Общество

2023-07-05, 12:35
Фото: СеверПост / Нармина Титова

Защитить и не подставить

В мурманских соцсетях в последнее время часто появляются сообщения о конфликтах среди подростков. Нередко более сильный обижает слабого, и всё это снимается на камеру.

Кто виноват, реакция родителей, перевод в другую школу – всё это имеет значение. А какое - об этом СеверПост рассказал семейный психолог.

 

Выглядит, как агрессия

 

Первая реакция северян под постами о травле – как следует наказать хулигана. Между тем, мурманский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт Ольга Костомарова видит у дурного поступка подоплёку.

По её словам, несовершеннолетние агрессоры сами несчастливы. То, что выглядит, как агрессия, на самом деле проявление внутренней тревоги. Незрелый мозг выставляет психологические защиты, и дети не чувствуют, что обижают другого человека.

«Эти дети выглядят, как насильники, но они на самом деле и сами жертвы. У них, как правило, нет заботливого взрослого, с которым они в надёжных отношениях, где ребёнок может чувствовать себя безопасно. И тогда детей привлекает насилие, им нравится так самоутверждаться», - сказала Ольга Костомарова.

 

Виноваты не гаджеты
 

Большое заблуждение, что изобилие модной одежды, современных гаджетов и разных дорогостоящих подарков создают характер избалованного подростка.

По мнению эксперта, уж что-что, а вещи точно не причина жестокости. Однако и заменить воспитание они не могут.

«Когда говорят, что у ребёнка всё есть, то очень часто оказывается, что родители очень сильно заняты. В семье действительно нет отношений, - заметила психолог. – Но гаджеты, игрушки, вещи – они не могут сделать человека чутким, неравнодушным. Это делают отношения».

Фото: личный архив Ольги Костомаровой.

Ольга Костомарова настаивает, что не само наличие вещей, а отсутствие отношений с заботливым взрослым делают ребёнка агрессивным.

«Если есть отношения, у подростка может быть десять айфонов, но его это не сделает жестоким. Он ещё одним гаджетом поделится, другой айфон подарит кому-то, его это сделает тёплым, неравнодушным человеком», - подчеркнула психолог.

Почему же нередко агрессоры живут в изобилии новых вещей? Ответ прост. Родители не знают, как строить отношения, им трудно это делать. Они предпочитают «откупиться».

Ещё один «козёл отпущения» - соцсети. Большой соблазн обвинить во всех бедах их.

«Главная проблема, что взрослые перестают быть авторитетом, и что это считается нормой. Почему-то принято говорить - «ну, это подростки, мы им уже не нужны». Но это не так!», - убеждена Ольга Костомарова.

Даже, если подросткам взрослые не нужны так, как раньше, им всё равно нужны любовь, доверие – то, что действительно может смягчить и сделать неравнодушными.

 

Как точно нельзя делать

 

Взрослые и сами делают множество ошибок. Одна из них – это наивный способ борьбы с травлей, распространённой в школах.

Нередко учителя собирают всех участников конфликта, что называется «в кружок» и предлагают пострадавшему от травли ребёнку рассказать агрессорам, что ему неприятно.

«Это подстава. На самом деле, если б (агрессор – ред.) мог так не делать, не делал бы. А он уже не может иначе. У него уже нет такой возможности в данный момент времени», - пояснила эксперт.

Ещё хуже может сделать родитель обиженного мальчика или девочки. Если взрослый не знает сам, что с этим делать, то может начать избегать решения проблемы. Иногда родители говорят: «Иди, разберись сам», или: «Скажи тоже в ответ что-нибудь, постой за себя».

«Это ещ` более небезопасная ситуация для ребенка. По сути, родитель обвиняет ребенка, что тот стал жертвой», - отмечает психолог.

Нередки случаи, что учителя становятся зачинщиками травли среди детей.

«У меня три сына, и у старшего была травля в начальной школе. И это было с позиции учителя однозначно. То есть молодой учитель пришёл, и над одним из мальчиков начал подсмеиваться, подшучивать. А дети подхватили, и всё, и пошло-поехало. Очень часто это с подачи учителя», - рассказала Костомарова.

Она заметила, что есть две распространённые неверные линии поведения - либо делать вид, что ничего не происходит, либо наказывать. Однако и то, и другое не работает.

 

Выйти из замкнутого круга

 

Тем не менее достучаться до чувств жестоких детей можно. По мнению эксперта, это обратимый процесс.

Для этого должен рядом с хулиганом появиться авторитетный и понимающий взрослый.

Вдохновение эксперты советуют родителям черпать в произведениях культуры.

«Есть французский фильм «Хористы». Там приходит учитель в интернат для трудных подростков. Там такие дети очень неблагополучные, которые калечат учителей. И он, хоть и не сразу, но становится тем взрослым, который находит в себе душевные силы увидеть их. Что происходит с этими детьми? Они действительно могут на него опереться, доверять ему. Они перестают быть «булли», - посоветовала Костомарова.

Фото: СеверПост / Анна Кузнецова.

Кстати, в русской культуре тоже есть, у кого поучиться. В свободном доступе есть труды Антона Макаренко – педагога, определившего способ педагогического мышления в XX веке.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома», - отмечал Макаренко.

А приключенческую повесть «Республика ШКИД», написанную в 1926 году бывшими учениками известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского, можно читать вслух и детям. Она интересна читателям всех возрастов.

Эти книги полезны всем родителям. А вот такая мера, как перевод ребёнка в другую школу, может помочь только одной стороне.

«Решение поменять школу в случае с агрессивным ребёнком может и будет каким-то временным решением. Он придёт в новый коллектив и, наверно, не с первого дня будет нападать на кого-то. Но позже скорее всего примкнёт к тем, кто также делает. Это его потребность, - рассказала психолог. - А вот для того, кто стал жертвой, это может быть выходом».

Жестокость одних детей по отношению к другим психолог считает «болью современного общества».

Что касается Мурманской области, то в Заполярье для сообщений о случаях насилия над детьми работает телефон приемной Уполномоченного по правам ребенка: 8 (815-2) 486-596.

«По всем случаям происшествий с детьми, ставшим известными региональному Уполномоченному, мной направляется запрос о проведении проверки на имя начальника территориального органа полиции, где произошло событие. По результатам проверки оценивается законность и обоснованность вынесенного процессуального решения. При необходимости привлекаются органы прокуратуры», - отметила детский омбудсмен Алевтина Андреева.