Общество

2024-04-02, 11:49
Фото: СеверПост / Александр Логинов

Учебное бремя

В ближайшее время российских школьников освободят от дополнительных проверочных и контрольных работ и лишних домашних заданий.

Как могут определять степень избыточности учебного материала, и каким образом нововведение скажется на качестве образования? Об этом – в материале СеверПост.

 

Неоднозначное решение?

 

Опытные учителя признаются, что за годы практики они повидали многое: и школьную реформу 1990-х годов, и введение ЕГЭ, а затем и ОГЭ. Педагоги говорят, что в большинстве случаев перемены были направлены на усложнение образовательного процесса. Так что же происходит сейчас?

«На мой взгляд, это очень неоднозначное решение, - высказался в разговоре с СеверПост учитель истории и обществознания школы им. В.С. Воронина в Ревде Евгений Харитонов. - Домашняя работа — это, прежде всего, закрепление материала, который изучен на уроке. «Порезать» его, не дав возможность усвоить полученные знания полностью, – дело весьма субъективное».

А вот убрать излишние контрольные работы или, по крайней мере, ту их часть, которая сверх нормы, может иметь смысл, считает учитель. При этом полностью отказываться от таких форм оценки и проверки знаний, по его мнению, неправильно.

 

Благо для малышни

 

Как оказалось, мнения педагогов относительно новой реформы образовательного процесса разделились.

Учитель, классный руководитель, исполняющая обязанности заместителя директора лицея №1 Североморска Ирина Мещерякова убеждена: в нововведении заложен большой смысл. А для младшеклассников снижение общей нагрузки - так и вовсе несомненное благо.

«Ребята вышли после каникул. Я вижу, они очень устали, и эта усталость тянется ещё с полярной ночи. Ощущается, что у детей снизились внимание и сосредоточенность, - поделилась наблюдениями она. – Спрашиваешь: «Гуляли?» Отвечают: «Да»! Но утомление этим не убрать. Мы, взрослые, тоже чувствуем, что у нас меньше сил, а дети устают ещё быстрее. Солнце в окно, им хочется и побаловаться, и погулять, и поиграть. У нас с моими четвероклассниками есть такое правило: в первый день после окончания каникул я не задаю им домашнего задания. И считаю, это правильно».

Мещерякова говорит, что в случае с младшей школой уровень загрузки домашней работой должен зависеть от успеваемости ребёнка. Если по всем предметам он идёт нормально, то загрузку после написания проверочных и контрольных работ можно понижать. При этом совсем отменять «домашку», наверное, нецелесообразно, говорит она.

 

«Ваши проблемы»

 

А что касается старшеклассников, то здесь необходим дифференцированный подход к реформе, считают педагоги. Вполне разумно уделять больше внимания предмету, по которому подросток будет сдавать экзамен.

В случае, если школьник показывает по дисциплине хороший результат, но аттестации не последует, лишнюю письменную работу вообще лучше убрать, говорят работники образования.  

«Это сохранит физический и психологический комфорт старшеклассника, - продолжает Ирина Геннадьевна. — Вот, например ребёнок сдаёт химию, но не сдаёт историю, а по ней задают много таблиц, конспектов. Если такую работу уменьшить, останется больше времени на подготовку экзамена по выбору».

«Детям жить некогда с этими уроками!» - так говорят те северяне, кто учился ещё по советской системе. Старшее поколение признаёт: дети сейчас куда более загружены, чем в советское время.

«Уроки делаются, как правило, всей семьей до победного», - поделилась северянка Анна Умник.

Порой и вовсе создаётся впечатление: дома дети работают намного больше, чем на уроках.

«У внука, смотрю, в классе полстраницы написано, а домашняя работа аж на две с половиной, - рассказала СеверПост Светлана Зыкина. - До ночи сидим, а погулять ребёнку некогда!».

Однако, нашлись и те, кто считает, что дети в школе не особо загружены.

«Не считаю, что у детей чрезмерная домашняя работа. Проблемы возникают из-за непонимания дисциплин, - считает многодетная мама Дарина Абрикосова. - Многие учителя старших классов не проводят внеклассные работы — вот это плохо. То есть, если ребёнок не понял предмет — это проблемы ребёнка и родителей. Считаю, что образование в целом нужно пересмотреть. Ненормально, что очень многие дети занимаются с репетиторами, чтобы успевать по предмету».

 

Убрать писанину

 

Несмотря на различия во мнениях, есть то, в чём сходятся и педагоги, и родители. Речь идёт об очевидной абсурдности программы по некоторым предметам.

«Окружайка» порой поражает воображение! Четыре белых квадрата, в каждом из них третьеклассник должен нарисовать человека в разном возрасте: мальчик, парень, мужчина, дедушка. Вот это что вообще?» - недоумевает Любовь Лагутина.

По мнению Ирины Мещеряковой, окружающий мир – это как раз тот предмет, в изучении которого можно убрать избыточную механическую работу.

«Есть предметы, по которым много лишней писанины. Например, окружающий мир», - сказала она. - Да и педагоги должны понимать, ну не могут дети по всем предметам учиться 24 часа в сутки! Есть такие учителя физкультуры, которые при освобождении ребёнка задают конспекты и тесты! Если и такие предметы перейдут в ранг письменных, детям будет тяжело».

Педагог говорит: сидеть за каждым предметом от и до - не всегда целесообразно.

«Детей нужно поберечь! – подытожила она. - Если есть возможность провести урок вне стен школы, например, сходить на экскурсию, это замечательно! Или вместо литературного чтения отправиться в библиотеку. Детям нужно больше прогулок и свежего воздуха».