Общество

2024-09-25, 15:26
Фото: СеверПост / Александр Логинов

В кружке первом. Нужно ли нагружать ребёнка знаниями ещё до школы?

Раньше детей учили читать и писать в школе. Теперь там проверяют, как детей всему этому научили дома. Впрочем, некоторые особо щепетильные родители нанимают для своих отпрысков репетиторов уже с возраста 5-6 лет. К ним добавляются занятия по иностранному языку (чаще английскому), спортивная секция и творческий кружок. Весь спектр занятости называется витиевато – «раннее развитие».

Как современным детям справиться с повышенной нагрузкой и, главное, надо ли? Разбирался СеверПост.


Бремя трудоголиков


Современных родителей в социологии называют поколением миллениалов. Это люди, рожденные накануне миллениума, примерно с 1984 и по 2000-е годы. Поколение трудоголиков, которые видели, как родители были полностью погружены работу в «лихие» годы. Вероятно, такой путь они выбирают для себя и своих детей, говорит социолог, мама младшего школьника Анна Цветкова.

«Я сама этим грешу. Задерживаюсь на работе, приходится всегда быть настороже – страшно повторить путь родителей. Муж у меня тоже много работает, всё время по командировкам мотается. И сына стараемся держать в узде: с пяти лет он посещает две секции – хоккей и кружок ИЗО. То и другое – дважды в неделю. Пока получается совмещать, что будет дальше – посмотрим».

Анна говорит: уж лучше так, чем сын подрастёт и после школы будет предоставлен самому себе. Однако не все родители склонны разделять такую позицию.

Мама двоих детей из Мурманска Юлия Квасова считает разумным отправлять детей в спортивные секции, но с оговоркой.

«Вот, например, та же гимнастика, на мой взгляд, - форменное издевательство над ребёнком. Мало того, что там железная дисциплина, так ещё и у детей свободное время отсутствует, - говорит она. – С другой стороны, пять дней сада плюс секция – это уже тяжело».

По словам Юлии, своих детей на множество секций отправляют те родители, которые откровенно их не любят.

«Полдня отпрыски в саду, полдня – на секциях. Для полноты картины не хватает няни, которая привезёт ребенка в 21 час и уложит спать. Конечно, это удобно, - смеется она. - А, если серьезно, нужно маневрировать с детским распорядком дня. Всё-таки сад для ребёнка – это как для нас, взрослых, работа, после которой мы лишний раз подумаем, пойти на тренировку или нет. А тут малыш-дошкольник».


Эхо амбиций?


Дошкольные педагоги говорят, что дополнительных занятий детсадовцам, по большому счёту, не требуется. Программа таких учреждений жёстко регламентирована, занятия длятся недолго и соответствуют возрасту детей. В промежутках есть перерыв, учёба вписана в режим, в котором есть и прогулка, и дневной сон.

«То, что даёт дошкольное учреждение ребёнку, отражает все стороны развития. В саду дети и танцуют, и рисуют, и занимаются развитием речи. В принципе, для дошкольника этого достаточно», - считает педагог-психолог детского сада №105 Мурманска 105 Олеся Зайченко. - Если говорить про дополнительные кружки, надо понимать мотив, чем руководствуется родитель. который сознательно увеличивает нагрузку ребёнку».

Одно дело, когда очевидно, что ребёнок одаренный – он и гибкий, и очень пластичный. Есть смысл отдать его в гимнастику. Если рисует, как Пикассо, – в кружок ИЗО. Но всё же чаще всего дополнительное образование в раннем возрасте мотивировано амбициями родителей, считает Олеся Зайченко.

«Тот же ранний английский – это достаточно популярно и статусно. Родителям кажется, что ребёнку надо это. Вот тут уже стоит смотреть по детям, - высказалась эксперт.

С этим согласен и мурманский педагог, основатель школы мужества «Путь воина» Артём Собинин.

«Нужно ориентироваться на конкретного ребёнка. У всех разный потенциал. Есть дети, как батарейки, они практически не устают, везде участвуют. А есть ребята, которые переутомляются от несложных занятий. Всё индивидуально», - считает он.


Дело интереса


Олеся Зайченко говорит: первый показатель перегруженности ребенка – отсутствие интереса. А если чадо сразу бежит на секцию, то это в удовольствие, и занятия нужно продолжать.

«Очень важен детский энтузиазм. Понаблюдайте за своим ребёнком: если он рассказывает, хвастается перед сверстниками новыми знаниями, навыками, спортивными атрибутами, то вы идёте по правильному пути, - продолжает педагог-психолог. -  Но часто я наблюдаю и обратную картину. За ребёнком в сад приходят родители, чтобы забрать его на кружок, а тот не хочет одеваться.  Это показатель, что такая деятельность ребёнку не нужна».

По словам Артёма Собинина, избыточная деятельность в дошкольном возрасте чревата тем, что ребёнок может попросту перегореть и уже к средним классам потеряет всякое желание развиваться в других направлениях.

От чего дошкольники действительно перегружаются, так это от того, что находятся в саду, утверждает Олеся Зайченко: «Что такое детский сад? По сути, это режимное учреждение. Мы работаем с 7 утра до 7 вечера. Нельзя покинуть территорию в любое время, хочет ребёнок или нет – он пойдёт на прогулку. То же касается и обеда. Примерно для 80-90% подобный порядок адаптирован».


«Нервы без предохранителей»


Придя домой с работы, любому взрослому хочется отдохнуть. То же касается и детей.

«Любому ребёнку после детского сада требуется время, чтобы прийти в себя, побыть в тишине. Современные ребята устают от постоянного шума, - продолжает Олеся Зайченко. - Даже если 20 дошколят группе не кричат, а просто разговаривают, что-то обсуждают, играют – будет постоянный гул. Это особенность работы детского сада».

Отсюда первая рекомендация родителям – сделать так, чтобы ребёнок какое-то время побыл в тишине. И, как показывает практика, она часто не выполняется.

«Получается так: что мы приходим домой и фоном включаем телевизор. Мама на кухне готовит ужин, ребёнок смотрит мультфильмы – шумные, громкие, яркие. Это дополнительный раздражитель», - считает эксперт.

Также, ее по словам, у ребёнка должен быть режим, который лучше не нарушать.

«Даже если кажется, что ребёнок не может уснуть в 23 часа, то, скорее всего, его нужно было укладывать ещё раньше, и он перегуливает. Нервная система в данном случае работает, что называется, «без предохранителей», - говорит собеседница. - Большинство детей успокаивает вода. Если до купания далеко, чадо можно попросить помыть посуду. Успокаивает и пластилин – то, что не любят родители. Напряжение выходит через руки. Это лучше любого антистресса. А развитая мелкая моторика — это всегда хорошая речь».

Но всё же самое ценное, что может дать родитель ребёнку, это живое общение.

«Понимаю, что ужин никто не отменял, но чадо можно приобщить к этому делу: дайте безопасный детский нож и пусть он готовит рядом с вами. А в это время поинтересуйтесь, как прошёл день. Обычно ведь как? У дошкольника спрашивают: «а ты кушал?» А дальше тишина, - говорит Олеся Зайченко. - Важно говорить именно лицом к лицу».

С самого раннего возраста родитель должен понимать, чувствовать своего ребёнка, а уже потом гнаться за развитием, соглашается с коллегой Артём Собинин.

Это лучше любого модного кружка, частного детского сада или самой продвинутой «развивашки». Об этом буквально в один голос заявляют опрошенные эксперты.