Армия

2023-10-09, 14:43
Фото: СеверПост

«Города без людей», или Что российский миротворец увидел в Нагорном Карабахе

Российские миротворцы продолжают выполнять задачи на территории Нагорного Карабаха после «контртеррористической» операции Азербайджана. Власти Азербайджана обнародовали план реинтеграции непризнанной республики. А армянское население покидает собственные дома. СеверПост публикует дневник российского миротворца из Мурманской области. Автор рассказывает о том, что сейчас происходит в Нагорном Карабахе.

 

Вереница брошенных машин, холодильников и баулов с вещами...

 

Началось... Нас загрузили в военный самолет ИЛ-76, и было очень неожиданно, что он взлетает и приземляется по-другому, не как гражданский борт - намного плавнее. Надо отдать должное летчикам.

Долетели до Еревана, дальше по земле. По дороге я все думал и не мог понять: за что люди сражаются и умирают поколениями в Карабахе. Я видел перед собой лишь высохшую траву. Там не было места, где можно было что-то посадить - кругом одни лишь горы.

Однако, когда мы переехали какой-то перевал, все изменилось. Трава стала не высохшая, а зеленая. Это было так контрастно с тем, что мы наблюдали ранее. Мы словно попали в рекламу шоколада с коровами и альпийскими лугами.

Но самое запоминающее было после того, как мы проехали Лачинский коридор (он находится на границе с Азербайджаном).

Я знал, что люди покидают свои дома, но увиденное повергло в шок.

Мы увидели вереницу брошенных вдоль дорог машин, а рядом валялись стиральные машины, холодильники, какие-то баулы с вещами. Возможно, бытовая техника не поместилась в грузовой транспорт, и люди оставили ее прямо на дороге, понимая, что домой они больше не вернутся...

Что касается автомобилей, то машины бросали, когда у них заканчивался бензин.

В целом, проезжая по городам, оставленным местными жителями, было стойкое ощущение, что попал в кино про зомби, где жизнь остановилась в моменте.

Мы видели одежду на бельевых верёвках, замершие детские качели во дворе. На то, что здесь произошла человеческая трагедия, указывал всеобщий бардак. Кое-где мы видели машины, врезавшие в стены, разбитые окна магазинов.

И много километров – тишина, и кругом ни души. Лишь мёртвые черные окна домов смотрят тебе прямо в душу сквозь заросли деревьев.

Тогда я поймал себя на мысли, что эти люди не просто бросили дома, в которых они росли, они оставили могилы родителей и сыновей, которые погибли, сражаясь за эту землю.

Наши ребята, которых мы сменили по приезде, рассказывали, что во время блокады местные дети трёх-четырёх лет стояли вдоль забора миротворцев и просили у них еду. И военные не ели хлеб, отдавая его им, чтобы хоть чем-то помочь.

Чем мы будем полезны сейчас? Не знаю, главная задача - сберечь людей, и со всех сторон.

 

Новый мир

 

Сегодня, проезжая по деревне, не знаю её название, увидел стадо свиней - штук пять, с поросятами. Они были такими тощими, что сквозь кожу заметны были торчащие кости.

Хозяева, уехав, закрыли двери, и бедные животные не могли выбраться со двора. Они похоже умирают с голоду, а помочь мы ничем не можем. Как и пустить их на шашлык. Это будет мародерством.

Впрочем, далеко не все хозяева так поступили с домашними животными... Многие, напротив, специально оставляли загоны открытыми, чтобы скотина ушла из дома в поисках пропитания.

Любопытно, но скотина не гуляет по пустым улицам поодиночке. Напротив, животные стали самостоятельно сбиваться в стада. Я видел отару овец, голов 50-60, стадо коров. Особенно меня поразило, когда я увидел стадо телят, без коров, я насчитал их 15. Инстинкт выживания подтолкнул их друг другу. Так проще защищаться.

Когда проезжали вдоль деревень, поразило наличие овощей и фруктов.  Гранаты, растущие почти в каждом дворе, груши, яблоки, кукуруза, тыква, капуста. И это все спелое, срывай и ешь. Но все оставили, уезжая...

Ну, и конечно, кругом куры, которых мы наблюдали в каждом третьем дворе. Они шумно носились по двору и словно обсуждали последние новости скотного двора.

При этом азербайджанцы уже заменили дорожные таблички на свои - на родном языке. Далее стали подключать электричество к своим сетям, потом подключили сотовые вышки к своим операторам.

Уже начали убирать вдоль дорог брошенные машины и мусор, оставленный теми, кто спешно уехал. Но переселенцев пока нет. Города и селения стоят пустыми...