Культура

2024-02-15, 17:52
Фото: СеверПост / Нармина Титова

Лекари старины

Дистиллированная вода, растворы, влажная бумага, клей и грунт – это и многое другое используют эксперты при реставрации картин.

СеверПост побывал в Мурманском областном художественном музее, сотрудники которого рассказали, кто и как обновляет работы, как перевозят произведения искусства и какие артефакты можно обнаружить при реставрации.


В музее готовятся к персональной выставке советского живописца и графика, народного художника РФ Андрея Яковлева. Она будет приурочена к его 90-летнему юбилею.   

В связи с этим две живописи и одна графика художника, написанные на Шпицбергене, прошли реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. 

«Это работы 60-х годов. Они изначально были не в очень хорошем состоянии, художник сам готовил холсты, использовал грунт, изготовленный из подручных средств. Эта коллекция со Шпицбергена практически вся требует реставрации», - отметила главный хранитель музейных предметов художественного музея Мария Кулич.

Фотографии работы до и после реставрации.

По словам хранителя коллекции живописи музея Оксаны Третьяковой, в центре имени Грабаря сохранность произведения изучают досконально.

Для этого при люминесцентном свете определяют места нанесения лака на поверхности, ищут царапины, трещины, заломы. Затем на основании заключения реставрационный совет принимает решение, что делать с конкретной работой.

«Их [работы] снимают с подрамников, промывают несколько раз, высушивают, потом распрямляют, проглаживают, чтобы поверхность была ровной.  Если где-то что-то вспучилось, отслаивается красочный слой от холста, нужно подводить туда либо грунт, либо клей, под пресс класть. Как правило, реставрация каждой работы занимает около года», - объяснила Мария Кулич.

Сотрудники музея показали фотографии, на которых видно, как произведения выглядели до реставрации. А затем аккуратно развернули уже отреставрированные работы.

Работа «Здравствуй, солнце» после реставрации.

«Вот видите, новый стык кромочки подклеили, дублировали старый холст, чтобы натянуть на подрамник», - рассказала Оксана Третьякова о работе «Здравствуй, солнце».

А вот живопись «Первые цветочки» реставраторы сначала попробовали очистить самым простым способом – с помощью ватного тампона, смоченного дистиллированной водой. Однако грунт отреагировал плохо, поэтому применили специальный раствор, чтобы не повредить работу в процессе очистки.  

Углы картины были деформированы. Потребовался многоступенчатый процесс разглаживания холста.

«Много раз влажную фильтровальную бумагу прикладывали к холсту и прессом придавливали на несколько часов. Так как красочная поверхность неустойчива к воде, эту влажную бумагу прокладывали через два слоя сухой», -  описала технологию Оксана Третьякова.

Графику «Порт Баренцбург» несколько раз промывали, а на обратной стороне нашли артефакт. Один из разрывов на бумаге был заклеен кусочком «Литературной газеты» от 5 ноября 1960 года.

Графика «Порт Баренцбург». В левом нижнем углу - фотография до реставрации. Справа - кусочек газеты 1960 года.

«Нам реставраторы тоже ее бережно сохранили и передали обратно в музей, будет частью этого экспоната. Скорее всего, автор неудачно начал фиксировать, порвал лист и подклеил газету сзади, чтобы он был цельный. На работе было много заломов», -  пояснила Марина Кулич.

Она рассказала, что ежегодно в рамках госзадания музей закладывает финансирование на подобные работы.  Реставраторов выбирают по конкурсу. Это лицензированные мастерские для работы с музейными предметами.

«Стоимость реставрации зависит от повреждений. Иногда большая работа делается достаточно быстро и относительно недорого, а иногда маленькие работы оказываются дорогим удовольствием. Реставрация двух живописных полотен и одной графики обошлась в сумме более 600 тысяч», - рассказала Мария Кулич.  

Перевозят произведения искусства специализированные компании, которые упаковывают работы в климатические ящики и доставляют их машинами с охраной.

«К каждой картине прилагается реставрационный паспорт, где подробно описаны все работы, которые были проведены с произведениями», - добавила Оксана Третьякова.

Коллекция работ Андрея Яковлева, среди которых были и картины, написанные на Шпицбергене, художественный музей поступила в нулевые годы из собрания его семьи.

«Мы очень рады тому, что у нас достаточно обширная коллекция работ Андрея Яковлева. Среди них - не только картины, посвященные его путешествиям в Арктику, но также и более поздние работы, которые находятся в том числе в постоянной экспозиции», - отметила Мария Кулич.

Что ж работы народного художника, в том числе отреставрированные, можно будет увидеть в конце октября в Культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске.