Происшествия

2023-11-22, 11:09
Фото: ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ».

Не утонуть бы самому

Металлические переборки, которые можно продырявить пальцем. Сквозящие водонепроницаемые двери наружного контура корпуса. Неработающее подъемное устройство спасательной шлюпки. Загоревшийся двигатель. Это не про фильм-катастрофу. Это про последнюю надежду на спасение для мурманских рыбаков, что, не дай Бог, попадут в беду в Баренцевом море. Это про буксир Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ. Как такое вообще возможно? Разбирался СеверПост.

 

В Мурманской области действует Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ».

Главной задачей этой организации является «обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и выполнение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства на Северном бассейне». Цитата с официального сайта учреждения.

Судно именно этой конторы, например, должно было в декабре 2020 года оперативно прибыть к месту трагической гибели траулера «Онега» в Баренцевом море. Тогда погиб почти весь экипаж. Возбуждено уголовное дело. В причинах произошедшего до сих пор разбираются следователи.

Спасотрядом же с марта 2021 года руководит Дмитрий Скиба.

В распоряжении учреждения пять судов. В основном это морские спасательные буксиры – дизель-электроходы многоцелевого назначения, способные высаживать аварийные партии, обеспечивать водолазные работы, тушить пожары.

Практически все суда отряда построены в 70-80-х годах прошлого века. В силу возраста, да и, как и любая техника вообще, буксиры нуждаются в регулярном обслуживании и ремонте.

Так, на сайте госзакупок удалось обнаружить закупку на капитальный ремонт буксира «Мурманрыба». Госучреждение разместило заказ на капремонт в форме электронного аукциона. Победителем стало Общество с ограниченной ответственностью «Модуль судоремонт». Бессменным директором этой судоремонтной конторы является гражданин Российской Федерации Гела Мигинеишвили. Он же, согласно открытым данным, является и владельцем фирмы.

Любопытно, что по странному стечению обстоятельств именно с этим судоремонтником спасотряд, как правило, и заключает крупные контракты на ремонт буксиров. В системе госзакупок удалось обнаружить 17 контрактов на разные виды работ на общую сумму свыше 350 миллионов рублей.

Последний контракт на капремонт «Мурманрыбы» - самый хлебный. Это почти 150 миллионов рублей.

Он включает 11 приложений к основному документу с перечислением широкого спектра видов работ. Судно почтенного возраста, и наверное, за такую внушительную сумму, спецы из «Модуль Судоремонт» должны были привести в порядок все судовые системы и агрегаты.

Но, похоже, чудес не бывает. 24 апреля 2023 года Северный экспедиционный отряд принимает судно после проведенного ремонта. А в июле 2023 года на борт судна поднимается инспекция Мурманского филиала Российского морского регистра судоходства. Для понимания: это ведомство не проверяет исполнение контрактов. Морской регистр следит за исполнением правил судоходства и состоянием судов.

Далее приводим выдержки из акта осмотра судна: «Внутренняя переборка между помещениями... имеет местный коррозионный износ до сквозного». «Двери надстройки не обеспечивают водонепроницаемость наружного корпуса». «Спускоподъемное устройство спасательной шлюпки по информации судовладельца в не рабочем состоянии».

По словам источника СеверПост, в ходе проверки один из инспекторов, изучая степень распространения коррозии, демонстративно продырявил перегородку насквозь. Комментарии после такого излишни…

Про устройства для подъема шлюпки — это тоже за гранью, так как спасательное судно не смогло бы ее нормально спустить в случае необходимости.

Дальше – больше. Инспекция Морского регистра наложила запрет на выход буксира в море до устранения всех недочетов. Спустя неделю судно все же выходит из порта Мурманск.

Однако, почти сразу случается крупное ЧП. «Мурманрыба» взяла на буксир траулер «Норд Вест». И на обратном пути в Мурманск генератор буксира загорелся. Такую запись в бортовом журнале оставил капитан. Об этом СеверПост также рассказал собственный источник в порту Мурманска.

В этой ситуации остается недоумевать, как делали капитальный ремонт? Кто подписывал документы о приемке?

Есть серьезные претензии и к руководителю спасотряда Дмитрию Скибе и его подчиненным, в обязанности которых входит обеспечение безопасного и эффективного функционирования аварийно-спасательного флота Учреждения.

Собственный источник агентства рассказал, что череда происшествий уже привела к проверкам в «Северном экспедиционном отряде аварийно-спасательных работ».

По словам собеседника СеверПост, во время проверки обнаружилось, что на «Мурманрыбе» действительно творятся странные дела. Фактически, на борту буксира имеется 45 водонепроницаемых дверей внешнего контура.

При этом руководство учреждения умудрилось оплатить ремонт 51 водонепроницаемой двери. Как это в принципе возможно? Или часть дверей чинили в рамках одного госконтракта несколько раз? Вопрос без ответа!

Но тут ведь как? Дело лишь в желании эти ответы получить. Возможно, описанными проблемами в ближайшем будущем могут серьезно заинтересоваться и правоохранительные органы.

Агентство следит за развитием событий. Журналисты СеверПост в своей практике редко сталкивались с большей наглостью, жадностью и пренебрежением к человеческим жизням. В данном случае это поражает вдвойне, поскольку речь идёт про спасателей. Про тех, кто эти жизни в силу своей работы, должности и призвания должен спасать.