Общество

2025-04-20, 09:05
Фото: СеверПост / Олег Сюсюра

Протоиерей Владимир Семёнов: Пасха всемирная и личная

Миллионы людей на всей планете празднуют Пасху – светлое Христово Воскресение. Своими мыслями о сути и особенностях этого события поделился с СеверПост секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии, настоятель мурманского храма Святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиерей Владимир Семёнов.

Пасха – событие мировое, и затрагивает абсолютно всех, причём, независимо от вероисповедания. Воскресение Христово отразилось на жизни всего мира и оказало непосредственное влияние на каждого человека.

А с другой стороны, Пасха – это очень личное событие в жизни каждого человека. У каждого из нас есть своё восприятие, своё ощущения влияния Пасхи, свои результаты соприкосновения с этим.

И поэтому можно сказать, что Пасха – она для всех, но и для каждого.

А сегодняшняя Пасха – по-своему особенная. Ведь она приносит нам грядущее долгожданное событие – закладку кафедрального собора в Мурманске, который, по сути, станет сердцем православия на Кольской земле, и вообще в Арктике. Решение о строительстве этого собора поддержал и одобрил император Николай II ещё 107 лет назад.

Поэтому для нас эта Пасха – особенная, не такая, как до неё, и очень личная - для меня, например, как руководителя рабочей группы по проекту строительства этого собора, для владыки Митрофана это связано с его личными переживаниями. Для святейшего Патриарха – это тоже личное событие, хотя и возводится собор у нас в Мурманске.

Кроме того, эта Пасха отражает чаяния всего нашего народа о скорейшем благополучном завершении специальной военной операции. Мы все этого ждём и молимся в эту Пасху, чтобы эта война как можно быстрее завершилась.

А завершиться она должна нашей победой, потому что по-другому и не может быть. Мы чаем не просто завершение, мы чаем победу! И слово «победа» является ключевым.

Потому что мы побеждаем не украинский народ, мы побеждаем ту фашистскую гниду, которая засела в головах братского народа. В своё время наши деды и отцы жизни отдали, чтобы искоренить её, а она вот где-то сохранилась, выжила. И наша задача – её изжить, уничтожить, чтобы возврата к этому не было.

Этой же святой цели служит и недавнее открытие в Мурманске духовного-спортивно-реабилитационного центра. Не будь спецоперации, может, и не встала бы так остро задача реабилитации наших бойцов «из-за ленточки». Те парни, которые теперь там занимаются, на своих плечах вынесли, и продолжают нести, этот нелёгкий груз.

Открытие нашего Центра – событие значимое не только для Мурманской области, но и для всей страны, так как он первый такой в России.

Русскому богоносному народу завещано право сохранения веры. И нет никаких сомнений в том, что русский народ – богоносный народ. Наверное, только народ, искренне любящий Бога и делающий дело Божие, может в своём развитии проходить через такие тернии, через которые проходим мы, и при этом не терять своей идентичности и верности своей миссии. 

Есть люди, которые по церковным праздникам выстраиваются в очереди у храмов, чтобы набрать святой воды, освятить вербу или пасхальный кулич, а в другие дни в церковь – ни ногой.

Осуждать их мы ни в коем случае не можем. Есть очень хороший пример. Святые апостолы спросили Христа: «Господи, вот там есть люди, которые говорят о имени Твоём, но с нами не ходят». А Господь им ответил: «Оставьте их. Придёт время, когда я и их приведу».

У нас есть верующие, а есть «околоверующие». Но из «околоверующих» они потом превращаются в верующих. Какие-то зёрна сомнений, искушений, недопонимания есть в человеке.

Сегодня человек стоит за порогом храма и заглядывает в окошко: «Что там они делают?», но он уже возле храма. Значит, вероятно, завтра он переступит порог храма и войдёт в нашу христианскую семью.

Люди зачастую придают преувеличенное значение внешним атрибутам Христова Воскресения - крашеные яйца, пасха, куличи. Кроме того, живы в народе и такие пасхальные традиции, которые церковь категорически отвергает…

Если кто-то не сумел, к примеру, покрасить яйца, то это не лишает его праздника Пасхи. Это традиционная сопутствующая атрибутика, но она не является сутью этого праздника.

По большому счёту, такие атрибуты, как крашеные яйца, куличи или творожная пасха – не что иное, как просто народная традиция. Традиции меняются, со временем трансформируются. Но ни форма кулича, ни цвет яиц не имеют никакого значения. Имеет значение суть. Имеет значение, для чего мы это делаем, какой смысл мы в это вкладываем.

Если семья собирается, чтобы сообща испечь пасхальный кулич, не имеет значения, квадратный это кулич, круглый или прямоугольный. Главное, что семья собралась за этим действом. Оно объединяет, играет воспитательную роль для детей, когда закладывается понимания, в том числе, Пасхи.

Что же касается традиции посещения в Пасху могил близких на кладбище, то ответ у меня один: Пасха и кладбище несовместимы.

Мы помним евангельский сюжет, где жёны-мироносицы пришли ко гробу Христа, чтобы помазать его маслом. А ангел спросил у них: «А что вы ищете живого с мертвыми?».

Какую жизнь вы хотите найти на кладбище в Пасху, в день праздника жизни, Воскресения? Там нет жизни, там смерть. Поэтому на Пасху на кладбище не ходят.

Для этого есть прекрасный день – Радоница, когда мы идём воздать долг памяти нашим ушедшим родным.

Христос Воскресе, дорогие земляки-северяне!

Даю своё согласие на обработку персональных данных на период получения рассылки новостей.