Новости

2024-01-23, 09:27
Фото: СеверПост / Александр Логинов

Эксперт: В 2024 году авиабилеты подорожают

В октябре 2023 года полёт в салоне экономкласса подорожал примерно на 40 процентов к позапрошлому году. Рост цен на пассажирские авиаперевозки, особо востребованные в новогодний период, объяснялся увеличением расходов на топливо и обслуживание авиапарка.

Об этом сообщалось в аналитических материалах Центробанка, опубликованных на сайте ведомства. В целом же, по данным Росстата, средняя цена авиаперелета в экономклассе по России в минувшем году выросла на 22,2 процента.

В декабре она достигла отметки 7,6 тысячи рублей за тысячу километров полета. 

Российская авиаотрасль последние годы находится в зоне турбулентности. Из-за пандемии, локдаунов и снижения доходов населения резко упал спрос на авиаперевозки, напомнил «Парламентской газете» главный редактор портала Avia.ru, эксперт Комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

Тем не менее, к началу 2022 года спрос вышел на доковидный уровень, однако уже в марте появились санкции, которые серьёзно повлияли как на сами перевозки, так и на авиапарк и возможности его пополнения. Под запрет попали не только поставки зарубежных самолетов и запчастей к ним, но и техническое обслуживание, и страхование бортов.

«Помимо этого, на территории России было закрыто большинство южных аэропортов, на долю которых приходилась пятая часть пассажиропотока. В результате в мае 2022 года авиаперевозки в целом снизились на треть к уровню IV квартала 2021 года, в том числе международные — почти на две трети. Эти ключевые факторы определяли функционирование отрасли в 2022-2023 годах», — говорится в материалах регулятора.

Преодоление возникших проблем потребовало структурной перестройки отрасли как в части географии авиаперевозок, так и в части авиапарка. Для его сохранения с весны прошлого года пассажирские самолеты, эксплуатируемые российскими авиакомпаниями, начали постепенно выводить из иностранных реестров и выкупать у зарубежных лизингодателей.

Сегодня наш авиапарк насчитывает более тысячи судов, почти три четверти из них — магистральные. Они способны перевозить 120-130 миллионов пассажиров в год.

В основном, это иностранные машины, в дальнейшем парк будут пополнять новыми отечественными самолетами. Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России, до 2030 года планируется выпустить более 500 магистральных лайнеров.

Однако, по данным ЦБ, издержки перевозчиков резко возросли.

«Так, расходы одной крупной авиакомпании на топливо выросли за девять месяцев 2023 года в среднем на четверть, а на обслуживание авиапарка — в полтора раза. Суммарно это обеспечило увеличение себестоимости полёта более чем на 30 процентов», — говорится в декабрьском докладе ЦБ, посвящённом региональным экономикам.

Роман Гусаров полагает, что россиянам не стоит рассчитывать на снижение стоимости авиаперевозок в 2024 году. Цены на билеты, по его прогнозам, будут и дальше расти, «потому что себестоимость уже снижаться не будет», цитирует эксперта «Парламентская газета».

«Субсидии от государства вряд ли в таких объемах стоит ожидать для компенсации расходов. Поэтому цены будут расти, но уже более скромными темпами, примерно в рамках инфляции. Скорее всего, в следующем году рост будет в районе 10 процентов», — резюмировал эксперт.

Напомним, в 2023 году аэропорт Мурманска обслужил 1,4 млн пассажиров.


Читайте также: Аналитика МТС Travel: В 2023 году турпоток в Мурманскую область вырос на 21%