Когда сдадут новый терминал мурманского аэропорта? Куда северяне смогут улететь в 2024 году? Каких необычных «пассажиров» перевезли в прошлом году? Как в залы аэровокзального комплекса попадают воробьи? На эти и другие вопросы мурманским журналистам ответил генеральный директор аэропорта Мурманск Алексей Сунденбан.
Зона отдыха и телетрапы
Сейчас в главной воздушной гавани Заполярья идёт реализация двух крупных проектов.
С правой стороны от существующего аэровокзального комплекса возводится новый терминал. Его пропускная способность составит 400 человек в час, что в два раза больше, чем у действующего.
Основной поток пассажиров после завершения строительства переведут туда. И, кстати, в новом терминале будет два телетрапа для посадки и высадки пассажиров.
«Строительство идет по плану, встречаются мелкие недоработки, но контрольные точки сдачи не смещаются - первое полугодие 2025 года. Подрядчик опытный, ранее сдал аэропорт Владикавказа. Приступил к работам с июля в нашем аэропорту. Уже доказал по некоторым нюансам, что может оперативно принимать решения», - отметил Алексей Сунденбан.
В новом терминале будет организована зона отдыха. Уже есть предложения, чем её заполнить. Но всё будет решаться на торгах.
Если у бизнеса возникнет интерес, то в новом комплексе может разместиться капсульный отель. Место для него определено.
С областным комитетом по туризму прорабатывается вопрос турпривлекательности самого аэровокзала. Возможно, появится связанный со спецификой региона арт-объект.
У руководства компании также намечены планы по второму этапу реконструкции. Ожидается, что в следующую очередь обновят старый терминал. Проекта еще нет, но холдинг надеется в будущем получить федеральное софинансирование на него.
«Советское панно сохраним. Мы стараемся исторические вещи сохранять. Я знаю о переживаниях за панно с первого дня работы», - отметил руководитель аэропорта.
В старом терминале останется международный пункт пропуска. Но вот говорить о его загрузке пока рано. Учитывая обстановку в мире, рассчитывать на большое количество международных рейсов в ближайшие годы не стоит.
Несмотря на все эти работы, в конце прошлого года глава Росавиации Дмитрий Ядров заявил, что «аэропорт деградирует». Тогда комментировать в воздушной гавани это заявление не стали.
«Аэропорту в моем лице не очень корректно давать комментарий в адрес руководителя органа исполнительной власти, тем более Росавиации. При этом от себя добавлю, там были затронуты интересы холдинга в целом. Этот вопрос отрабатывался на уровне руководства холдинга, готовились ответы и прорабатывается сейчас. Аэропорт работал и до высказывания, и после него, были проведены проверки, составлены планы и есть ряд недочетов, как любом аэропорту, все идет планово, деньги планируются, реконструкция проводится. Те ремонты, которые мы можем выполнять сами, мы выполняем, нанимаем подрядчиков», - дипломатично ответил Алексей Сунденбан.
Федералы отстают
Также на территории аэропорта идет реконструкция приаэродромного комплекса. Аэродром – федеральное имущество, поэтому заказчиком работ выступает Росавиация.
У подрядчика возникли проблемы из-за некорректности геологических изысканий, из-за чего есть отставание от графика.
«На уровне правительства вопрос решен, заканчиваются новые изыскания, они будут к контрольным датам – конец 2024 года максимальное выполнение работ обеспечивать», - уверен Алексей Сунденбан.
В реконструкцию аэродромного комплекса вошло все новое ограждение по периметру с новой патрульной дорогой вдоль него, технические средства охраны – это тепловизоры, видеонаблюдение, освещение.
С западной стороны аэропорта планируется построить здание для аварийно-спасательной службы. Также станет на пять мест стоянок для самолётов больше.
Вторым этапом по окончанию этих работ запланирована реконструкция действующей взлётно-посадочной полосы.
К слову, зашла на пресс-конференции речь и о широкофюзеляжных самолетах, о которых грезят местные туроператоры и власти.
«По разовым разрешениям Росавиации, с определенной загрузкой по массе и по топливу аэропорт Мурманск и сейчас может принять широкофюзеляжный борт», - заверил генеральный директор воздушной гавани.
Однако всё это требует согласований, а самое главное - желания заграничного туроператора.
Анталия - это роскошь
На 2024 год подтверждены прямые рейсы в Калининград, Архангельск и Череповец. Авиакомпания «Азимут» готова возить северян в Сочи через Калугу.
«Прорабатываются направления на Казань, Нижний Новгород, Махачкалу и Волгоград», - добавил Алексей Сунденбан.
Авиакомпания «Белавиа» планирует запустить регулярные рейсы по маршруту Минск - Мурманск. Они будут осуществляться с мая по сентябрь 2024 года.
А вот прямые рейсы в Анталию пока под вопросом. Все зависит от решения туроператора.
«То, что в прошлом году у нас появилась Анталия – это крупно повезло. Это сейчас для региональных аэропортов уже роскошь», - сказал Сунденбан, объяснив ситуацию тем, что сейчас крупные туроператоры предпочитают пользоваться столичными аэропортами, которые уже не так загружены.
Тем не менее в нынешнем году воздушная гавань Заполярья надеется увеличить пассажиропоток и перешагнуть планку в 1,5 млн.
Шансы на это есть, ведь по итогам 2023 года аэропорт принял более 1,4 млн пассажиров, что на 10% больше, чем годом ранее. А по сравнению с допандемийным 2019 годом прирост составил 36%.
Крабам тут место
Были в прошлом году и необычные пассажиры. С декабря производители отправили 90 тонн живого краба во Владивосток, для чего пришлось модернизировать досмотровое оборудование.
Всего было отправлено четыре рейса. Скорее всего, во Владивостоке путешествие крабов не закончились. Вероятно, в итоге они попали на стол азиатскому потребителю.
А вот воробьям в аэропорту не рады. Но конструкция здания пока не позволяет от них избавиться. Алексей Сунденбан привел в пример другие северные аэропорты, где птицы, спасаясь от холода, научились залетать в зал вслед за пассажирами.
На посадку утепляться
Генеральный директор ответил также и на отдельные обращения пассажиров по поводу отсутствия отопления в автобусах.
По его словам, изменить ситуацию невозможно. Даже если напичкать автобус отопительными приборами, он всё равно будет 30-40 минут стоять с тремя отрытыми дверями, набирая пассажиров. И весь эффект от оборудования сойдет на нет за считанные минуты.
Подобные эксперименты уже проводились,но к успеху не привели. Так что пассажирам стоит утепляться перед посадкой.
Также аэропорт не намерен увеличивать количество туалетов в стерильной зоне действующего терминала.
«Технологически решить невозможно. Вокзал проекта 1976 года, это не просто техническая зона, она требует коммуникаций и согласований с дополнительными органами. Вносить такие кардинальные изменения не планируется», - сказал Сунденбан.
А вот возмущение пассажиров состоянием бизнес-зала объяснили тем, что подрядчик спешно покинул аэропорт.
«Вопрос решен еще до нового года. Неприятная ситуация произошла, контрагент покинул нас в спешном порядке, все процедуры проводятся, надеемся, что в феврале-марте это все решится. На сегодня все три зоны (бизнес, вип и приорити) полностью укомплектованы всем необходимым, в том числе кофе-машинами. Есть легкие закуски, пока без горячего питания», - отметил руководитель воздушной гавани.
Что ж до 2025 года осталось ждать не так уж и долго. Ну а пока у северян есть время сфотографироваться на фоне действующего аэровокзального комплекса. Вполне возможно, что через год-полтора он станет историей.
Променад с динозаврами, необыкновенные мастер-классы, выступление единственного в стране «Театра вкуса», лекции, встреча с Гошей Куценко, киновечер – все это IX фестиваль «Табуретка», вновь организованный фондом «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» и администрации Мончегорска. Его темой стали семейные...подробнее
Сейдозеро можно по праву считать самым загадочным водоёмом Мурманской области. По одной из легенд, под горой на его берегу скрыт от глаз людей древний город саамских шаманов. И по сей день озеро привлекает не только мистиков, но и учёных. Одну из его загадок им, похоже, удалось разгадать. Какую – узнаете из материала СеверПост. Подальше от несуществующих...подробнее
С начала года в Мурманской области проходит реорганизация бюджетных учреждений. Уже несколько месяцев их укрупняют, объединяют, в них по-новому настраивают рабочие процессы. Но что от этого получили сами госорганизации? Есть ли реальная польза от принятых решений? О первых итогах преобразований СеверПост рассказали руководители обновлённых структур. Все на...подробнее
В Мурманской области за неделю число жалоб в социальных сетях выросло на 30%, Основные темы неизменны и неистребимы - содержание зелёных насаждений, отсутствие горячей воды, ямы на дорогах и льготные лекарства. Зимой к этому списку можно было бы смело добавить неубранный снег и проблемы с отоплением. С ростом внимания властей к соцсетям, шанс, что о вашей проблеме услышат стал...подробнее
В Мончегорске в субботу было жарко. И речь не столько о температуре воздуха, сколько о фейерверке эмоций. Сальто автомобилей, трюки на мотоциклах, пожарные в упряжке, дефиле-перфоманс от металлургов и выступления популярных хедлайнеров помогли зажечь на полную катушку, заставив всех гулять допоздна. Всё это стало грандиозным праздником, посвящённым сразу двум событиям:...подробнее
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее
На берегу озера Имандра в Мончегорске прошёл водный фестиваль «Раскачай Имандру!». Он стал частью масштабной программы событий, посвященных 90-летнему юбилею «Норникеля». Корреспондент СеверПост попытался исполнить роль Фигаро: побывать везде и увидеть всё. Город мореплавателей в окружении гор Мончегорск находится в окружении не только гор, но и...подробнее
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее