Фото: СеверПост - Александр Логинов / Приют «Белкин дом» поселок Умба
Кормление собачье
История из Терского района показательна в плане уровня понимания и терпимости, которые часто возникают между муниципальными чиновниками и зоозащитниками.
Там местная администрация заключила контракт на отлов бродячих собак с местной жительницей Натальей Каменевой. Наталья в Умбе занимается приютом для животных «Белкин дом».
Вместе с другими волонтерами Каменева договор выполнила, а затем всех собак длительное время кормила на пожертвования и собственные средства.
При этом все 36 особей нарекли агрессивными, а значит, отпускать их обратно на улицу — нельзя.
В итоге владелица приюта спустя время просто пошла в арбитражный суд и его выиграла. Решение — муниципалитет должен заплатить 3,9 миллиона рублей за содержание животных.
Чиновники, судя по всему, совершили серьезную ошибку при заключении контракта и подготовке нормативной базы в районе. За что и получили такой финансовый «подарок».
Для совсем небогатого Терского района дыра в бюджете очень солидная.
Примечательно, что в процессе выяснения отношений градус конфликта просто зашкаливал.
«На контакт администрация не шла, только делали хуже. Когда мы писали Рамзану Кадырову письмо, они письмо написали в опеку по поводу собак сначала, а потом в опеку с угрозами мне, сделали меня алкоголиком и всякое такое. Потом была проверка у меня. Дали ответ. В суд всё подать не могу по этому поводу. Официально не алкоголик, и не была», - рассказала в свое время СеверПост Наталья Каменева.
Но суть даже ни в этом.
Думается, что перспектив взаимодействия с волонтерами в Терском районе после этой истории практически нет. Местная администрация после всех судов скорее всего только в страшном сне видит новые совместные проекты.
Забавно, что Каменева, похоже, в суде может «наградить» чиновников еще не раз.
«Для суда посчитали только 36 собак, а вообще у меня 51 собака муниципальная», - говорила руководитель приюта.
Да и время идет, собаки кушают. То есть, судя во всему, волонтеры чиновникам вполне могут выставить счет и за оставшихся собак, и за новый период.
Выкинула в Карелии
Другая история — про владелицу питомника ездовых собак «Улыбка Аляски» Наталью Демодову.
Женщина создала коммерческий проект, набрала животных для катания туристов, но с бизнесом не справилась. В пандемию туристы пропали, из-за отсутствия денег начались проблемы. Животных банально оказалось не на что и нечем кормить.
И тогда хозяйка пошла к властям, писала даже открытое письмо губернатору. Логика была проста: это животные — помогайте.
До определенного момента так и было. Люди собирали деньги на прокорм хасок, помогали предприниматели, власти искали решение.
Но период без туристов затянулся, прибыль проект не приносил.
Хозяйка поступила некрасиво — ушла в закат. Женщина переехала в Москву, а по дороге в Карелии просто выбросила на улицу пятерых псов.
Причем животных она разбросала основательно.
«Тайсон выброшен в Чупе, Вуди выброшен в Лесозаводске, Шах выброшен в Тэдино. На данный момент главное - найти всех собак и привезти их в Мурманск. Когда собаки будут в безопасности, понадобится помощь в содержании - корма, глистогонка, вакцины, некоторым - кастрация. Жители Карелии! Населённые пункты Тэдино, Чупа и Лесозаводск - помогите нам найти и придержать собак! Мы заберем их всех!», - написали зооволонтеры.
Собак в итоге нашли и спасли. Но та же Демидова с самого начала позиционировала себя исключительно как любительницу животных и зоозащитницу. На практике все оказалось с точностью наоборот.
Кому достанутся бюджетные миллионы
Вообще воспринимать всех зоозащитников как людей с индульгенцией большая ошибка. Пример бывшей владелицы питомника «Улыбка Аляски» — яркое тому подтверждение.
И пример, к сожалению, не единственный.
В ЗАТО Александровск развивается весьма интересная ситуация между местной администрацией и семьей бизнесменов Пухненковых. История тесно связана с муниципальным имуществом и деньгами.
В Александровске, как и во многих муниципалитетах нет государственного приюта для животных.
Но есть волонтеры, которые хотят помогать животным. Их координацию и взяла на себя изначально Ольга Пухненкова.
А заодно попросила у муниципалитета помещение для открытия частного приюта. Дело хорошее, решили в администрации, и помещение выделили.
Ещё в 2018 году Пухненкова получила двухэтажное здание №2/4 на улице Комсомольской в Полярном общей площадью 350 квадратных метров.
Отдали его по муниципальной преференции, без конкурсов и торгов, а оформили по документам как передачу здания под склад. Здесь, как сообщают из Александровска, Пухненкова обещала открыть приют. Закон это не запрещает.
К слову само здание — с историей. Здесь располагалась раньше некоммерческая организация «Кольский приют», созданная энтузиастом мичманом Дмитрием Стефановичем.
Но после окончания службы Стефанович отбыл на «материк». А Пухненкова создала собственное НКО «Счастливый хвост» и, по логике, должна была продолжит дело мичмана.
Однако приют на Комсомольской 2/4 не открылся ни в 2018 году, ни в 2019 и 2020. Нет его там до сих пор.
Но, по информации местных жителей, расторопная коммерсантка, открыла там производственный цех. Сейчас помещение и вовсе официально оформлено под придорожный сервис.
Обман вскрылся, но обещать – не значит жениться.
Получается, что Пухненкова банально по льготной процедуре получила помещение и начала там коммерческую деятельность под прикрытием идеи защиты животных. Сомнительное с точки зрения этики деяние.
Но, видимо, тезис о том, что бюджет ей должен Пухненковой понравился. Она снова попросила у муниципалитета второе помещение, в этот раз точно приют.
И ей снова пошли навстречу. В 2021 году администрация безвозмездно передала Пухненковой отдельностоящее здание все на той же улице Комсомольской. И в здании она снова обещала открыть частный приют для животных.
Забавно, но перед переселением в это помещение Пухненкова разместила собак на Комсомольской, 5. Рядом располагается автосервис, как поговаривают, связанный с Пухненковыми.
Эту территорию приводили в порядок волонтеры, включая подростков и пожилых. Если все так, то снова получается, что под лозунгом спасения собак, горожане бесплатно вкладывали свои силы в бизнес Пухненковых.
А когда второе здание под приют муниципалитет выделил, Пухленкова, по сути, выкатила администрации счет чуть ли не на 25 миллионов рублей. Деньги предпринимательнице понадобились на ремонт помещения для увеличения числа подопечных.
Причем сумму должны были отдать из бюджета исключительно частнику.
Но в муниципалитете решили по-иному. Там просто вспомнили про первое здание, в котором тоже обещали открыть приют, а еще трезво оценили поведение Пухненковой и ее проект.
Женщина предложила «расширить» за 25 миллионов рублей здание, где физически можно максимум разместить 24 собаки.
Строения с 60-х годов долгое время были заброшенными. Нет площадей для операционной, изолятора, карантина, складских помещений.
Ни одна надзорная инстанция не примет такой объект, если он рассчитан на большее количество животных. Такую оценку дали в администрации, логично заключив, что вложения в проект Пухненковой – это выброшенные на ветер деньги.
Одновременно предложили альтернативу - строительство нового здания под муниципальный приют в ЗАТО. Стоимость строительства нового здания 42 миллиона рублей. Соответствующий проект согласован Министерством строительства региона.
А вот это уже, судя по всему, не понравилось самой Пухненковой.
Во-первых, деньги пойдут не на её здание, во-вторых, тратить их будут без её участия.
В местном зоосообществе, группе приюта «Счастливый хвост», основанного Пухненковой, начали разгонять тему о том, что стройка — это зло. А деньги нужно выделить туда, куда хочет сама Пухненкова.
При этом предпринимательница в процессе активно участвует, даже пишет открытые обращения к губернатору.
Еще один посыл — объединение муниципального приюта и частного. Можно предположить, что тоже под руководством Пухненковой.
Вот только муниципалитет готов помогать частным инициативам, а не финансировать частный бизнес на собаках из бюджета. И доверия к Пухненковой там, похоже, после истории со зданиями вообще нет.
Думается, что спекуляции вокруг приюта в ЗАТО Александровск продолжатся. Слишком уж щепетильным может оказаться вопрос с финансированием.
Длинные новогодние каникулы мало располагают к систематическому чтению новостных лент. Оливье, телевизор и диван – слишком сильные аргументы в пользу сытой праздности. СеверПост решил прийти на помощь землякам и напомнить о самых громких событиях Новогодья в Мурманской области. Морозы Экстремальные по силе и продолжительности морозы на Кольском полуострове...подробнее
Что объединяет улицу Ленинградскую, площадь Пять Углов, центр «Родина», новый корпус онкодиспансера в Мурманске, дворец культуры «Восход» в Никеле? Все они не сданы в срок. Почему так выходит, выяснял СеверПост. Опрошенные эксперты строительной сферы отметили, что на работы влияет рост цен, длительные задержки доставки материалов и оборудования,...подробнее
В российском обществе укоренилось одно любопытное противоречие. Многие наши соотечественники, можно даже сказать, большинство, считают себя людьми воцерковлёнными, но в то же время не знают ни одной молитвы. Однако это вовсе не мешает широко отмечать Пасху и крестить детей. И на венчание в наши дни решаются ровно по такому же принципу. Что по этому поводу думают...подробнее
6 января у православных россиян Рождественский сочельник, или, если официально – навечерие, то есть, день накануне праздника Рождества Христова. Суть предстоящего праздника, его отличие от встречи Нового года, его значение в жизни всего человечества в беседе с СеверПост раскрывает настоятель мурманского храма Святого великомученика Пантелеимона, секретарь архиерейского...подробнее
Предновогодняя пора – традиционное время корпоративов. Часто, уже вскоре после начала, предпраздничные посиделки с коллегами перестают быть томными и оборачиваются множеством историй, о которых порой и вспомнить стыдно. Курьёзные рассказы собирал СеверПост. «Кто-то из нас летит в Ленинград» Семь лет назад новогодняя вечеринка для...подробнее
Почему Дед Мороз не всегда передвигается на оленях? Почему таксисты отказывают новогоднему волшебнику с внучкой и с какими несказочными проблемами они сталкиваются под Новый год, в материале СеверПост. «Быть Снегурочкой — и праздник, и работа» Людмила Белая последние пять лет новогодние праздники посвящает тому, что дарит радость детям и взрослым....подробнее
С нового 2026 года жителей Заполярья ждут изменения, которые затронут кошелёк, быт и социальную сферу. Рост одних тарифов власти стараются компенсировать увеличением доходов для отдельных категорий и введением новых льгот. СеверПост собрал все ключевые нововведения, которые начнут действовать в Мурманской области с 1 января и позже. Питание в школах и...подробнее
Их легко найти и невозможно забыть – так мурманские таксисты, работающие в новогоднюю ночь, отзываются о своих пассажирах. Для многих автолюбителей, занимающихся извозом, первый праздник года – не только самое хлебное время, но вместе с тем и самое богатое на впечатления. В какие только истории не попадали заполярные шофёры! Подробнее – в материале...подробнее
В преддверии наступления нового, 2026 года, СеверПост обратился к целому ряду известных и уважаемых в Заполярье людей с одним вопросом: «Чем главным Вам запомнится уходящий 2025 год»? Интересно, что северяне во многом не отделяют свои личные впечатления и воспоминания от своей работы, своей общественной жизни, жизни всего региона. И поэтому в ответах на этот вопрос...подробнее
Новый год — это не только праздник, но и кулинарный марафон. Именно поэтому мы решили заглянуть на кухни известных персон региона и выяснить, какие блюда украсят их праздничный стол в главную ночь года. Подробности - в материале СеверПост. Селедка с гранатовым браслетом от культурного деятеля Руководитель литературно-драматургической части Мурманского...подробнее
До Нового года осталось меньше недели, а значит, самое время выбирать праздничный наряд! Как не промахнуться с выбором? Почему ощущение от одежды важнее того, как она выглядит? И уместно ли 2026 год отмечать в пижаме? Узнавал СеверПост. В чём встретишь - так и проведёшь Грядущий 2026 год – год Красной или Огненной Лошади. Собственно, цвет пламени...подробнее
Полуразвалившиеся ботинки, ржавые пороги авто, потрескавшиеся лапы собаки и цыпки на детских руках. Всё это объединяют они – реагенты, с помощью которых на улицах областного центра борются с наледью. Какими последствиями может обернуться прогулка по зимнему Мурманску и можно ли взыскать с чиновников компенсацию за испорченное имущество или проблемы со здоровьем?...подробнее
Возмутительная история с погребёнными в полиэтиленовых пакетах одинокими стариками из Кандалакши так и не получила своего логического завершения. Людей, несмотря на уголовное дело, так и не захоронили по-человечески. При этом местные власти, похоже, своей вины в этом не видят и делать что-то не собираются. СеверПост задаёт чиновникам неудобные вопросы, а ответы получает очень...подробнее
Что жители Мурманской области дарят друг другу на Новый год, а чего опасаются получить сами? Новогодние тренды и бюджеты изучал СеверПост. Главное – эмоции Как выяснил опрос, проведённый СеверПост, мурманчане особенно ценят в подарках уют, функциональность и эмоции. Похоже, никогда не уйдут из моды подарки для создания атмосферы. Например, наборы...подробнее
Всё выше и выше вздымают свои стрелы строительные краны на улице Буркова в Мурманске. Всё ближе тот день, когда на этой территории появится новая грандиозная достопримечательность заполярной столицы. О том, какие изменения претерпит облик Мурманска с открытием кафедрального собора, рассказал СеверПост куратор строительства, секретарь Архиерейского совета Мурманской епархии...подробнее