Когда сдадут новый терминал мурманского аэропорта? Куда северяне смогут улететь в 2024 году? Каких необычных «пассажиров» перевезли в прошлом году? Как в залы аэровокзального комплекса попадают воробьи? На эти и другие вопросы мурманским журналистам ответил генеральный директор аэропорта Мурманск Алексей Сунденбан.
Зона отдыха и телетрапы
Сейчас в главной воздушной гавани Заполярья идёт реализация двух крупных проектов.
С правой стороны от существующего аэровокзального комплекса возводится новый терминал. Его пропускная способность составит 400 человек в час, что в два раза больше, чем у действующего.
Основной поток пассажиров после завершения строительства переведут туда. И, кстати, в новом терминале будет два телетрапа для посадки и высадки пассажиров.
«Строительство идет по плану, встречаются мелкие недоработки, но контрольные точки сдачи не смещаются - первое полугодие 2025 года. Подрядчик опытный, ранее сдал аэропорт Владикавказа. Приступил к работам с июля в нашем аэропорту. Уже доказал по некоторым нюансам, что может оперативно принимать решения», - отметил Алексей Сунденбан.
В новом терминале будет организована зона отдыха. Уже есть предложения, чем её заполнить. Но всё будет решаться на торгах.
Если у бизнеса возникнет интерес, то в новом комплексе может разместиться капсульный отель. Место для него определено.
С областным комитетом по туризму прорабатывается вопрос турпривлекательности самого аэровокзала. Возможно, появится связанный со спецификой региона арт-объект.
У руководства компании также намечены планы по второму этапу реконструкции. Ожидается, что в следующую очередь обновят старый терминал. Проекта еще нет, но холдинг надеется в будущем получить федеральное софинансирование на него.
«Советское панно сохраним. Мы стараемся исторические вещи сохранять. Я знаю о переживаниях за панно с первого дня работы», - отметил руководитель аэропорта.
В старом терминале останется международный пункт пропуска. Но вот говорить о его загрузке пока рано. Учитывая обстановку в мире, рассчитывать на большое количество международных рейсов в ближайшие годы не стоит.
Несмотря на все эти работы, в конце прошлого года глава Росавиации Дмитрий Ядров заявил, что «аэропорт деградирует». Тогда комментировать в воздушной гавани это заявление не стали.
«Аэропорту в моем лице не очень корректно давать комментарий в адрес руководителя органа исполнительной власти, тем более Росавиации. При этом от себя добавлю, там были затронуты интересы холдинга в целом. Этот вопрос отрабатывался на уровне руководства холдинга, готовились ответы и прорабатывается сейчас. Аэропорт работал и до высказывания, и после него, были проведены проверки, составлены планы и есть ряд недочетов, как любом аэропорту, все идет планово, деньги планируются, реконструкция проводится. Те ремонты, которые мы можем выполнять сами, мы выполняем, нанимаем подрядчиков», - дипломатично ответил Алексей Сунденбан.
Федералы отстают
Также на территории аэропорта идет реконструкция приаэродромного комплекса. Аэродром – федеральное имущество, поэтому заказчиком работ выступает Росавиация.
У подрядчика возникли проблемы из-за некорректности геологических изысканий, из-за чего есть отставание от графика.
«На уровне правительства вопрос решен, заканчиваются новые изыскания, они будут к контрольным датам – конец 2024 года максимальное выполнение работ обеспечивать», - уверен Алексей Сунденбан.
В реконструкцию аэродромного комплекса вошло все новое ограждение по периметру с новой патрульной дорогой вдоль него, технические средства охраны – это тепловизоры, видеонаблюдение, освещение.
С западной стороны аэропорта планируется построить здание для аварийно-спасательной службы. Также станет на пять мест стоянок для самолётов больше.
Вторым этапом по окончанию этих работ запланирована реконструкция действующей взлётно-посадочной полосы.
К слову, зашла на пресс-конференции речь и о широкофюзеляжных самолетах, о которых грезят местные туроператоры и власти.
«По разовым разрешениям Росавиации, с определенной загрузкой по массе и по топливу аэропорт Мурманск и сейчас может принять широкофюзеляжный борт», - заверил генеральный директор воздушной гавани.
Однако всё это требует согласований, а самое главное - желания заграничного туроператора.
Анталия - это роскошь
На 2024 год подтверждены прямые рейсы в Калининград, Архангельск и Череповец. Авиакомпания «Азимут» готова возить северян в Сочи через Калугу.
«Прорабатываются направления на Казань, Нижний Новгород, Махачкалу и Волгоград», - добавил Алексей Сунденбан.
Авиакомпания «Белавиа» планирует запустить регулярные рейсы по маршруту Минск - Мурманск. Они будут осуществляться с мая по сентябрь 2024 года.
А вот прямые рейсы в Анталию пока под вопросом. Все зависит от решения туроператора.
«То, что в прошлом году у нас появилась Анталия – это крупно повезло. Это сейчас для региональных аэропортов уже роскошь», - сказал Сунденбан, объяснив ситуацию тем, что сейчас крупные туроператоры предпочитают пользоваться столичными аэропортами, которые уже не так загружены.
Тем не менее в нынешнем году воздушная гавань Заполярья надеется увеличить пассажиропоток и перешагнуть планку в 1,5 млн.
Шансы на это есть, ведь по итогам 2023 года аэропорт принял более 1,4 млн пассажиров, что на 10% больше, чем годом ранее. А по сравнению с допандемийным 2019 годом прирост составил 36%.
Крабам тут место
Были в прошлом году и необычные пассажиры. С декабря производители отправили 90 тонн живого краба во Владивосток, для чего пришлось модернизировать досмотровое оборудование.
Всего было отправлено четыре рейса. Скорее всего, во Владивостоке путешествие крабов не закончились. Вероятно, в итоге они попали на стол азиатскому потребителю.
А вот воробьям в аэропорту не рады. Но конструкция здания пока не позволяет от них избавиться. Алексей Сунденбан привел в пример другие северные аэропорты, где птицы, спасаясь от холода, научились залетать в зал вслед за пассажирами.
На посадку утепляться
Генеральный директор ответил также и на отдельные обращения пассажиров по поводу отсутствия отопления в автобусах.
По его словам, изменить ситуацию невозможно. Даже если напичкать автобус отопительными приборами, он всё равно будет 30-40 минут стоять с тремя отрытыми дверями, набирая пассажиров. И весь эффект от оборудования сойдет на нет за считанные минуты.
Подобные эксперименты уже проводились,но к успеху не привели. Так что пассажирам стоит утепляться перед посадкой.
Также аэропорт не намерен увеличивать количество туалетов в стерильной зоне действующего терминала.
«Технологически решить невозможно. Вокзал проекта 1976 года, это не просто техническая зона, она требует коммуникаций и согласований с дополнительными органами. Вносить такие кардинальные изменения не планируется», - сказал Сунденбан.
А вот возмущение пассажиров состоянием бизнес-зала объяснили тем, что подрядчик спешно покинул аэропорт.
«Вопрос решен еще до нового года. Неприятная ситуация произошла, контрагент покинул нас в спешном порядке, все процедуры проводятся, надеемся, что в феврале-марте это все решится. На сегодня все три зоны (бизнес, вип и приорити) полностью укомплектованы всем необходимым, в том числе кофе-машинами. Есть легкие закуски, пока без горячего питания», - отметил руководитель воздушной гавани.
Что ж до 2025 года осталось ждать не так уж и долго. Ну а пока у северян есть время сфотографироваться на фоне действующего аэровокзального комплекса. Вполне возможно, что через год-полтора он станет историей.
Мурманчанке Антонине Баранцевой 102-ой год. Ее сыну -79 лет, старшей внучке - 52 года, а правнучка - подросток. Она видела смену эпох, правителей и технологий - от первых телевизоров до современных смартфонов. В разбитом бомбами Ленинграде рыла окопы, работала на оборону. Как и все ленинградцы, пережила холод, голод, смерть близких. И оттуда «Дорогой жизни»...подробнее
Международный арктический форум в Мурманске завершился, но отголоски большого события звучат и по сей день. Его активно освещали журналисты АЗРФ и федцентра, что вполне объяснимо. Удивительно, но МАФ стал главной темой СМИ регионов, чье местоположение, на первый взгляд, с Арктикой совсем не связано. Подробности – в материале СеверПост. Спорт, здоровье, Севморпуть...подробнее
С ростом процентов по ипотеке покупка квартиры, которая для многих и без того была непозволительной роскошью, стала и вовсе недостижимой. Однако находятся и те, кто даже в существующих рыночных реалиях решается на важную сделку. Кто эти люди, которые делают столь крупные покупки в непростое время? И настанет ли момент, когда купить квартиру станет реально выгодно? Разбирался...подробнее
Инвестпроекты ФосАгро изменили облик «Апатита» и характер труда горняков. Спускаясь в подземку Кировского рудника, невольно начинаешь удивляться. Нет, не масштабу производства и бесконечному переплетению горных выработок, ставших своего рода улицами этого гигантского подземного «города». Самому старому руднику «Апатита» положено быть...подробнее
Проект «Проблемы города решаем вместе» — это двадцать лет помощи и поддержки самых разных инициатив северян. Получить финансирование от компании «ФосАгро» на развития сфер образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения в рамках грантового конкурса «Проблемы города решаем вместе» может абсолютно любая организация, от...подробнее
Вот уже третий год подряд в Мурманской областной научной библиотеке проходит профориентационное мероприятие «День с ФосАгро». Карьерный форум уже помог сотням юных северян определиться с дальнейшими планами на жизнь. Пройдусь по Обогатительной, сверну на Ремонтную... На этот раз из рядового внеклассного мероприятия, куда были приглашены будущие профессионалы,...подробнее
Журналист СеверПост побывал в здании бывшего кинотеатра «Родина» и готов открыть тайны его масштабной реконструкции. Какие столичные методики впервые были опробованы, какие артефакты найдены, и какие скелеты в шкафу скрывала «Родина» – узнаете в нашем репортаже. Всё держалось на честном слове Наверное, нет такого взрослого...подробнее
8 марта, как водится, всегда ассоциируется с цветами, стоимость которых растёт как на дрожжах. Несмотря всеобъемлющую эмансипацию, отказываться от такого презента готовы далеко не все дамы. Какие цветы северяне дарят своим избранницам? Что в понимании женщин означает «приличный» букет? И во сколько нынче обойдётся тяга к прекрасному? Выяснял СеверПост. Жухлые...подробнее
В Мурманском перинатальном центре 52-летняя жительница Полярных Зорь родила своего долгожданного первенца. Подробности из первых уст в материале СеверПост. О том, что она беременна, Оксана первой сообщила сестре. Признаётся, что несколько месяцев таила молчание, потому что ей было очень страшно, что что-то пойдет не так… Но всё обошлось. 18 февраля в...подробнее
Бросил всё и стал блогером. Если 12 – 15 лет назад так можно было начать анекдот, сегодня это вполне себе рядовой жизненный сценарий. К началу 2025 года около 63% жителей Заполярья заявляли о желании сменить сферу деятельности. Что движет такими людьми, и где они находят себя? Разбирался СеверПост. Уйти в айти или умчать в эйчар? Чаще всего планы...подробнее
Скорое открытие в Мурманске духовного реабилитационно-спортивного центра для восстановления возвращающихся с СВО бойцов – событие незаурядное не только для Кольского края, но и, пожалуй, для всей страны. Курировавший проектирование и строительство Центра секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии протоиерей Владимир Семёнов провёл для СеверПост экскурсию по...подробнее
Быть родителем - дело непростое. К этому в школе не готовят. А потом на мам и пап наваливается сразу всё: пеленки, распашонки, бессонные ночи, колики и детские кризисы. Как с этим справиться и сохранить семью, будущим мурманским родителям рассказывают во время специальной программы «Исток жизни». Осознанный путь В Мурманске на базе муниципального...подробнее
Sale, coffee и fresh для россиян могут уйти в прошлое. В первом чтении приняли законопроект, направленный на защиту русской речи. Если изменения утвердят окончательно, вывески, таблички и надписи будут исключительно на родном языке. Кто в Мурманске выиграет от нового закона? И так ли необходимо в принципе защищать русское слово? Выяснял СеверПост. «Ничего...подробнее
Уехать нельзя остаться. Размышляя о перспективах жизни на Крайнем Севере, каждый ставит запятую для себя сам. За прошедший 2024 год количество проживающих в регионе сократилось на 6,2 тысячи человек. Только вдумайтесь, это почти в четыре раза больше показателя 2023 года (1,6 тысячи). Основной причиной сокращения населения в Мурманской области считается миграционная убыль или,...подробнее
В Терском районе зооволонтёры через суд во второй раз выставляют миллионный счёт местной администрации. В Умбе - урезанная медицина, закрывают детский сад, да и в целом с работой всё плохо. Зато в посёлке в несколько тысяч жителей работают два собачьих приюта с внушительным поголовьем. Как так? Терской район в скандал с животной темой попадает не в первый раз. Буквально...подробнее