетам и стоять в очередях. Еду и одежду тоже придётся попросить у земляков.