Мнения

2024-10-02, 16:21
Фото: СеверПост / Александр Логинов, Анастасия Михалицина

Роскошь быть умным

Помощник президента Владимир Мединский во время визита в Мурманск взорвал медийную повестку. 11 лет образования являются «непозволительной роскошью», нужно сокращаться. Вот что заявил далеко не самый последний человек в системе российского образования. Откуда взялась эта идея, кто воспринимает её в штыки, а кто приветствует. Мнения собирал СеверПост.

 

Про историю вопроса

 

Сначала о том, почему саму идею сокращения продолжительности школьного образования в России встречают в штыки.

Ответ — в прошлом. В советское время бесплатная медицина и всеобщее образование были краеугольными камнями социальной политики государства. И страна по праву гордилась одной из лучших в мире систем образования.

Есть в этой связи и закрепившаяся в сознании общества модель поведения. Тем, кто родился и учился в СССР, родители с завидным упорством, иногда и методом солдатского ремня вбивали тезис — образование хорошо, нужно учиться, без высшего образования ты неполноценный человек.

Узнаете своих родителей? Вот и получается, что любое поползновение на сокращение сроков общего образования подавляющим большинством выходцев из СССР по-другому воспринято и быть не может. Только отрицательно.

Добавьте к этому тот факт, что саму образовательную систему последние лет 20 постоянно трясёт: ЕГЭ, ОГЭ, Болонская система как образец для подражания. Выход из Болонской системы, и от ЕГЭ, вроде, как хотят отказаться, и учебники постоянно меняются и вообще уже нужно строить что-то новое и светлое… В общем тревожности становится только больше.

 

 Не хочешь учиться – уходи

 

Очевидно, что после заявления Мединского профильные чиновники будут думать в сторону сокращения сроков образования. Но вот как это будет происходить и с какой конечной целью, пока не понимают даже сами педагоги.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Мурманского арктического университета Дмитрия Левитеса, изменение сроков обучения может быть только третьим шагом после пересмотра целей и содержания общего образования. Простое сокращение ни к чему хорошему не приведет, уверен Заслуженный учитель РФ.

«Ведь 11-13 лет общего образования, проведенные со сверстниками в определённом культурно-образовательном пространстве школы, лицея, гимназии - это не только обучение основам наук, но и развитие, воспитание и социализация», - считает профессор.

Он отметил, что пытался выяснить, существует ли взаимозависимость между уровнем полученного образования и преступлениями и правонарушениями, которые совершают несовершеннолетние. Оказалось, такая статистика отсутствует.

«Но опыт подсказывает, что такая корреляция существует. Нужно не сокращать сроки общего образования для всех, а создать нормативную базу, по которой из школы должны уходить те, кто не хочет учиться сам и мешает другим», - к такому выводу приходит педагог.

 

Каждый год важен

 

С ним согласна и директор Мурманского политехнического лицея Татьяна Шовская.

«Все предметы играют свою роль в воспитании ребёнка, формировании личности и в данном случае, возможно, нынешняя система по 11 класс более комфортна для формирования личности ребенка. Он к 11 классу идёт более осознано в выборе и профессии, и своего будущего, формировании нравственных норм, которые ребёнок должен придерживаться», - уверена Заслуженный учитель РФ.

Шовская отмечает, что не очень понятно, что конкретно имел ввиду Мединский.

«Наши программы по точным наукам сложные. Если пойдут по линии сокращения сложности, это одна ситуация. А если на один год сократить, оставив программы и результаты, я думаю, что это нереально. Заявить-то можно, а как процесс будет идти. Я думаю, что это очень непростой, болезненный процесс. Всё-таки образование у нас классическое. За каждым годом есть определённый уровень знаний, уровень компетентности ребят», - говорит Шовская.

При этом директор лицея согласна, что в школах нужно больше внимания уделять профориентации и создавать ученикам условия для более раннего определения будущей профессии.

«Потихоньку дети пробуют предметы, где они более успешные, дальше они начинают пробовать себя в исследовательской работе, где уже есть элемент будущей профессии. И уже в 10-11 классе могут на практике попробовать будущую профессию», - отмечает педагог.

 

Профориентация с 1 класса

 

Как СеверПост сообщили в региональном министерстве образования и науки, профориентация в Мурманской области начинается с 1 класса, а погружение в профессию - с 6 класса.

Сегодня в области открыто 47 инженерных, 20 медицинских, 27 психолого-педагогических классов.

Комфортные условия для обучения и профессиональной ориентации на всех уровнях сферы образования в регионе создают совместно с индустриальными партнёрами.

Не удивительно, ведь именно промышленным предприятиям не хватает рабочих рук. Юристы и менеджеры не встанут за станок и не починят двигатель в рейсе, а потому за руки работяг борются с их школьной скамьи.

Так, в Заполярье открыты Атом-классы, НОВАТЭК-классы, Морские классы, ФОСАГРО-классы, Роснефть-классы, РЖД-классы, Северсталь-классы, Газпром-классы, Судостроительные классы.

Также организуется большое количество профориентационных мероприятий, важная составляющая которых - экскурсии на предприятия региона.

По сути вся система уже дрейфует в сторону профориентации, отвечая на запрос конечных работодателей. А им дворники со знанием высшей математики и даже алгебры не нужны.

Здесь конечно утрируем, но работать на станке можно и без 11 классов образования и даже без 9 классов. Скорее нужны специальные навыки, добросовестность и управляемость. С точки зрения бизнеса в большинстве своем дела обстоят именно так.

Именно этот запрос, видимо, и лежит в основе выступления Мединского.

Но это мнение даже у работодателей не единственное.

 

Жизнь всех поделит

 

Любопытно, что наиболее остро дефицит профессиональных кадров в Мурманске наблюдается в рыбной отрасли. Исконной для города. Экипажи для мурманских судов собирают по всей стране. Найти повара или грамотного механика на «прибрежку» - тот ещё квест. Порой, приходится брать сотрудников даже без квалификационных документов. Об этом рассказывают сами рыбодобытчики.

Бывший председатель ныне упразднённого комитета по рыболовству мурманского реготделения общероссийской общественной организации «Опора России», представитель отрасли с 40-летним опытом Юрий Тимохин специальность получал во времена СССР.

С тех пор многое поменялось. Рыбное хозяйство свелось лишь к вопросу рыболовства. По той же стезе пошло и профильное образование, считает Тимохин.

«Тут надо к самой стране, у которой кроме денег нет никакой идеологии, обратиться, а потом уже плавно переходить к конкретным вопросам», - отметил эксперт.

По его словам, молодёжь сегодня выбирает хорошие условия и стабильный большой доход. Все остальное - по остаточному принципу, потому и с кадрами проблема везде.

«Важно, чтобы в первую очередь работу делал. Матрос или повар, при всем уважении, – это одна история, а капитан большого парохода или главный механик – там другие требования для квалификации. Всё равно есть деление на комсостав и рабочую палубную силу», - говорит Тимохин.

 

Тупые роботы не нужны

 

А вот директор ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания — Мурманск» Владимир Журавлёв считает, что сокращение сроков обучения кадрам в рыбной отрасли не поможет.

Объяснение простое - на флот можно принять только совершеннолетних. Это вопросы организации труда и техники безопасности.

«Я советский человек, учился, когда не было ЕГЭ и не было такого количества высших учебных заведений. Была система профессионального высшего образования. Та система - она работала. В школе № 17, не самой великой школе города, 80% учеников без всяких репетиторов поступали в вузы Мурманска, Ленинграда и Москвы. Мы водительские права получали категории С», - вспоминает Журавлёв.

Представитель рыбной промышленности отмечает, что в советской школе учили в первую очередь думать.

«Я гражданин России и патриот. Общий интеллектуальный уровень и кругозор всё-таки, наверное, влияют на работу. Не важно, на какой ты должности: директор или матрос. Если воспитывать тупых роботов или брать пример с мигрантов, которые не знают ни историю страны, ничего, просто метут или пекут, куда мы тогда придём, как страна?», - задаёт резонный вопрос Журавлёв.

Получается, сегодня, что делать с системой образования, вообще никто не знает. Единого мнения не существует, конкретного плана — тоже.

Не случайно на выступление Мединского отреагировали и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул, что об уплотнении образовательного процесса пока ведётся лишь экспертная дискуссия, ведь система образования должна подстраиваться под изменения.

Согласны, должна, но вот во что выльется эта дискуссия — вопрос. И вопрос очень тревожный.