Политика

2023-06-26, 16:05
Фото: СеверПост / Александр Логинов

Зачем Мурманску Арктика?

Российская Арктика и Мурманская область имеют огромное стратегическое значение для экономики страны. И это мнение разделяют не только в регионе, но и в Москве. Какую пользу принесёт Заполярью развитие Северного морского пути, выяснял СеверПост.

План развития Северного морского пути до 2035 года был утверждён правительством в августе 2022 года. В нынешнем году правительство расширило его.

Так, поручено создать отечественные образцы наиболее значимого судового комплектующего оборудования, которое необходимо при строительстве судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса, а также аварийно-спасательных судов.

Один из разделов документа предусматривает строительство судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», а также создание аварийно-спасательного флота из 46 судов.

Всего план насчитывает более 150 мероприятий, общий объём финансирования которых составляет почти 1,8 трлн рублей.

Собственно, на фоне международной обстановки и антироссийских санкций такой подход выглядит вполне логичным и обоснованным. Очевидно, что Северный морской путь стал крайне востребованным коридором.

Ранее на международном экономическом форуме в Петербурге губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что при воплощении всех намеченных планов Правительства России роль региона как экономического и логистического хаба радикально возрастёт.

«Это повлечёт за собой инвестиции в новые проекты, рост высококвалифицированных рабочих мест, увеличит налоги в бюджет региона и соответственно даст больше денег на улучшение инфраструктуры в регионе», – подчеркнул губернатор.

Тогда же глава Заполярья рассказал, где и у кого можно найти деньги.

«Сегодня ищем деньги на Севморпуть. Деньги в стране есть, даже знаем людей, у которых они есть. Давайте создадим ОАО с государственным участием и предложим инвестировать!»,  заявил Чибис.

Глава региона подчеркнул, что работу нужно координировать, чтобы «стратегия была не просто бумага, которую на стол положили».

Фото: СеверПост / Ирина Швед

С этим согласна и доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и предпринимательского права МАУ Наталья Щебарова.

«Сам план развития Севморпути гарантирует вложение государственных средств, а, значит, софинансирование со стороны частного инвестора было бы выгодно и тому, и другому участнику. Такая форма предпринимательства даёт развитие самому региону», - объяснила СеверПост Щебарова.

Она напомнила, что в правительство просубсидировало каботажные перевозки между Мурманском, Петербургом и Дальним Востоком. 

«Само существование этих рейсов, вложение средств в развитие ледокольного флота и судоремонтных предприятий даёт возможность создать новые точки промышленного роста. Это нужно Мурманской области как фактор развития числа предприятий, объёма их деятельности и занятых рабочих мест. Безусловно, современные вызовы стоит воспринимать только положительно», - уверена доктор экономических наук.

Она также добавила, что всё это окажет положительный эффект на развитие науки и образования в регионе. Ведь для Арктики нужны кадры, а строить флот будут на российском оборудовании по отечественным технологиям.

Напомним, что на западном берегу Кольского залива строят инфраструктуру Мурманского транспортного узла – это база для Северного морского пути. Движение по новой ветке железной дороги планируют запустить до конца года.

А потому и первую отдачу, по мнению Щебаровой, стоит ожидать уже в этом календарном году.

«Проект масштабный, и мультипликационный эффект проявляется не сразу. Если говорить об экономике вообще, то эффект плавный. Он не выстреливает в отдельные месяцы или годы. Постоянная работа предприятий и рост масштабов деятельности даёт постоянный рост валового регионального продукта и бюджета Мурманской области», - резюмировала Щебарова.

Что ж, поживём – увидим. Пока же место Мурманской области в топе зарплат по стране обеспечивают рыбаки.

Средняя зарплата в отрасли «Рыболовство» составила 205 тысяч рублей. И это второе место после банковской сферы с зарплатой в 227 тысяч в Москве.