Новости

2025-10-23, 19:18
Фото: СеверПост / Алена Гаврилова

«Я не рыба, я девочка!». Мурманский психолог о детской самооценке

За фразой «Мама, я плохой» в различных интерпретациях, услышанной от ребёнка-дошкольника, должен последовать правильный ответ. Какой? Об этом СеверПост рассказала педагог-психолог МБДОУ №104 Мурманска Олеся Зайченко.

Прежде всего эксперт отметила, что самооценка – не врождённое понятие. Оно формируется как ответная реакция на воздействие общества.

«Ребёнок, по сути, и не знает, хороший он или плохой. А понятиям «хорошо» и «плохо» мы обучаем его на протяжении всего дошкольного детства, – говорит она. - Если ребёнок в утвердительной форме говорит «Я – плохой», необходимо спросить его: как он об этом узнал. Всего один вопрос, и он поставит все точки над «i».

Наиболее важным для детей считается мнение родителей, бабушек и дедушек – близкого окружения, поясняет эксперт.

Если кто-то в семье, скажем, один из родителей, говорит о ребёнке негативно, он примет это на свой счёт.

«Дети сами о себе ничего не знают. Они – словно чистый лист: как мы скажем – так и есть, – уверяет Олеся Зайченко. - Если ребенок говорит, что так про него сказали в детском саду, нужно поговорить с педагогом, почему он позволяет себе подобные оценочные суждения в отношении малыша. Но чаще всего бывает, что педагог ничего плохого и не имел в виду. А ребенок уже считал это с позиции негатива. Например, воспитаннице ласково сказали «Рыба моя», а она обиделась и ответила: «Я не рыба, я девочка!»

Чаще всего дети не говорят в форме утверждения, что они плохие, а спрашивают об этом родителя. И тут уже важно, что по этому поводу скажет старший родственник.

«Если мама говорит убедительно: «Ты хороший», это очень важно ребёнку. Он понимает, что мир не так уж и плох. А вот если она отвечает что-то вроде «Ну конечно, ты плохой, ты одевался два часа, а теперь сырой до трусов», то у ребёнка складывается убеждение: всё, он точно плохой», – пояснила эксперт.

Она также напомнила о том, как всё-таки важно говорить ребёнку, что он хороший. Для дошкольника в возрасте около трёх лет это весомый элемент в становлении самооценки, указала психолог. Когда он становится старше, в дополнение выделяются другие качества: добрый, сильный, защитник – в случае с мальчиком, красавица, помощница – с девочкой.

Напомним, ранее психолог рассказала о причинах изменения поведения дошколят.


Читайте также: Северян предупредили о фейковых звонках из «военкомата»
Даю своё согласие на обработку персональных данных на период получения рассылки новостей.