Звон колокольчиков в заповеднике «Пасвик» означает, что там вновь пасутся олени, пришедшие из хозяйств Норвегии. В соседней стране это бизнес, оленей потом продадут на диетическое мясо. В России против такого производства возражают. Заповедник за ягель для коммерческих оленей предлагает расплатиться. О претензиях «Пасвика» в материале СеверПост.
Пусть заплатят
Дирекция заповедника выдвинула иск к норвежским властям немного ни мало аж на 47 миллионов крон, или 418 миллионов рублей.
Директор «Пасвика» Наталья Поликарпова рассказала, что в декабре 2022 года сотрудники российской части заповедника в очередной раз обнаружили пришедших из норвежского Финнмарка оленей.
Это было стадо в 40 голов. И «выдворить» их на их родину удалось только через два месяца. Сотрудники заповедника ждали, когда на реке будет достаточно толстый лёд, чтобы по нему могли безопасно проехать снегоходы.
Именно с помощью снегоходов люди окружают стадо, и таким образом вынуждают его вернуться к хозяевам.
«Сколько можно эту наглость терпеть?»
Конечно, это были домашние олени, частная собственность оленеводов-саамов, которые живут на приграничном берегу реки. Там животные пасутся и иногда заходят на российскую сторону, в том числе в заповедник.
Видео: заповедник «Пасвик» / Геннадий Дмитренко
Однако эти олени должны пастись на территории Норвегии, но никак не в России, считают у нас.
«И тем более не под таким соусом, когда они (норвежцы – ред.) говорят, что здесь всё кругом загрязняется, Россия плохая. И при этом спокойно их олени заходят, едят российский растительный покров, уничтожают территорию российского заповедника. А потом они прекрасно это мясо продают втридорога, обогащаются и при этом поливают нашу страну грязью», - объяснила Наталья Поликарпова.
В дирекции заповедника отлично понимают, что получить сейчас деньги с зарубежной страны проблематично. Этому мешают в том числе и санкции. Но мотив выдвинутого требования вовсе не в одних только деньгах. Дело, судя по всему, в принципе.
«Речь идёт о том, чтобы этот диалог был выстроен, были достигнуты договорённости, и, когда это будет возможно, чтобы норвежская сторона перечислила эти деньги в казну Российской Федерации, либо на банковский счёт заповедника», - пояснила директор заповедника.
Она также задает риторический вопрос: «Сколько можно эту наглость терпеть?».
Жалко что ли? Да, жалко!
В заповеднике рассказывают и то, какой именно вред наносит выпас оленей.
Стадо заходит в заповедник, когда снега ещё не очень много, но тем не менее уже есть.
Олени вытаптывают растения, а чтобы добыть их из-под снега, выбивают копытами. Заповедник же теряет лишайник и мелкие кустарники.
Для такого небольшого заповедника как «Пасвик» подобное разрушение растительного надпочвенного покрова – это серьёзная потеря. И два месяца для стада из 40 голов – достаточный срок, чтобы навредить серьёзно.
Скриншот видео: заповедник «Пасвик» / Геннадий Дмитренко
Кроме того, экологи достоверно знают, что домашние олени «гибритизированы между собой». Это совершенно другие особи, они отличаются от диких и не свойственны территории Кольского Заполярья.
Летом учёные проводят обследование, ведут учёт состояния лишайника и констатируют, что на некоторых участках просто полностью отсутствует растительный покров.
Позже эта почва вымывается дождями.
«В конечном итоге мы рискуем потерять просто компонент среды. Мы теряем беспозвоночных животных, которые служат объектом питания для мышевидных грызунов. Для птиц, для насекомоядных. А ими в свою очередь питаются крупные совы, хищные соколы и так далее. Лисицы питаются, другой зверь. То есть нарушается полностью баланс в природе», - объяснили в «Пасвике».
Закон на стороне российских экологов
Никому не приходит в голову отправить в заповедник своих коров, коз или овечек. Выгул оленей — это такое же это нарушение Федерального закона №33.
«Заповедник – это самая строгая форма охраны в мире по международной классификации. Это территория, навечно изъятая из хозяйственного использования, где разрешена только научно-исследовательская деятельность, деятельность по сохранению», - напоминает руководство «Пасвика».
Именно сейчас получить деньги никто и не надеется. Однако важность судебного иска от этого не меньше, считает директор.
«Мы понимаем прекрасно, что санкции вечными не будут. Понятно, что мы не можем знать, когда это всё закончится, но мы не можем не реагировать на эту ситуацию и не говорить о том, какова сумма ущерба. В конце концов сроков давности по таким вопросам не бывает. Ущерб может быть взыскан в любой момент, когда появится техническая возможность в плане потока денег между странами», - заявила Поликарпова.
Обвинить заполярных экологов в сутяжничестве и мелочности не выйдет. Оленей пасли далеко не один год. А в последнее время стало особенно не приятно слышать от северных соседей критику России и обвинение в плохой экологии.
Видео: заповедник «Пасвик» / Геннадий Дмитренко
Что касается суммы ущерба, то её считали по методикам, которые использовали в практике соглашений между Норвегией и Финляндией, либо по линии между Финляндией и СССР. Эти же соглашения действуют до сих пор.
«Мы пытались убедить норвежскую сторону, в 2015 году разработали методику на основе «мидовских» опытов с поправочным коэффициентом в 5, поскольку эта территория заповедника. И предложили эту методику, они приняли её к сведению», - сказала директор.
Чьи рога?
Тот факт, что на российском ресурсе отъелись рогатые гости из Норвегии, в Осло знают и никогда не отрицали.
Обо всех случаях пресечения границы семейством с мохнатыми носами дирекция заповедника информирует российских пограничников. Те в свою очередь передают сигнал пограничникам Норвегии.
И уже там люди в форме ставят в известность частные норвежские оленеводческие хозяйства, которые размещаются у реки Паз – главной реки заповедника «Пасвик».
Такой механизм разработали две страны в 1977 году.
Главное, что и фермеры признают, что это их олени. Ведь, кроме колокольчиков, у одного из самцов есть ошейник с чипом.
«Сами они не предпринимают никаких усилий. А по документам, межправительственным соглашениям мы обязаны сообщить и выбрать дату встречи», - рассказало руководство «Пасвика».
В этот последний раз дату встречи согласовали на 14 февраля. Встретились норвежские оленеводы, норвежские и российские пограничники. Олени были выгнаны на норвежскую сторону обратно.
После этого норвежская сторона приняла стадо и подтвердила двухмесячную прогулку животных в заповедных землях.
А вот в «Пасвике» в этот раз молча терпеть не стали. В расчетах привели даже стоимость оленины на норвежских предприятиях. Чем закончится вся это история, узнаем в будущем.
Променад с динозаврами, необыкновенные мастер-классы, выступление единственного в стране «Театра вкуса», лекции, встреча с Гошей Куценко, киновечер – все это IX фестиваль «Табуретка», вновь организованный фондом «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» и администрации Мончегорска. Его темой стали семейные...подробнее
Сейдозеро можно по праву считать самым загадочным водоёмом Мурманской области. По одной из легенд, под горой на его берегу скрыт от глаз людей древний город саамских шаманов. И по сей день озеро привлекает не только мистиков, но и учёных. Одну из его загадок им, похоже, удалось разгадать. Какую – узнаете из материала СеверПост. Подальше от несуществующих...подробнее
С начала года в Мурманской области проходит реорганизация бюджетных учреждений. Уже несколько месяцев их укрупняют, объединяют, в них по-новому настраивают рабочие процессы. Но что от этого получили сами госорганизации? Есть ли реальная польза от принятых решений? О первых итогах преобразований СеверПост рассказали руководители обновлённых структур. Все на...подробнее
В Мурманской области за неделю число жалоб в социальных сетях выросло на 30%, Основные темы неизменны и неистребимы - содержание зелёных насаждений, отсутствие горячей воды, ямы на дорогах и льготные лекарства. Зимой к этому списку можно было бы смело добавить неубранный снег и проблемы с отоплением. С ростом внимания властей к соцсетям, шанс, что о вашей проблеме услышат стал...подробнее
В Мончегорске в субботу было жарко. И речь не столько о температуре воздуха, сколько о фейерверке эмоций. Сальто автомобилей, трюки на мотоциклах, пожарные в упряжке, дефиле-перфоманс от металлургов и выступления популярных хедлайнеров помогли зажечь на полную катушку, заставив всех гулять допоздна. Всё это стало грандиозным праздником, посвящённым сразу двум событиям:...подробнее
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее
На берегу озера Имандра в Мончегорске прошёл водный фестиваль «Раскачай Имандру!». Он стал частью масштабной программы событий, посвященных 90-летнему юбилею «Норникеля». Корреспондент СеверПост попытался исполнить роль Фигаро: побывать везде и увидеть всё. Город мореплавателей в окружении гор Мончегорск находится в окружении не только гор, но и...подробнее
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Так зачем возвращать оленей? Я имею в виду — зачем возвращать бесплатно? Возврат должен быть только после перечисления суммы ущерба: 418 миллионов рублей на расчетный счет заповедника.