Бизнес

2025-03-06, 16:13
Фото: СеверПост / Ирина Швед

Это «му» неспроста!

У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из регионального бюджета — в материале СеверПост.

  

Про историю вопроса

 

Сельское хозяйство на Крайнем Севере субсидируется. Это аксиома и, одновременно, корень всех проблем с советских времен.

Своих кормов нет, возить их приходится из средней полосы. Бесконечно повышать цены на продукцию нельзя, в условиях рынка его просто покупать не будут. Вот почему прибыльным молочное животноводство в условиях нашей широты самостоятельно быть не может.

В Мурманской области сельскохозяйственные предприятия от министерства природных ресурсов получают субсидии, а с недавних пор, после того, как Североморский молочный завод купила «Тулома», на бюджет фактически повесили и закупку молока.

В этом, собственно, и есть проблема. То есть, фактически предприятия зарабатывают не на продукции, а прибыль зависит от того, сколько получилось вытащить из чиновников. Тема давно стала политической. Оппозиция в лице коммунистов и справедливороссов традиционно и с удовольствием играет за частный бизнес. Что только добавляет в вопрос огонька.

В этот раз, например, тему с «Полярной звездой» разгоняет главный справедливоросс региона Александр Макаревич: «Коллектив фермы и её руководство неоднократно стучались в двери власти, но их не слышат. За два месяца этого года завод опять задолжал «Полярной звезде» более 10 миллионов рублей. Нечем платить зарплату людям, оплачивать счета за электроэнергию, не на что покупать корма».

Ну и, традиционно следуют обвинения губернатора и «некомпетентных чинуш», которые «добивают молочную ферму». Забавно, что решения проблемы хоть каким-либо способом Макаревич не предлагает, не объясняет он и почему бюджет должен финансировать прибыль частного бизнеса.

 

Про «Полярную звезду»

 

А вообще история взаимоотношений владельцев молочной фермы «Полярная звезда» с министерством природных ресурсов — словно многосерийная мыльная опера. Новые серии выходят с завидной регулярностью.

Лишних денег в бюджете нет никогда, но бизнес сам себя не сделает, поэтому с завидной регулярностью и появляются видео в сети. Главная их цель — обеспечить увеличение прибыли за счёт бюджетного финансирования.

«Полярная звезда» так делала не раз. Там уже заявляли о планах по забою молочных коров. А также в прямом эфире раздавали молоко бесплатно. И это только на свежей памяти.

Происходящее, если честно, напоминает легкий шантаж, который, как ни странно, успешно работал до недавнего времени. Каждый раз чиновники прогибались. Фермерам давали денег и вопрос благополучно откладывался до следующего раза.

Всё это происходит не при одном губернаторе. Да и в других регионах такое случается.

Бывали, конечно, и исключения. Поговаривают, что когда-то одна губернаторша во время очередного акта вымогательства бюджетных средств владельцем одной фермы позвонила руководителю одного кавказского региона. После чего у владельца этой фермы на длительный период пропало желание получать больше денег из бюджета.

Видимо какой-то жесткий сценарий может случится в обозримом будущем и в Мурманской области. Хотя какие-то переговоры Минприроды с владельцем «Полярной звезды» вести пытается.

 

Про переговоры

 

Из переписки, имеющейся в распоряжении СеверПост, ясно, что государственная «Тулома» выходила на руководство «Полярной звезды» с вопросом о возможности выкупить дойное стадо. Ответа не последовало. Североморский молочный завод предлагал частникам выпускать молоко под собственным брендом — и тоже без результата. И это и не удивительно.

Коров владелец «Полярной звезды», скорее всего, не отдаст никогда, это ведь и есть сам субсидируемый объект. Нет коров — нет денег из бюджета, нет дохода. Не интересно частнику и запускать собственный бренд.

Что вообще означает создание бренда? Это приобретение собственного оборудования или оплата услуг по переработке, сертификация, логистика и переговоры с сетевыми магазинами или создание собственной сети продаж.

Сейчас ведь как? Частник надоил молоко, а со всем вышеперечисленным разгребается госпредприятие в лице Североморского завода. Завод забирает молоко, закупает упаковку, договаривается с продавцами. Это достаточно дорого и хлопотно. И частнику совершенно не нужно. Ему интересно получить прибыль в виде денег, а все сопутствующие проблемы — это не его. Он их делегировал госпредприятию.

Собственно, если частник в этот раз не пойдёт на уступки, существует реальный вариант расставания с «Полярной звездой» как поставщиком. Бюджет, похоже, в этот раз исчерпал запас для повышения размера помощи частному бизнесу, а частник по-прежнему хочет больше денег.

В этом контексте вся ситуация с видео и с переговорами - это не история про то, как чиновники пытаются загнобить сельское хозяйство в регионе. Это история про распределение бюджетного финансирования, где частный бизнес любым способом пытается выжать для себя больше. Так это и стоит воспринимать.

Даю своё согласие на обработку персональных данных на период получения рассылки новостей.