Культура

2024-10-15, 17:20
Фото: ВКонтакте / «Ловозерский НКЦ приглашает»

Культурный шок

В минувшие дни Ловозеро всколыхнула новость о предстоящем слиянии местного центра развития досуга и культуры и Ловозерского районного национального культурного центра. Официального сообщения об изменениях ни работникам учреждения, ни местным жителям пока не поступало. Однако в частной беседе с руководством работникам учреждений было озвучено: сокращений не миновать. Вместо большого культурного центра останется компактный профильный отдел. В ситуации разбирался СеверПост.

 

Оставят половину?

 

Национальный культурный центр Ловозера – учреждение поистине уникальное. Около двух третей его сотрудников – носители национальной саамской культуры. Они признаются: новость об оптимизации для них стала шоком, ведь слияние двух учреждений ничего хорошего для них – работников – не сулит.

«Обо всём узнали от своего руководителя. Директор, в свою очередь, услышала об этом от нашего учредителя», - рассказала СеверПост художественный руководитель центра Виктория Канева.

Точно ещё ничего не известно, но, по словам Виктории, последствия для маленького Ловозера в две тысячи человек грядут колоссальные.

«Наверное, половина сотрудников [уйдёт]. Сегодня в штате у нас трудится 21 человек, - сказала она. - Мы понимаем, в стране тяжёлая ситуация и надо экономить бюджет. Но мы предлагаем другие формы оптимизации. К примеру, есть вакантные должности, чтобы не разбрасываться живыми людьми, чтобы коллектив остался».

 

«Это несерьёзно!»

 

Объединения, подобные тем, что грозят культурным учреждениям Ловозера, всегда бьют по людям. Таким мнением с СеверПост поделилась доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии, межкультурной коммуникации и журналистики Мурманского арктического университета Виктория Бакула.

«Допустим, центр станет отделом. Что это значит? Возрастёт нагрузка на людей, которые останутся. Может пострадать качество работы – они же не смогут трудиться и за себя, и за того парня, - высказалась она. - Я знаю эту работу через своих студентов. Они сейчас там работают. У них, бедных, нет ни дня свободного – и днём, и вечером работают, все выходные и праздники. А дальше что будет?!»

Впрочем, по мнению профессора, кадровой проблемой последствия оптимизации не ограничиваются.

«На протяжении нескольких лет я занимаюсь ревитализацией («оживлением» и сохранением, - ред.) саамского языка. На базе нашего университета в течение двух лет существовала федеральная инновационная площадка. Мы выпустили семь магистров по этой специальности. Это уже учёные, которые многое могут сделать для того, чтобы язык возродился. А он в таком плачевном состоянии сейчас! – разводит руками собеседница. - В школе не преподаётся – только как факультатив – это вообще несерьёзно. А в национально-культурном центре все мероприятия проводят на саамском языке. Сотрудники выиграли грант по популяризации языка, у них саамский театр. Как они этим всем будут заниматься?!»

Жизнь народа

Коренные ловозерцы восприняли новость о грядущих событиях болезненно. Объединение не пойдёт на пользу местному населению, убеждены они.

«Ловозеро мне родное. Я прожил в Ловозерском районе девять лет. С 1980 по сентябрь 1984 года я работал директором районной киносети, - рассказал журналист, краевед, писатель Станислав Бородкин. – Этого объединения нельзя допустить! Погибнет массовая культура небольших народностей. Там же небольшой конгломерат нескольких наций».

Впрочем, тот печальный опыт, о котором говорит Станислав Фёдорович, уже имел место - в Камчатском крае.

«Мы, ительмены, не хотим, чтобы с саамами Мурманской области повторилась история, которая уже случилась у нас, на Камчатке, - прокомментировала директор Ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» из села Ковран (Камчатский край) Лидия Кручинина. - Когда мы узнали о планах по оптимизации центра, то сразу поняли: инициатива неправильная! Это большой центр, где собираются малочисленные народы, там они могут развивать свою культуру. Не будет центра – и народа не будет».

По мнению собеседницы, самое главное для своего народа – это язык. Восстановить его очень сложно.

«У нас, ительменов (одна из коренных народностей полуострова Камчатка, ред.), язык уже потерян! – продолжает она. - Если такие активные очаги культуры, как ваш центр, будут закрываться, среди носителей культуры останутся лишь старики. Культура, язык не сохранятся, не останется знаний о традиционном образе жизни».

Лидия Кручинина отмечает, что аналога ловозерского центра на Камчатке нет. Культурной жизни, которая пока ещё есть у Ловозера, можно только позавидовать, говорит представительница малочисленного народа.

«У нас, на Камчатке, нет места, где мы можем собраться.  Нам приходится искать приют, чтобы провести праздники, - говорит она. А такие учреждения, по сути, сохраняют жизнь народа. Благодаря таким центрам россияне узнали про саамов». 


Шагреневая кожа


Для руководителя кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия» Елены Тюриной ловозерский культурный центр – единственное место в России, которое можно назвать очагом саамской культуры. 

«Мне трудно заглянуть в головы тех, кто принимает такие решения, - говорит она. - На ум приходят «Господа Голововлёвы», «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина. - Действительно, многие сейчас признают, то мы сохранили национальную идентичность. Этого удалось достичь благодаря таким центрам и людям, которые в них работают. Давайте срежем всё это! Дальше, получается, не нужно?»

Культурный деятель говорит, что, если работу центра прекратить в том виде, в котором она есть сейчас, вернуть всё на круги своя будет уже невозможно.

«Со мной спорят, парируя, что на месте центра раньше был кабак. Ну давайте, верните его, если вам культура не нужна! – восклицает она. -  У нас в принципе в стране никакая культура не имеет системности, я уже не говорю о национальной. А саамский культурный центр как раз создает её на своей территории. От маленьких до больших работ, по капле, за последние 30 лет они собрали очень хороший материал».

Продолжая тему, Елена Тюрина предполагает, что в результате оптимизации наработки центра просто пропадут за ненадобностью. 

«По стране работает большое количество культурных центров, где талмуды материалов собраны в архивы. Там не знают, кому их передать. Грядущая трансформация приведёт к тому, что 90% наработок будет запрятано где-нибудь в подвале сельского клуба. И на этом всё закончится», - говорит она.

По мнению культурного деятеля, проблема выходит далеко за границы Кольского полуострова. Последствия реорганизации в Ловозере отразятся на всей стране.

«Сокращение таких учреждений – шагреневая кожа (нечто, имеющее тенденцию к исчезновению, - ред.) культуры России. Это сжатие культурного пространства. Мне можно возразить, мол, у саамов есть преференции. Да, они есть. Но эта тема для другого разговора. Если из этого многотканного «ковра» культуры России изъять кусок – получится дыра. Это деформация культурного пространства страны, выпадение из него».

Впрочем, в администрации Ловозерского района не утверждают, что учреждения будут объединять, однако и не отрицают этого.

«По итогам оценки эффективности (расходования бюджетных средств) принимаются управленческие решения по организации дальнейшей работы учреждений. На сегодняшний день решений о закрытии бюджетных учреждений не принималось», - пояснили северянам в районной администрации в telegram-канале «Губернатор Чибис».

Судя по всему, чиновники пока и сами не знают, насколько серьёзными будут изменения. Неслучайно глава Ловозерского района Надежда Кузнецова о культурном центре с СеверПост разговаривать не стала. В итоге всем придётся ждать хоть какой-то конкретики.