Культура

2023-11-01, 16:46
Фото: ВКонтакте / Екатерина Оленева

Вдохновлены Заполярьем, живут в Ярославле

Удивительно, но образы обновлённой Мурманской области создают студенты далеко за её пределами. Уже второй год подряд молодые архитекторы из Ярославля выбирают темой своих дипломных работ развитие Кольского Севера. Зачем и почему? СеверПост узнал, чем Заполярье так цепляет молодых архитекторов из средней полосы.


Заброшенный посёлок – будущий конкурент Териберки?

Даже не все местные жители знают, что в Кольском районе вблизи села Ура-Губа был раньше посёлок Порт-Владимир. Его упразднили в 2007 году, и с тех пор туда приезжают раз в год люди, для которых это малая Родина.

Не лень туда добираться и рыбакам. Правда, приходиться около двух часов двигаться на катере.

Сделать рыбалку в Порт-Владимире туристическим продуктом считает возможным студентка Института архитектуры и дизайна Ярославского государственного технического университета Камилла Рафикова. Проект «Регенерация посёлка порт Владимир в Мурманской области» она представила в 2023 году на конкурсе «Золотой Трезини».


Фото: сайт премии «Золотой Трезини» / Проект Камиллы Рафиковой

По словам девушки, вдохновила её природа в посёлке – вода и сопки с двух сторон, сверху озеро.

«Если честно, я наткнулась на него вообще случайно. Просто копалась в группах ВКонтакте, где выкладывают разные заброшенные места. Мне хотелось какую-то регенерацию места сделать», — пояснила Камилла.

Слово регенерация означает возрождение территории без тотального сноса строений. Камилла тоже хочет оставить некоторые пятиэтажки, которые, по её словам, нет смысла сносить.

«Например, потому, что всё равно материал трудно доставлять, и лучше уже использовать то, что есть. Именно на этой базе я решила возродить место с помощью туризма», — пояснила студентка.

За основу она взяла уже существующую структуру посёлка и доработала её. Функциональные зоны разместились вдоль главной дороги населённого пункта, а центром притяжения обозначена площадь с ярмаркой и инсталляцией-шатром, которая отражает многовековые традиции рыболовного дела и является символом памяти этого места.


Фото: сайт премии «Золотой Трезини» / Проект Камиллы Рафиковой

В самой высокой точке посёлка — часовня.

По задумке Камиллы Рафиковой, место будут посещать туристы, и там будет постоянное население, которое будет обслуживать посёлок. Туристический кластер рассчитан на 2 тысячи человек, он должен функционировать круглый год.

«Там предусмотрены экстремальные виды спорта: на квадроцикле кататься, на снегоходе. Также предусмотрено разведение форели — там есть для рыб садки. Это и как туристическое развлечение, и для местного населения вид деятельности. Также там предусмотрены различные клубы, рестораны, бары, небольшая школа для местного населения», — рассказала конкурсантка.

Между тем, среди читателей СеверПост есть те, для которых Порт-Владимир – не пустой звук.

«В Порт-Владимире жили мой папа, бабушка и дедушка. В потом их выселили, когда остров передали военным. С 2000 года мы, бывшие жители, их дети и внуки, каждый год бываем в Порт-Владимире», — рассказала Елена Ищенко.

После первой поездки бывшие жители посёлка сделали и на следующий год на одной из скал установили памятную доску со словами: «Порт-Владимир, мы верим в твоё возрождение!».


Фото: Елена Ищенко

Желает возрождения заполярному местечку и студентка института архитектуры. Она мечтает посетить Север.

«Очень хочу приехать! Хочется приехать летом, когда не такая ещё суровая погода, на всё это посмотреть», — сказала Камилла Рафикова.


В Кировск не только ради Хибин!

Дипломный проект Екатерины Оленевой – студентки того же ярославского университета – называется «Реновация заброшенного железнодорожного вокзала в Хибинах». Работу она делала в 2022 году.

СеверПост Екатерина Оленева рассказала, что Заполярье для неё – второй дом. Девушка выросла в Архангельске, но родители родом из Кандалакши. Они часто брали дочь с собой в командировки в Кировск. В нём сформировались архитектурные предпочтения будущего специалиста.


Фото: сайт премии «Золотой Трезини» / Проект Екатерины Оленевой

«Я постаралась пропустить этот проект через призму собственного детства, такого восприятия, как я вижу этот регион. Потому что на самом деле такого величия горного массива, стыка каменного берега и океана, как, например, есть в Териберке, его не встретишь нигде», — объяснила архитектор Оленева.

Она считает необходимым «актуализировать» Север. И в былые времена туристы ехали в Кировск в основном ради горнолыжного курорта и иногда в горы отправлялись, как говорит девушка, «прям суровые походники».

Она считает, что в наше время нужно чаще предлагать и более лояльные туристические маршруты, подходящие для новичков. Архитектор считает, что всему этому «не хватает какого-то подогрева, инфраструктуры».

«Важный момент: реконструкция вокзала задумана не как здание вокзала, а как туристический многофункциональный центр», — объяснила архитектор.

Часть помещения будет работать на постоянно проживающее население и часть — на туристов. Оно останется вокзалом только метафорически, туристы будут отходить от него в горы.

В описании проекта говорится, что место «будет отправлять людей в путешествия другого рода» и «установит связь между центральной частью Кировска и его величественным природным окружением».

Своей задачей молодой архитектор обозначила спасти прекраснейшее здание вокзала.

«Просто невероятной архитектуры, действительно! Рассматривая весь центральный регион, я не наша ни одного здания подобного этому — настолько великого и настолько сроднившегося с той средой, в которой оно существует», — объяснила Оленева.

По её словам, заброшенный вокзал отражает историю и особенности региона. У него стиль старых античных дворцов: есть портик, симметричная композиция, внушительные размеры. Например, по размеру он сопоставим с Ярославским вокзалом в Москве.


Фото: сайт премии «Золотой Трезини» / Проект Екатерины Оленевой

«Оно не разрушается так быстро, как оно могло бы разрушиться. Оно как будто действительно сопротивляется времени, увяданию, как весь северный регион, который по факту всё время сопротивляется – погоде, эпохе, и всему этому», — сказала Екатерина Оленева.

Для неё радостно, что здание не подвергалось многочисленным реконструкциям и реставрациям и целиком, словно человек, прожило свою жизнь. То, что оно было заброшено, пошло, по мнению Екатерины, на пользу с точки зрения той теории реставрации и реконструкции, которая существует сейчас.

Задумка автора проекта – поддержать вечную стадию «после смерти», сделать вокзал одним из звеньев некой линии.

Чтобы продемонстрировать призрачность вмешательства, архитектор предлагает достроить историческую кровлю в светопропускающих конструкциях. В полярную ночь старый вокзал станет световым ориентиром, а во время полярного дня здание «будет наполняться светом, впуская его в себя».

Автор проекта решилась на смелость и использовала зеркальную конструкцию. Это, по задумке, позволит также подчеркнуть мимикрирование здания под природный ландшафт. В верхушке фасада будут отражаться горные склоны.

«Как появился стеклянный куб с верху? Анализируя пространство вокруг вокзала, я заметила, что вокзал становится единым целым с природой. Земля начинает потихоньку как бы наползать на него, и он своей формой, стремящейся к вершине, напоминает ещё один массив. И вот это стекло, оно сверху, отражая гору напротив, подчёркивает соединение здание с той природой, которая есть», — объяснила Екатерина Оленева.

«В городе есть «Большевик», и ДК «Горняк» в стадии реконструкции. И проект вокзала мог послужить флагом, маяком привлечения внимания ко всем этим увядающим зданиям», — отметила архитектор.

Обе ярославские студентки готовят магистерские работы, они серьёзно нацелены в профессии. Учатся они в вузе, который сотрудничает вовсе даже не с Мурманском, а с Петропавловском-Камчатским.

И тем не менее для Екатерины северные земли понятны и любимы, для Камиллы они – мечта о будущей поездке. Оба дипломных проекта – это истории про то, что чаяния северян о развитии родного региона и интерес путешественников становятся магнитом, который притягивает новые идеи талантливых людей.