Общество

2023-07-31, 13:53
Фото: СеверПост / Нармина Титова

Ягель не есть! Дорого!

Звон колокольчиков в заповеднике «Пасвик» означает, что там вновь пасутся олени, пришедшие из хозяйств Норвегии. В соседней стране это бизнес, оленей потом продадут на диетическое мясо. В России против такого производства возражают. Заповедник за ягель для коммерческих оленей предлагает расплатиться. О претензиях «Пасвика» в материале СеверПост. 


Пусть заплатят

Дирекция заповедника выдвинула иск к норвежским властям немного ни мало аж на 47 миллионов крон, или 418 миллионов рублей.

Директор «Пасвика» Наталья Поликарпова рассказала, что в декабре 2022 года сотрудники российской части заповедника в очередной раз обнаружили пришедших из норвежского Финнмарка оленей.

Это было стадо в 40 голов. И «выдворить» их на их родину удалось только через два месяца. Сотрудники заповедника ждали, когда на реке будет достаточно толстый лёд, чтобы по нему могли безопасно проехать снегоходы.

Именно с помощью снегоходов люди окружают стадо, и таким образом вынуждают его вернуться к хозяевам.

«Сколько можно эту наглость терпеть?»

Конечно, это были домашние олени, частная собственность оленеводов-саамов, которые живут на приграничном берегу реки. Там животные пасутся и иногда заходят на российскую сторону, в том числе в заповедник.


Видео: заповедник «Пасвик» / Геннадий Дмитренко

Однако эти олени должны пастись на территории Норвегии, но никак не в России, считают у нас.

«И тем более не под таким соусом, когда они (норвежцы – ред.) говорят, что здесь всё кругом загрязняется, Россия плохая. И при этом спокойно их олени заходят, едят российский растительный покров, уничтожают территорию российского заповедника. А потом они прекрасно это мясо продают втридорога, обогащаются и при этом поливают нашу страну грязью», - объяснила Наталья Поликарпова.

В дирекции заповедника отлично понимают, что получить сейчас деньги с зарубежной страны проблематично. Этому мешают в том числе и санкции. Но мотив выдвинутого требования вовсе не в одних только деньгах. Дело, судя по всему, в принципе.

«Речь идёт о том, чтобы этот диалог был выстроен, были достигнуты договорённости, и, когда это будет возможно, чтобы норвежская сторона перечислила эти деньги в казну Российской Федерации, либо на банковский счёт заповедника», - пояснила директор заповедника.

Она также задает риторический вопрос: «Сколько можно эту наглость терпеть?».

Жалко что ли? Да, жалко!

В заповеднике рассказывают и то, какой именно вред наносит выпас оленей.

Стадо заходит в заповедник, когда снега ещё не очень много, но тем не менее уже есть.

Олени вытаптывают растения, а чтобы добыть их из-под снега, выбивают копытами. Заповедник же теряет лишайник и мелкие кустарники.

Для такого небольшого заповедника как «Пасвик» подобное разрушение растительного надпочвенного покрова – это серьёзная потеря. И два месяца для стада из 40 голов – достаточный срок, чтобы навредить серьёзно.


Скриншот видео: заповедник «Пасвик» / Геннадий Дмитренко

Кроме того, экологи достоверно знают, что домашние олени «гибритизированы между собой». Это совершенно другие особи, они отличаются от диких и не свойственны территории Кольского Заполярья.

Летом учёные проводят обследование, ведут учёт состояния лишайника и констатируют, что на некоторых участках просто полностью отсутствует растительный покров.

Позже эта почва вымывается дождями.

«В конечном итоге мы рискуем потерять просто компонент среды. Мы теряем беспозвоночных животных, которые служат объектом питания для мышевидных грызунов. Для птиц, для насекомоядных. А ими в свою очередь питаются крупные совы, хищные соколы и так далее. Лисицы питаются, другой зверь. То есть нарушается полностью баланс в природе», - объяснили в «Пасвике».


Закон на стороне российских экологов

Никому не приходит в голову отправить в заповедник своих коров, коз или овечек. Выгул оленей — это такое же это нарушение Федерального закона №33.

«Заповедник – это самая строгая форма охраны в мире по международной классификации. Это территория, навечно изъятая из хозяйственного использования, где разрешена только научно-исследовательская деятельность, деятельность по сохранению», - напоминает руководство «Пасвика».

Именно сейчас получить деньги никто и не надеется. Однако важность судебного иска от этого не меньше, считает директор.

«Мы понимаем прекрасно, что санкции вечными не будут. Понятно, что мы не можем знать, когда это всё закончится, но мы не можем не реагировать на эту ситуацию и не говорить о том, какова сумма ущерба. В конце концов сроков давности по таким вопросам не бывает. Ущерб может быть взыскан в любой момент, когда появится техническая возможность в плане потока денег между странами», - заявила Поликарпова.

Обвинить заполярных экологов в сутяжничестве и мелочности не выйдет. Оленей пасли далеко не один год. А в последнее время стало особенно не приятно слышать от северных соседей критику России и обвинение в плохой экологии.


Видео: заповедник «Пасвик» / Геннадий Дмитренко

Что касается суммы ущерба, то её считали по методикам, которые использовали в практике соглашений между Норвегией и Финляндией, либо по линии между Финляндией и СССР. Эти же соглашения действуют до сих пор.

«Мы пытались убедить норвежскую сторону, в 2015 году разработали методику на основе «мидовских» опытов с поправочным коэффициентом в 5, поскольку эта территория заповедника. И предложили эту методику, они приняли её к сведению», - сказала директор.


Чьи рога?

Тот факт, что на российском ресурсе отъелись рогатые гости из Норвегии, в Осло знают и никогда не отрицали.

Обо всех случаях пресечения границы семейством с мохнатыми носами дирекция заповедника информирует российских пограничников. Те в свою очередь передают сигнал пограничникам Норвегии.

И уже там люди в форме ставят в известность частные норвежские оленеводческие хозяйства, которые размещаются у реки Паз – главной реки заповедника «Пасвик».

Такой механизм разработали две страны в 1977 году.

Главное, что и фермеры признают, что это их олени. Ведь, кроме колокольчиков, у одного из самцов есть ошейник с чипом.

«Сами они не предпринимают никаких усилий. А по документам, межправительственным соглашениям мы обязаны сообщить и выбрать дату встречи», - рассказало руководство «Пасвика».

В этот последний раз дату встречи согласовали на 14 февраля. Встретились норвежские оленеводы, норвежские и российские пограничники. Олени были выгнаны на норвежскую сторону обратно.

После этого норвежская сторона приняла стадо и подтвердила двухмесячную прогулку животных в заповедных землях.

А вот в «Пасвике» в этот раз молча терпеть не стали. В расчетах привели даже стоимость оленины на норвежских предприятиях. Чем закончится вся это история, узнаем в будущем.

Eugene | 2023-07-31 19:22:07

Так зачем возвращать оленей? Я имею в виду — зачем возвращать бесплатно? Возврат должен быть только после перечисления суммы ущерба: 418 миллионов рублей на расчетный счет заповедника.

Ответить