Случай посадки на мель гидротехнического судна Nordic Giant в Териберке, о котором стало известно в минувшие дни, заставил вспомнить схожие происшествия последних лет, произошедшие в Северо-Западном регионе.
Помимо этого случая, за последние четыре года в Северном бассейне мы насчитали ещё как минимум четыре аналогичных. И это только те инциденты, новости о которых попали в СМИ. Речь идёт о судах «Михаил Сомов», «Александр Гусев», «Капитан Воронин», «Кокшайск». В чём причина таких происшествий, разбирался СеверПост.
Дело в механизмах?
Происшествие с Nordic Giant в Заполярье эксперты в области логистики назвали, ни много ни мало, вызовом для планов по развитию арктической инфраструктуры России. Судно, построенное в 1999 году и модифицированное в 2002 году, считается уникальным активом, способным выполнять сложные дноуглубительные работы и обеспечивать подводное строительство — ключевые процессы для арктических проектов.
Неужели этого и других подобных происшествий нельзя было избежать? По мнению источника СеверПост, близкого к руководству портовыми структурами в Мурманске, в числе основных причин посадки судов на мель входят ошибки судоводителей, а также учёт неверной картографической информации.
Но всё же, чаще всего сказывается человеческий фактор. Чтобы его хоть как-то нивелировать, и создаются различные нормативные документы.
Впрочем, по словам доцента кафедры судовых энергетических установок Мурманского арктического университета, кандидата технических наук Людмилы Баевой, на Дальнем Востоке таких случаев больше, нежели в акватории Северного бассейна.
«Наша статистика говорит о преобладании случаев отказа пуска двигателей внутреннего сгорания. Перепад температур, особенно в зимнее время, сказывается, - комментирует она. - Не все случаи попадают в СМИ. - Такое происходит из-за погодных условий. Имеют место нарушения навигационных норм. В Кольском заливе есть течение. Предположим, случился отлив. Штормовая погода - если ли судно на якоре – его могло сорвать».
По мнению Баевой, основная причина таких происшествий - некорректная работа механизмов на судне.
«К примеру, на мель пошли, потому что отказал двигатель. Куда ещё судну двигаться. Хорошо ещё, если обошлось без повреждений корпусной конструкции, тогда ещё судно можно спасти», - привела пример она.
«Стаскивали тремя буксирами»
Судно может сесть на мель даже у причала, но это большая редкость.
По словам генерального директора Мурманского морского рыбного порта Андрея Бородина, за его 25-летнюю практику такое было лишь дважды.
«Чтобы предотвратить ситуацию, нужно делать своевременнее промеры глубин контролировать движение судов в соответствии с фактическими глубинами», - указал он.
Мурманский капитан одного из судов Сергей Нирка рассказал, что некоторые корабли, оказавшиеся на мели, не могут вызволить оттуда многие годы.
«Вот у нас судно восточнее Кильдина лет 10 назад где-то выкинуло на берег, до сих пор стоит, распиливают», - вспомнил он.
По его словам, такое может произойти если неправильно выбрать маршрут, например, где малая глубина. Может отказать двигатель, или рулевое управление.
«Разные факторы могут влиять, - продолжает он. - В том году зимой на заливе судно ветром сильным сорвало с якоря, они на грунт сели, стаскивали тремя буксирами».
Собеседник рассказал, масштаб последствий происшествия может зависеть от типа судна, а также от его загрузки.
«Если танкер большой, то может и нефть вытечь», - отмечает он.
Водка – на столе. Корабль – на скале
Заместитель директора по безопасности мореплавания из Мурманска Владимир Чуркин в разговоре с СеверПост поделился, что по его опыту суда чаще всего попадают на мель из-за человеческого фактора.
Говоря об этом, моряк поделился случаем из капитанского прошлого.
«Стоит наше судно в порту Норвегии. Выгрузили рыбопродукцию, решили отдохнуть. Поле этого снимаемся и отходим от берега в район Норвежского моря. Вышли и начали следовать в район промысла. Я оставил на вахте старшего помощника капитана, а сам пошел отдыхать».
Не прошло и нескольких минут, как сон капитана прервался.
«Мне сообщили, что мы сидим на скалах. Я - бегом на мостик, там стоит человек, а перед ним - бутылка водки. Пришлось экипажу с этих скал плыть до берега. Норвежцы снимали их вертолётом. Была целая спасательная операция! Люди - все в исподнем, набросили на себя лишь спасательные костюмы. Хорошо ещё, что всё так счастливо закончилось», - рассказал он.
Владимир Чуркин говорит, что порой печальным итогом таких историй становятся человеческие жертвы.
«Понимаете, человеческий фактор сильно влияет на аварийность на флоте. Я сейчас говорю не только о посадке на мель. Моряки перестали уважать свою профессию: судоводители, капитаны, механики. Об этом можно судить даже по отношению к форменной одежде. Раньше не было такого, чтобы под китель надевали красные кроссовки. То ли это клоун, то ли человек, который должен командовать людьми, - считает он. - Отношение к работе – это ведь внутренняя готовность взять на себя ответственность перед людьми. Сейчас к этому вопросу относятся несерьёзно».
По мнению бывшего капитана, халатное отношение к работе некоторых коллег стало прямым следствием дефицита кадров.
«Из-за дефицита кадров на флот берут, зная, что человек, например, может напиться и совершить что-то плохое, - продолжает он. - Людей стали принимать с зависимостями. Даже если он закодирован, психика уже нарушена. Когда пьяный человек управляет судном, производством – это нонсенс! Иностранцы к этому вопросу относятся иначе. У нас, конечно, тоже выдают справки о профпригодности, но как!»
«Не может быть!»
В разговоре с СеверПост эксперты из области логистики допустили, что посадка судов на мель может быть намеренной. Например, чтобы судовладельцы получали страховые выплаты. Однако Людмила Баева опровергла эту теорию.
«Такого не может быть! - однозначно заявила она. - Там столько всяких ограничений, столько условий. Страховщики сегодня стараются зафиксировать каждый шаг. И если обнаружится, что произошла такая ситуация, но она не указана в страховке, все траты лягут на плечи судовладельца».
Главное, чтобы и члены экипажа осознавали ответственность за свои действия или бездействие. И вот с этим, по мнению представителей отрасли, есть проблемы.
«Когда я учился в мореходке, нам объясняли: «Ребята, знайте: за вашей спиной люди. И любое ваше решение может оказаться для них роковым. Вы несёте уголовную ответственность за свои поступки», - цитирует учителей Владимир Чуркин. - Нам это буквально вбивали в головы. Сейчас, по-моему, моряки этого просто не понимают».
Потепление и температурные качели в Мурманской области вызвали настоящий коллапс в муниципалитетах. На многих дорогах Заполярья ограничено либо перекрыто движение. Аэропорт не принимает и не выпускает самолёты. В регионе объявили режим повышенной готовности. С утра северян ждал сюрприз - снежная каша, лужи и одновременно гололёд на дорогах и во дворах. Ещё ночью из-за...подробнее
Воскресенье, 12 января, у мурманчан, вылетающих из аэропорта Пулково (а их, традиционно, немало), пошло не по плану. Работу аэропорта заблокировал циклон «Чарли», отметившийся сильнейшими зарядами снега. С неудобствами из-за отмен или переносов рейсов столкнулись сотни пассажиров из Заполярья. Подробнее – в материале СеверПост. «Молчали...подробнее
В период зимних праздников россияне традиционно употребляют алкоголь, используют петарды и электрические гирлянды, а ещё поскальзываются на льду. С какими проблемами северяне обращаются в травмпункты в это время? Есть ли типичные новогодние травмы, и как поход в туалет может обернуться новой фобией? Об этом СеверПост поговорил с заполярными...подробнее
В районе посёлка Ковда столкнулись два поезда – пассажирский и грузовой. В происшествии есть пострадавшие, число которых непрерывно растёт. СеверПост собрал основные подробности о том, что известно о случившемся к настоящему моменту. ...подробнее
Представители силовых ведомств, спасатели, сотрудники таможенной службы и госкорпорации, экоактивисты и даже робот. Всё смешалось в мурманском порту, где проходили учения по пресечению контрабанды ядерных или радиоактивных материалов через границу. Почему спецтехника «фонит» на удобрения? Как по версии мурманских таможенников могут выглядеть современные...подробнее
В Апатитах неадекватный северянин бросился с ножом на губернатора Андрея Чибиса. На это покушение отреагировали самые разные люди – от простых северян до первых лиц государства. За жизнь главы Заполярья боролись врачи Апатитско-Кировской ГЦБ. СеверПост постарался помочь читателям восстановить ход событий минувшей ночи. В четверг вечером в городе Апатиты...подробнее
Вот уже больше трёх месяцев Ирина Миронова из Подмосковья пытается выяснить обстоятельства гибели своего брата – героя спецоперации, ветерана боевых действий Александра Миронова. Награждённый Орденом Мужества, медалями Суворова и Жукова военнослужащий ожидал лечения после взрыва гранаты, под ударную волну которого попал «за ленточкой». Он собирался вернуться...подробнее
В Мурманской области завершено расследование нашумевшего уголовного дела в отношении мужчины, в сентябре в пьяном состоянии сбившего в Териберке девочку-подростка и оставившего её на обочине ночной дороги. Об этом сегодня на совместной пресс-конференции сообщили сотрудники СУ СК по Мурманской области и региональной прокуратуры. Вкратце – о чём шла речь. Как это...подробнее
Металлические переборки, которые можно продырявить пальцем. Сквозящие водонепроницаемые двери наружного контура корпуса. Неработающее подъемное устройство спасательной шлюпки. Загоревшийся двигатель. Это не про фильм-катастрофу. Это про последнюю надежду на спасение для мурманских рыбаков, что, не дай Бог, попадут в беду в Баренцевом море. Это про буксир Северного...подробнее
Интересная история произошла в Шонгуе, в СНТ «Родники». Для того, чтобы вернуть электричество, отключённое за неуплату, полковник полиции привёз к казначею товарищества целую опергруппу. Почти «маски-шоу». Допросу с пристрастием подвергся пенсионер 1941 года рождения со слабым сердцем. От него требовали подключить полковничью фазенду к электросети. Тот...подробнее
Минувшие дни в Мурманской области отмечены трагическим оттенком. На дорогах Заполярья прошла целая череда смертельных и нелепых аварий. Среди жертв – 9 человек, в том числе, маленький ребёнок. И на этом фоне – циничная бравада столичных автовладельцев, выставляющих напоказ своё полное пренебрежение правилами и законами дороги.Утром 14 сентября медийное пространство...подробнее
Бездомная собака в Кандалакше покусала мурманчанку, которая приехала к родственникам. Из-за этого девушка вынуждена длительно лечиться. Также испорчена её поездка в приморский санаторий. Почему так произошло и как в Кандалакше борются с собаками – в материале СеверПост. Мурманчанка с дочерью приехала погостить к бабушке с дедушкой в Кандалакшу. Потом они...подробнее
Из одежды домашний халат и трусы. Деньги и банковские карты пропали вместе с документами. Жильцы сгоревшего дома в Мурманске рассказали СеверПост о том, как устроена их жизнь сейчас. Для них добрососедские отношения стали залогом спасения, когда не осталось даже еды и обуви. А вот от властей помощи кот наплакал. Вместо пожарных гидрантов – газовые баллоны Кошку,...подробнее
История с пожаром в Колвице, где в огне погиб мужчина, а четверо детей чудом спаслись, обрастает скандальными деталями. Местные жители не согласны с причиной пожара, которую озвучили официально. Люди винят в трагедии власти и рассказывают, что пожарным пришлось идти со снаряжением до горящего дома пешком. Не смогла проехать там и «cкорая». Как такое возможно? В...подробнее
В Октябрьский суд Мурманска поступил уникальный документ. Это исковое заявление от представителей уроженца посёлка Никель Мурманской области Степана Николаевича Фурмана, в настоящее время пребывающего под следствием. Уникальность иска состоит в том, что претензии предъявлены в отношении более двух десятков российских СМИ. Помимо СеверПост, в списке ещё четыре СМИ из...подробнее