Бизнес

2024-03-20, 11:46
Фото: ВКонтакте / Морская рыбалка и отдых в Териберке / Олег Петров

Туда – суда

Морская прогулка – одно из самых популярных развлечений в Териберке. На данный момент там работает лишь одно судно, у которого есть официальное разрешение. Все остальные действуют в так называемой «серой зоне».

Что мешает судовладельцам легализовать бизнес? Какие подводные камни обнаружили в теме представители туриндустрии? И сколько тысяч рублей «прилипает» к плотикам местных судовладельцев? Выяснял СеверПост.  

Развлечение не для всех

В высокий сезон морские прогулки по Баренцеву морю бьют все рекорды по спросу. Увидеть китов и птичьи базары, насладиться природой Кольского полуострова, услышать увлекательные истории из жизни капитанов в Териберку устремляются как гости региона, так и местные.

Удовольствие это недешёвое. На лицензированном судне это стоит 5 тысяч рублей с человека. На рыбопромысловых судах у частников выгоднее: расценки начинаются от 1 тысячи рублей, но туристов берут только группами от 10 человек.

Однако, как говорят сами представители турбизнеса, это развлечение не для всех – как минимум, с позиции безопасности и удобства.

«Морские прогулки мы советуем не всем категориям гостей. Причалы в Териберке откровенно плохо оборудованы, это бывает очень опасно», - рассказала СеверПост аттестованный гид по Мурманской области Юлия Кузьминых.

По словам гида, туристов это мало волнует. В общем-то им всё равно, есть у судна лицензия или нет. Порой люди оценивают внешний вид корабля, как максимум – общаются с капитаном. Однако зачастую в путешествие люди отправляются без «первого знакомства».

«Не могу сказать, что гости Кольского Заполярья разбираются в таких нюансах. По большому счёту, такой бизнес можно назвать теневым, — сказала эксперт. — Это вообще большая проблема для нашего туристического сектора».

Кузьминых считает, что значение лицензии переоценено, однако зарекомендовавшие себя компании стараются сотрудничать только с теми, кто работает «в белую».

«Любое судно опасно, с лицензией оно или без, - пояснила она. - Большая часть ответственности лежит именно на капитане и судовладельце. Всё зависит от технического состояния корабля».

«Отрезали нос»


Практически все суда, которые занимаются перевозкой туристов в Териберке – это рыбацкие шхуны. Судовладельцы говорят: рады бы выйти из тени, только вот под административным прессом это очень непросто.

Местный житель Сергей Петров признался СеверПост, что изначально покупал корабль, чтобы заниматься дайвингом и ловить рыбу. Надеялся, что получит квоту. С ней не сложилось, пришлось посмотреть в сторону туристических перевозок. Однако и тут не всё пошло гладко.

«Чтобы этим заниматься, судно надо поставить в соответствующий реестр. Но легко это лишь на бумаге, - прокомментировал он. – Мне выставили целых 70 пунктов! Да и потом, для регистра нужна куча документов. К примеру, ты если варишь шов электродом, так это должна делать фирма с лицензией. Дошло до того, что любой болт, любая гайка должны быть с соответствующими сертификатами».

По словам Сергея, любое требование, которое выдвигают контролирующие органы, для судовладельцев оборачиваются сотнями тысяч рублей.

ГИМС тоже требует техосмотр раз в пять лет, там тоже есть свои требования. Например, нас обязали плотики перебирать. А на один такой плотик 100 тысяч рублей сразу прилипает! Как будто я их печатаю!», - посетовал он.

Петров говорит, что из-за требований ГИМС многие судовладельцы и вовсе вынуждены перекраивать свои корабли.

«Какой-то одарённый разумом человек сгрёб под понятие «маломерные суда» всё, что только можно: и резиновые лодки, и корабли на 12 человек, - говорит он. – По определению длина маломерного судна должна составлять не более 20 метров, хотя большая часть таких судов – длиннее. Например, «Ярославец» – 21 метр. Чтобы вписаться в требования ГИМС и встать на учёт, ему нужно отрезать нос».


Некуда деваться


Жители Териберки говорят, что работа с туристами – их хлеб. Либо занимайся этим, либо сиди без работы.

«Нам некуда деваться. Стоишь у причала, за который надо платить. На обслуживание деньги нужны, на солярку. Красить нужно, и так далее, - сказал судовладелец. - В лучшем случае полмесяца будешь ходить в море, но ровно столько же стоять у стенки. Шторма-то здесь какие, сами посудите!»

По словам Сергея, вот уже неделю его судно находится в простое.

«Новый год был, китайцы ехали валом, возил их каждый день. Сейчас тишина мертвецкая», - отметил он.

Туроператоры говорят, что с апреля в Баренцевом море появится возможность зафрахтовать суда на полный день и отправиться на рыбалку. Гости региона уже вовсю бронируют прогулки на остров Кильдин и Дальние Зеленцы. Кроме того, с мая начнётся крабовое сафари - представители отрасли ждут официальных данных.

Гиды называют прогулки «в законе» индивидуальным, эксклюзивным туристическим продуктом, который подкрепляет имидж Териберки как туристического центра Заполярья. Судоводители, которые вынуждены работать «в серую» настаивают: село держится исключительно на них.

«Если нам запретят работу, то умрёт к чёртовой матери вся Териберка! Она и ожила только благодаря тому, что мы возили людей на рыбалку, - добавил Петров. - Все думают, вот о селе узнали, как только показали фильм «Левиафан», но это не так. О Териберке известно благодаря рыбалке в Баренцевом море!».