Бизнес

2023-06-05, 13:18
Фото: источник СеверПост

Маркетинг для крабового бизнеса

Крабовых браконьеров в Мурманской области задерживают регулярно. Причём, зачастую это люди небедные, а товар сбывают по-тихому. Но, как выяснилось, не всегда подпольные краболовы такие скрытные. Есть среди них те, кто не стесняется работать напоказ, используя по полной все возможности маркетинга: рекламу с известными блогерами, брендирование продукции и её раскрутку в соцсетях. 

 

Сама проблема, конечно, не нова. Браконьеров ловят, но меньше их не становится.

Похоже, на территории региона давно сформировались и прекрасно работает схема незаконной добычи камчатского краба.

Из удалённых уголков Кольского полуострова нелегальную добычу везут в кустарные цеха в населённых пунктах.

А затем продают как простым людям, так и в точки общепита.

Причём, браконьеры, судя по всему, готовы на всё и реализуют краба-нелегала в тематических группах в соцсетях, мессенджерах, на электронных досках объявлений.

Людям и предприятиям предлагают как экспресс-доставку живого краба, так и продукцию из него.

При этом выглядит это всё как вполне легальные магазины морепродуктов. На страничках соцсети регулярно выкладывают новости и видеоролики с крабами или морскими ежами.

«Наличие большого числа объявлений о продаже широкого спектра водных биологических ресурсов косвенно указывает на распространенность и активный характер работы нелегальных кустарных цехов, а также возможное наличие у их организаторов коррупционных связей в правоохранительных и надзорных органах» – считает собеседник агентства, знакомый со многими аспектами нелегального крабового бизнеса.

К слову, в мае в Кольском районе было возбуждено очередное уголовное дело за незаконную добычу водных биологических ресурсов в отношении неустановленного лица.

Выловлено 193 экземпляра камчатского краба. Ущерб оценили в сумму 1,4 миллиона рублей.

Краб хранился в нелегальном кустарном цеху в одном из заброшенных строений хозяйственного назначения на территории посёлка Молочный.

Собственно, цех представлял из себя несколько помещений, оборудованных садками для временного содержания незаконно добытых крабов и ёмкостями для хранения уже разделанных особей.

Самый смак - в цеху имелось рабочее место для упаковки и маркировки готовой продукции логотипом «Вкус морей».

Источник СеверПост в правоохранительных органах рассказал, что эту продукцию впоследствии продавали в одноимённой группе ВКонтакте. В ней состоят около трёх тысяч подписчиков.

А вот среди контактов в группе указан только один человек - житель Мурманской области Андрей Литвиненко.

То есть, получается, что именно Литвиненко общался от имени группы с покупателями.

Любопытно, что следствие, похоже, считает, что он не просто занимался реализацией. Органы полагают, что Литвиненко знал о месторасположении нелегального кустарного цеха, специфике его работы, и непосредственно занимался обслуживанием садков для временного содержания камчатского краба.

В сети удалось обнаружить и фотографию, где мужчина позирует в цеху рядом с ёмкостью с крабом.

ВКонтакте подсказал и много другой интересной информации. Например, у северянина оказался крайне широкий круг контактов среди представителей различных сфер деятельности.

Так, на личной странице в открытом доступе выложена фотография, где он запечатлён в компании известного российского блогера Эрика Давидовича.

Знал ли блогер о характере деятельности Литвиненко - вопрос открытый. Но вместе с крабами тоже фотографировался. А это, в свою очередь, неплохая реклама для бизнеса.

Вообще, судя по группе «Вкус морей», одни и те же лица помимо организации работы кустарного цеха в Молочном занимались и поставками живого товара в рестораны и магазины Мурманска.

Так, в группе выложен видеоролик, на котором виден аквариум с крабом в мурманском супермаркете премиум класса «Сити гурмэ», расположенном на Кольском проспекте.

Также на кадрах присутствует адресная табличка с графиком работы магазина. Рекламировать конкурентов крабовые бизнесмены вряд ли бы стали, а вот клиентов - такое вполне себе можно представить.

В той же группе имеется репост видеозаписи с крабами в ресторане «Седьмое небо», на тот момент ещё работавшего. От имени группы «Вкус морей» под постом оставлен и комментарий «Приглашаем всех в 7 Небо попробовать наши живые морепродукты».

Также группа «Вкус морей» была партнёром конкурса красоты «Сияние Севера». Собственно, в группе конкурса была снова размещена реклама упомянутого сообщества со словами «Наши деликатесы готовят в самых популярных ресторанах».

Могла ли продукция из кустарного цеха так свободно поставляться в точки общепита? Не выдавали ли её за легальную? Кто и каким образом на протяжении длительного времени безнаказанно неоднократно нарушал границы законности, причём, ничуть не скрываясь? Надеемся, что эти вопросы будут интересны следствию, и не только.

К слову, о масштабах деятельности незаконного кустарного цеха в Молочном, свидетельствует тот факт, что в момент обнаружения представителями правоохранительных органов в нём содержалось 157 живых особей краба, не считая заготовленных для реализации полупар.

В этот раз нанесение ущерба государству во многом удалось предотвратить – 157 крабов в установленном законом порядке были возвращены в естественную среду обитания.

Причём, «исправлять ошибки» под надзором правоохранителей пришлось самому Литвиненко. На одной из видеозаписей оперативной съёмки можно наблюдать грустного мужчину, который с печальным видом выгружает из грузовика крабов и кидает их в воду с причала. Учитывая стоимость членистоногих, как от сердца отрывает.

Что же касается группы во ВКонтакте под названием «Вкус морей», то она была достаточно раскручена среди жителей Мурманской области и туристов.

Объёмы через неё проходили, представляется, очень приличные.

В этой связи даже интересно, могут ли в деле о незаконной добыче водных биологических ресурсов появиться новые эпизоды, и есть ли шансы, что не установленное в ходе расследования лицо станет вполне конкретным, с именем и фамилией? Или же обнаруженный в Молочном цех, что называется, «в законе»?