Фото: СеверПост / Нармина Титова
Сотрудники мурманских ателье, где работают мастера ещё советской школы, считают себя вымирающим видом. По их мнению, технология утрачивается, качественное образование исчезло, молодёжь в профессии не задерживается. В то же время молодое поколение с ними не согласно. Оно уверено, что меняются техника и условия, а дело их будет жить благодаря энтузиастам.
Как вспоминают старожилы, в советское время все семь этажей дома быта «Аметист» занимали пошивочные цеха. Людей работало много, но очереди в ателье всё равно были. Сейчас же специалисты в это сфере стали дефицитными.
Статистика показывает, что среди работников лёгкой промышленности одной из самых востребованных профессий в Мурманске и на Северо-Западе страны по итогам весны 2025 года стали закройщики. Спрос на них вырос на 33%.
Закройщик вырезает элементы одежды по лекалам, подгоняет выкройки под конкретные размеры, работает с различными тканями и сложными кроями.
Средняя предлагаемая зарплата для новых сотрудников весной текущего года составила 78 650 рублей в месяц при полной занятости.
Чаще стали требоваться портные: этой весной вакансий для них стало на 11% больше, чем весной 2024 года. Особенно ценятся мастера, работающие с индивидуальными заказами и сложными фасонами.
Средний уровень зарплаты, которую предлагают соискателям в СЗФО за полный рабочий день, составляет 155 161 рублей.
В советское время в Мурманске была служба быта. Она включала в себя парикмахерские, ателье, прачечные, сапожные мастерские. Работала фабрика по ремонту и пошиву одежды.
В свою очередь, у ателье было жёсткое разделение: одни занимались люксом, другие – трикотажем, третьи – бельём. Также существовали ателье мужской и женской верхней одежды, детские, форменной одежды, меховое. Всего их было около 40 штук.
Специалистов для них готовили в Мурманске в училище № 13. Сейчас это колледж сервиса. И по профессиям также существовало чёткое разделение.
«Если берём пошив одежды – это технолог обязательно. Как правило, они были с высшим образованием. Технологи отвечали за производство от начала и до конца, разрабатывали модели, - вспоминает одна из бывших сотрудниц советского ателье. - Художники-модельеры – это отдельные специалисты. Закройщики и мастера были отдельно для каждого вида работ. На скорняков учили отдельно. Не в каждом ателье был скорняк».
Специалистов выпускали с низшим разрядом, далее они распределялись по ателье и начинали работать под руководством мастера либо закройщика как ученики. Скорости работы никакой не было. Но со временем опыт нарабатывался.
Кроме того, между ателье проходили соревнования. В доме быта «Аметист» на втором этаже работал Театр моды с подиумом, где устраивали показы мод. Работали модели со своими режиссёром и звукорежиссёром.
«Это всё было очень серьёзно. Наши лучшие работы отправлялись в Москву, Ленинград. Были соревнования, присваивались звания «Лучший закройщик», «Лучший мастер», «Лучший художник» и т.д. Премии давали. У службы быта был свой пионерский лагерь. Это была мощная отлаженная система, которая работала, как часы», - говорит другая собеседница агентства.
В 90-е годы всё развалилось. Только самые инициативные смогли оправиться и начать своё дело. Сегодня же работает старая гвардия – пенсионерки, рассказали нам в одном из мурманских ателье.
«Я просила на практику самых толковых девочек. А они даже не знают, как полотно положить под машинку, и это третий курс, выпускницы. Причём, они совершенно не замотивированные», - с грустью отмечает сотрудница швейной мастерской.
«Технология будет утеряна лет через 5-7, - уверена она. - Как правило, на производстве процессы максимально упрощаются, раньше это называлось рацпредложение. Сегодня все оптимизируют».
Так, раньше очень много времени во время обучения уделяли утюжке. Это самое сложное в индивидуальном пошиве, заверяет собеседница.
«Мужская одежда, особенно когда у заказчика есть живот, вытягивается утюгом. Проклеить так, чтобы легло, это всё очень непросто, - объяснила она. - Каждая ткань утюжится по-разному, иногда отпарки недостаточно, есть ткани, которые можно только через поролон гладить, иначе ласы оставляются утюгом. Только мастер владеет такими знаниями».
«Когда мастер работает, у неё выверено всё по времени. Она знает, в какой момент после выполнения какой детали она включит утюг, чтобы, пока она её закончит, он нагрелся. Этот процесс и электричество экономить помогает, и время. Опытный мастер шьёт двое брюк за смену в восемь часов», - говорит другая собеседница.
Причём, проблема не только в самом процессе пошива. Раньше в России было 12 камвольных фабрик (которые выпускают костюмные ткани). Сейчас осталось две.
«Мы покупаем ткани в Белоруссии. Потому что российские ткани ГОСТы не выдерживают, они горят под утюгом, там нет заявленного количества шерсти», - пояснила мастер.
Есть сложности с ремонтом оборудования. По словам работниц ателье, в городе всего один толковый мастер. Они отмечают, что все сложности, о которых рассказывают, характерны не только для Мурманска, но и для всей страны.
А вот мурманский модельер Ксения Шахшаева не согласна с тем, что у профессий в этой сфере нет будущего.
«Технология не умирает. Я понимаю, почему они так говорят, потому что меняется технология пошива. Наше поколение её не настолько усложняет, возможно, поэтому им кажется, что мы ничего не умеем делать, - рассказала она. - У меня в штате работают люди разных возрастов. Прекрасно понимаю, что подходы у них разные».
Проблем с профильным образованием Ксения Шахшаева не видит, хотя признаёт, что действительно сейчас не учат, как раньше. Она уверена, что мастера вынужденно стали универсалами.
«Всё оптимизировали. Сейчас всё комбо. Техника идёт вперед, люди не шьют себе одну вещь на 10 лет, всё должно быть быстро и относительно дёшево. Сейчас ко всему легче относятся», - говорит она.
По её мнению, актуальность профессий в этой сфере пропадает, потому что сложно найти работу.
«В нашей экономической обстановке сложно вообще чем-то заниматься и расти. Рынок действительно переполнен и Китаем, и Узбекистаном, и другими странами. Сложно продать себя. Личный бренд надо создать, на это надо время. Я брала на работу студентов, которые хорошо были обучены, но они работали медленно. А медленная работа – это маленький оклад. Были ситуации, когда уходили в магазин».
То же самое говорят и в других ателье: зарплаты молодых работников в этой сфере пока не выдерживают конкуренции, и в итоге девушки уходят работать продавцами.
«Молодёжь сразу хочет зарабатывать, а для того, чтобы заработать, здесь нужно очень быстро обучиться технологии, обладать терпением и трудолюбием. Не хочу ничего плохого сказать о молодёжи, она просто сегодня по-другому мыслит», - резюмирует директор ателье.
Ксения Шахшаева же считает, что интерес к профессии есть у людей из креативных индустрий.
«Это отдельная категория людей, как технари, математики, креативщики. Реализоваться сложно, но не сложнее, чем в других сферах», - уверена она.
В общем, несмотря на разницу в подходах и мнениях, главное – чтобы костюмчик сидел. И чтобы было, кому его пошить.
Мамина шапка-кубанка, тулуп, как у дедушки в деревне, брюки клёш, словно с выпускного. Желание вернуться в девяностые и нулевые, хотя бы во внешнем облике, сегодня у северян проявляется всё чаще. Почему нас манит прошлое? Выяснял СеверПост. Потянуло на старое Не секрет, что мода циклична. Подобно истории, которая развивается по спирали, те или иные тенденции...подробнее
Жители 13 и 15-го домов по улице Чумбарова-Лучинского обратились к депутату от ЛДПР Станиславу Гонтарю с просьбой помочь с ремонтом детской площадки, расположенной в их дворе. Парламентарий встретился с мурманчанами и вместе с ними осмотрел проблемную площадку, которая была организована здесь в начале 90-х годов и с тех пор ни разу не ремонтировались. «Сегодня это...подробнее
Представьте: 2039 год. Вы садитесь в аэротакси и отправляетесь к себе домой – в одну из квартир новой очереди «Кольских огней». По пути пролетаете монументальное здание кампуса Арктического университета, отстроенный квартал на Жилстрое, мурманскую набережную Кольского залива. Сюжет, достойный фантастических фильмов, не правда ли? Ко Дню города СеверПост...подробнее
Помощник президента Владимир Мединский во время визита в Мурманск взорвал медийную повестку. 11 лет образования являются «непозволительной роскошью», нужно сокращаться. Вот что заявил далеко не самый последний человек в системе российского образования. Откуда взялась эта идея, кто воспринимает её в штыки, а кто приветствует. Мнения собирал СеверПост. Про...подробнее
C 1 марта этого года вступили в силу требования закона, которые обязуют оленеводов маркировать своих оленей. Обновлённое законодательство затронет около 55 тысяч голов оленей в Кольском Заполярье. Именно столько животных по различным данным содержится в хозяйствах Мурманской области. Как и зачем заполярные саамы теперь будут маркировать оленей, выяснял...подробнее
В преддверии наступления Нового 2024 года СеверПост обратился к известным в Мурманской области людям с просьбой ответить какое событие уходящего 2023 года стало для них самым главным. Как мы и ожидали, ответы получились не только конкретными и лаконичными, но и весьма разнообразными. Примечательно, что большинство из них связаны, так или иначе, с основной деятельностью наших...подробнее
Судя по всему, концепция «магазин у дома» в Мурманске сменилась на «бухло в каждый подъезд». Концентрация алкоточек в центре столицы Заполярья зашкаливает. Если раньше Мурманск считался рыбным городом, то сейчас туристы вполне могут сделать вывод, что это город алкоголиков. Журналист СеверПост прогулялся по улицам и посчитал количество магазинов с...подробнее
Внимание государства к Мурманской области в последние годы выросло. Реализуются крупные арктические проекты, работают федеральные бизнес-структуры, выделяются огромные деньги. А где есть деньги, есть и споры. СеверПост побеседовал с председателем Арбитражного суда Мурманской области Артёмом Драченом. О работе, нагрузке и личном. Артём Васильевич, регион включается в...подробнее
Новым руководителем Мурманского государственного технического университета 26 января стала Мария Князева, которая до этого работала проректором по научно-исследовательской работе Мурманского арктического государственного университета. О том, какие итоги можно подвести спустя всего неделю, об обучении в Школе СКОЛКОВО и ключевых задачах, которые сегодня стоят перед...подробнее
29 мая в Норильске из резервуара хранения ТЭЦ-3, принадлежащей ПАО «ГМК «Норильский никель», произошла утечка 21 163 тонн дизельного топлива. Ликвидация последствий аварии, согласно предварительному плану, будет проводиться до 2025 года включительно. В причинах случившегося разбирался эксперт, директор Экологического правового центра «Беллона»...подробнее
Для россиян решающая роль СССР в разгроме немцев в Великой Отечественной войне неоспорима. На Западе – историю все чаще трактуют иначе. Что об этом думают наши северные соседи? Помнят ли норвежцы, кто освободил Финнмарк? На эти вопросы нам ответил член норвежской федерации ассоциаций военных ветеранов, майор Торгейр Лёволд. - Что делается сейчас в Норвегии,...подробнее
Мурманская природоохранная прокуратура назвала виновного в потопе. Надзорное ведомство считает, что затопление промзоны - вина регионального министерства экологии. С такой трактовкой согласны не все. Есть мнение, что ответственность должны нести городские власти и сама прокуратура. «Следствием подтопления дороги явилось несвоевременное проведение...подробнее
На вышедшего в обеденное время подышать воздухом человека составляют протокол, а припозднившегося жителя дальнего посёлка отправляют в отдел полиции, из-за чего он останется в городе до утра. При этом полицейские сами зачастую не соблюдают норм противовирусной безопасности. СеверПост продолжает рассказывать о том, как работает система по борьбе с COVID-19 в...подробнее
То, что в инфекционном обсерваторе в Мурманске происходит что-то не то, уже давно было предметом городских пересудов. СеверПост удалось встретиться с мурманчанкой, которую после двухнедельной самоизоляции увезли в инфекционное отделение областной клинической больницы им. Баяндина. Девушка считает, что только чудом в больнице не вспыхнул очаг заражения CoViD-19. По мнению...подробнее
Профессия инженера снова в тренде. А диплом технического вуза гарантирует высокую зарплату. Не верите? А мы вам докажем! СеверПост продолжает совместный с Мурманским государственным техническим университетом проект о профессиях, которые можно получить в ведущем вузе региона. А всё для того, чтобы раскрыть подробности работы востребованных специалистов и ответить на...подробнее