Фото: СеверПост / Анна Щепеткова и из архивов Антонины Баранцевой
Мурманчанке Антонине Баранцевой 102-ой год. Ее сыну -79 лет, старшей внучке - 52 года, а правнучка - подросток. Она видела смену эпох, правителей и технологий - от первых телевизоров до современных смартфонов. В разбитом бомбами Ленинграде рыла окопы, работала на оборону. Как и все ленинградцы, пережила холод, голод, смерть близких. И оттуда «Дорогой жизни» приехала на Кольский Север. Долгожительница специально для СеверПост рассказала свою историю.
Заговоренная соседкой
«Никакого секрета бессмертия у меня нет. Я никогда не думала, что смогу прожить более ста лет – сразу после просьбы соцработнице напоить чаем гостью - начинает свой рассказ Антонина Баранцева, родившаяся в 1923 году. И продолжает:
«С детства я росла болезненным ребёнком, часто простужалась и унаследовала от матери мигрень. Редкий день проходил без головной боли. Духота, резкие звуки и запахи вызывали невыносимые приступы, а мои ангины были хроническими. В 65 лет, накануне отпуска, я перенесла анафилактический шок. Меня буквально вытащили с того света два молодых хирурга. В 97-летнем возрасте я сломала шейку бедра. Врач долго уговаривал меня на операцию, уверяя, что это тот самый случай, когда она необходима. А ещё был тиф в военные годы, тогда я буквально висела на волоске от смерти. Выходила меня соседка, заговорила, поди, смерть», - делится долгожительница.
Речь Антонины Ивановны изобилует изысканными оборотами и устаревшими словами. Слова льются неспеша, с паузами, негромко и плавно, подобно звукам из старинного радиоприемника.
Крещенная блокадой
Антонина Баранцева родилась в России, в Псковской губернии, но уже в детстве родители вместе с оравой детей перебрались в Ленинград. Там Антонина окончила школу №118. А сразу после выпускного бала началась война, перевернувшая жизнь девушки.
«Война вошла в жизнь неожиданно, захлопнув за собой вчерашний день. 21 июня 1941 года у нас был выпускной вечер. Экзамены остались позади, мы чувствовали себя свободными, как птицы, и веселились всю ночь напролёт. Утром, вернувшись домой, уставшие от танцев и разговоров, мы уснули безмятежным сном. Проснулась я оттого, что моя одноклассница трясла меня за плечо, повторяя: «Ну, проснись же… Война!» Я почувствовала, как будто что-то тяжёлое ударило меня по голове, и, кажется, эта боль проникла глубоко внутрь, где-то то в районе сердца камнем легла, и я ношу её с собой всю жизнь», - вспоминает Антонина Ивановна.
Девушки тут же выбежали на улицу.
«Мы увидели толпу людей, собравшихся вокруг громкоговорителя. День был солнечным, но лица у всех были мрачнее тучи. Из репродуктора доносился голос Молотова, сообщавшего, что в четыре часа утра немецкие войска без объявления войны перешли наши границы», - добавляет пенсионерка.
По её словам, уже к вечеру город погрузился в тишину, а полки в магазинах опустели. Мальчишки ушли в военкомат. Антонина Ивановна говорит, что больше своих одноклассников она не видела.
«В блокаду Ленинград был взят восьмого сентября. А пятого числа произошёл страшный авианалёт, уничтоживший продовольственные склады. Над городом поднялись клубы чёрного дыма. Очевидцы рассказывали, что люди приходили туда и собирали ложками расплавленный сахар. Но мы жили далеко, добраться туда не могли, хотя тоже были бы рады такому «золоту». Мы были обычной рабочей семьёй, и никаких запасов у нас не было», - рассказывает Антонина Ивановна.
Она уточняет, что с родителями жили трое младших детей, а ее старший брат в первые дни войны привез к ним свою жену и двухлетнюю дочь.
Начались оборонные работы. Всех, кто мог держаться на ногах и держать лопату, отправляли рыть противотанковые рвы где-то в районе Карельского перешейка.
«Первый день остался в памяти навсегда. Нас выгрузили из полуторки. Перед нами и до линии горизонта просматривалось поле с дикорастущей травой. Нам указали полосу, которую нужно было выкопать: ширина и глубина. И мы работали днём и ночью», - вспоминает Антонина Ивановна.
Антонина принимала участие и в строительстве дзотов - деревоземляных огневых точек.
«Мы копали котлованы, а после мы стали носить бревна для их обшивки. Шестеро человек брали одно бревно, тащили его и сбрасывали в котлован. Солдаты уже «обшивали» ими стены изнутри. Мы трудились до полного изнеможения, но никто не жаловался. Прямо на брёвнах мы и спали», - вспоминает Антонина Ивановна.
Работать приходилось и под обстрелами.
«Помню, когда летел снаряд, инстинктивно прижимала голову к плечам. Работы прекратились, когда разбомбили полевую кухню», - добавляет она.
С началом блокады в Ленинграде начался голод. Тем, кто не работал, выдавали самую мизерную дозу хлеба. Поэтому вчерашние дети стремились найти любую работу.
«Сначала попытки устроиться на работу оказались неудачными. Многие отказывались брать 17-летнюю девочку, говоря: «Нам нужны специалисты, а не школьники». Благодаря знакомым мамы я всё-таки получила место лаборантки в научно-исследовательском институте. С начала войны наше учебное заведение переключилось на производство артиллерийских снарядов и деталей для радиостанций. Младшего брата, которому еще не исполнилось 16 лет, устроили в Петроградский промкомбинат. Всё это делалось ради одной цели - получить продовольственную карточку», - объясняет Антонина Баранцева.
Жизнь как чудо
В то время двери не закрывали…
«Люди жили с постоянным чувством голода. Они сначала худели, а потом опухали от голода. Те, кто ещё мог передвигаться, шли, еле волоча ноги в поисках еды. Состояние было такое, что голова не держалась на плечах, её нужно было подпирать. Умирали от дистрофии прямо на улицах, умирали во время давки на раздаче еды, и в своих холодных постелях», - описывает страшную действительность того времени Антонина Ивановна.
Она добавляет, что в блокадном городе не осталось ни птиц, ни мышей, а люди радовались каждой найденной рисинке из щелей, но голод был лишь одной из составляющих того кошмара.
В городе не было воды, её не было даже в госпиталях.
По словам Баранцевой, их спасло то, что они жили в Выборгском районе, где в частном секторе были колодцы, а хозяева позволяли им брать воду в любом количестве.
В Ленинграде прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли водопровод и канализация, не было света, остановился электротранспорт.
«Мы жили в деревянном доме, и сожгли в печи всю домашнюю мебель, в доме не осталось ни одного стула, ни одной табуретки - ничего, на чём можно было бы сидеть», - добавляет Баранцева и продолжает:
«Когда было невмоготу – ленинградцы шли в театры. Театр продолжал функционировать, но зрители несли туда вместо билетов… дрова, чтобы хоть как-то поддержать тепло в здании. И шли туда с… горя, чтобы отвлечься от мыслей о еде. Театр, как и стихи из громкоговорителей ленинградцам, были подтверждением тому, что люди – живы, несмотря ни на что. Всё это невозможно представить, такое можно только пережить», - вздыхает Антонина Ивановна.
Первым от голода умер её папа... Это произошло 13 декабря 1941 года.
Но беда не пришла одна: в этот день исчезли все продовольственные карточки их семьи.
«Утром мама успела отоварить карточки, спрятав их в карман своей широкой юбки. Рядом с мамой всегда находилась внучка, которая цеплялась за ее юбку, словно маленький поплавок. Несмотря на свой юный возраст, девочка редко плакала и почти не просила есть. Лишь иногда раздавался её тихий стон, и тогда мама доставала из карман кусок хлеба, отламывала от него какую-то часть, и давала ей, чтобы успокоить. После этого девочка снова затихала», - рассказывает Баранцева.
По её словам, хлеб в те времена был особым. Муки в нём содержалось всего 20%, остальная масса состояла из жмыха, целлюлозы и сухой травы. Один кусок весом 125 граммов едва покрывал ладонь, а его цвет был неопределённым - ни чёрный, ни коричневый, ни серый.
«Когда умер папа, и все наши карточки пропали, нам пришлось их перерегистрировать. Я отправилась пешком в соответствующий отдел, а на обратном пути меня обогнал солдат на лошади. Он обернулся и сказал: «Бабушка, садись - довезу!» Так, в 17 лет, я стала бабушкой», - вспоминает Антонина.
Антонина Ивановна добавляет, что после похорон отца они с братом подчистили все его лекарства: сначала съели сладкие гомеопатические шарики, потом – стали лизать сладкий глицерин, запивая водой.
Из Ленинграда Тоня выехала в 42-ом году в связи с эвакуацией.
Оказалась она вместе с мамой в Тверской губернии, но мама вскоре умерла.
«Меня приютили две сестры. У них был свой дом, и они увезли меня в глухую деревню. Но там, спустя две недели, я заболела тифом. В той отдалённой деревне даже медпункта не было, ближайший находился за 30 километров. После истощения и этой болезни моё выздоровление иначе как чудом не назовёшь», - добавляет Баранцева.
Оправившись, она написала письмо старшей сестре, которая жила в Кировске. Та начала хлопотать о пропуске на въезд. А Антонина, ещё не совсем окрепнув после болезни, стала готовиться к переезду в Мурманскую область.
В ноябре 1942 года она оказалась в Кировске. Именно там, вместе с сестрой и племянницей, и встретила долгожданную Победу.
Девчонки встречали Победу
«Муж сестры был на фронте, поэтому отмечали девчонками. Победа витала в воздухе. Я тогда работала в конторе связи. Накануне мы не спали всю ночь, потому что всю ночь был включен репродуктор и всё время раздавались звуки, и под утро вдруг заработал метроном и передали, что заключен мир. Такая гордость за страну была! Это была одна всеобщая, большая радость. На улицах люди обнимали друг друга», - рассказывает она.
Про свою личную жизнь Антонина Ивановна рассказывает кратко: за плечами два брака и два ребёнка, один из которых «прилагался» к мужу-вдовцу.
Мирное время в разрушенной войной стране требовало новых подвигов – рабочих. Трудовая книжка Баранцевой пестрит записями. Всю жизнь она работала финансовым работником, большую часть на руководящих должностях. 14 лет была главным бухгалтером Почтамта в Мурманске, заведующей сектором финансово-расчётных операций работала в Управлении связи, возглавляла и машинно-счётное бюро… За свой долгий трудовой путь она прошла школу всех органов связи: почты, телеграфа, телефона.
В Мурманск перевелась в 1955 году. Там Антонину определили старшим бухгалтером строящихся объектов. Строились телецентр и третья радиостанция.
Сегодня, в эпоху смартфонов и интернета, Антонина Ивановна остаётся верна старым традициям. Вместо гаджетов - целая полка справочников, благодаря которым, как она шутливо замечает, у неё сохранилась отличная память.
Она продолжает читать газеты, хотя зрение уже подводит, и продолжает всё так же считать книги лучшим подарком, отмечая, что на её 101-й день рождения ей подарили сборник стихов её любимого Константина Симонова.
Скромные мечты долгожительницы: 80-летие Победы и объятия сына
Её мечта - дожить до 80-летия Победы и обнять своего 79-летнего сына, который, как и она, в силу недугов и преклонного возраста не выходит из квартиры.
Оглядываясь назад, она признается, что её поколение было скромным в запросах: что есть, тем и довольствовались, но при этом никогда не падали духом.
«Отец научил нас не надеяться на кого-то, а уметь и себя обслужить, и другим быть полезными. Старшие братья умели и сапоги шить, могли и дом построить, и на работе всегда были в передовиках. Младшие дети тоже старались не отставать. Я вот и шила, и вышивала. А ещё очень любила собирать всех под одной крышей – устраивала застолье. Помню, встану в полшестого, тесто поставлю, пироги напеку и с ними бегу на демонстрацию. Всегда было так: где все, там и я», - вспоминает Антонина Ивановна.
Отметим, Антонина Ивановна участвовала в организационной работе по созданию памятника воинам Полярной дивизии в Мурманске. До недавнего времени её можно было встретить на заседаниях «Исторических гостиных», мероприятиях патриотической направленности с молодежью.
Даже спустя столько лет Антонина Ивановна утверждает, что не утратила веры в людей.
«В Мурманске у нас живут замечательные, отзывчивые люди, - делится она. - Здесь, на Кольском Севере, я провожу уже 84 год своей жизни».
На вопрос о том, что для неё счастье, отвечает не задумываясь:
«Самое главное - не быть никому обузой. Какое же счастье для меня сделать сейчас что-то самой, а ещё большее - помочь кому-то».
Антонина Ивановна честно признаёт, что жизнь - сложная штука, и задачек со «звездочкой» она подкидывает много. Вот и ей найти своих родных оказалось задачей непосильной. Более пятидесяти лет она посвятила поискам брата, который служил в Севастополе.
После войны она отправляла запросы во все военкоматы, но каждый раз получала одно и то же сообщение: «Его имя отсутствует в наших списках». Ещё долгие годы она тщетно пыталась отыскать племянницу, исчезнувшую в Ленинграде, когда той было всего три года.
В завершение разговора пенсионерка попросила передать подрастающему поколению:
«Мои хорошие, я знаю, что вы очень умные и занятые, но я также знаю, что вы очень сердечные. Простите мне мою просьбу, но с опыта своих лет я могу сказать, что нет ничего важнее памяти. Как говорится, без прошлого не бывает будущего. Помните о тех, кто принёс Победу, и защищайте Родину, как мать родную. А ещё - будьте человечными!» - говорит Антонина Ивановна.
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее
В минувшую субботу в Ковдоре было шумно, интересно, весело. Город встречал свой главный профессиональный праздник – День шахтёра. Как поздравляли главных работников индустрии – в материале СеверПост. Новая жизнь города С самого утра представители профессии принимали поздравления – от родных, близких, коллег. Торжественным маршем они прошли по городу...подробнее