Происшествия

2026-01-26, 14:44
Фото: ВКонтакте / Андрей Чибис

Неудобные вопросы «Россетям»

Энергетический коллапс, в который ввергнули Мурманск и Североморск заполярные сетевики, продолжается уже четвёртый день. И, как сказал на «оперативке» в правительстве региона губернатор Андрей Чибис, полное восстановление штатного энергоснабжения займёт не меньше недели. В связи с этим у СеверПост возникли конкретные вопросы к Мурманскому филиалу ПАО «Россети Северо-Запад».

 

Опоры из советской эпохи

 

Из пяти рухнувших опор на трёх линиях электропередачи две установлены в 1966 году, две – в 1982 году, и одна – в 1988 году.

Между тем, как сообщили в СУ СК по Мурманской области, «срок эксплуатации опор составляет 40 лет, после чего каждые 5 лет ЛЭП и опоры ЛЭП подвергаются техническому освидетельствованию». 

Кто и как реально освидетельствовал эти опоры? Каковы результаты? Какие выводы сделаны специалистами по результатам освидетельствования? И вообще, что-то новое появилось после развала СССР?

 

Отсутствие запаса карман не тянет

 

Когда пришла беда, оказалось, что в запасе у заполярных сетевиков нет ни одной опоры ЛЭП. Получается, то есть, резерв, как таковой, напрочь отсутствует?

Ранее в компании «Россетей» сообщили о том, что организована доставка новых опор из Ленинградской области и Республики Карелия.

Первые опоры из Карелии прибыли в Мурманскую область только к вечеру субботы.

Почему у Мурманского филиала «Россети Северо-Запад» не было в запасе ни одной опоры? Неужели денег не хватает для обеспечения резерва всего необходимого? Или обеспечение такого резерва не входит в перечень мероприятий по подготовке сетевиков к работе в зимний период?

 

Подайте, Христа ради, экскаватор

 

Как выясняется, к работе в зимний период оказался не готов парк необходимой техники в «Россетях». Её просто не хватает для полноценной работы по устранению последствий крушения опор.

Между тем, руководство филиала об этой своей проблеме стыдливо молчало в течение почти трёх дней. Обнаружилось это на оперативке у губернатора к вечеру воскресенья, то есть, через три дня после обрушения опор ЛЭП. Причём, о проблеме рассказали не сами «Россети», а их подрядчик.

Только тогда губернатор подключил Северный флот и частный бизнес – к месту аварии пошли вездеходы, кран и экскаваторы. Новые опоры ЛЭП и технику к местам аварии доставляют военные.

По какой причине Мурманский филиал не обеспечен необходимыми техническими средствами для выполнения своих обязанностей перед потребителями? Что помешало менеджерам «Россетей» вовремя и сразу запросить необходимую помощь техникой?

 

Ни дерьма, ни ложки

 

Более того, не только техники не хватает у «Россетей», но и специалистов для её обслуживания и ремонта. В этом глава Мурманского филиала Александр Комягин признался на сегодняшней «оперативке» в правительстве области.

Как оказалось, необходимый для производства работ 25-тонный кран вышел из строя, а ремонтировать его некому. Комягин сообщил, что там ищут на стороне инженера – специалиста по гидравлическим системам.

И вот тут на поверхность всплывает вопрос о компетенции руководителей предприятия. Губернатор Андрей Чибис обвинил Комягина в том, что тот не владеет актуальной информацией. Оказалось, что специалиста-гидравлика уже нашли, и МЧС доставляет его к месту работ.

Допустимо ли, чтобы столь серьёзную организацию, «Россетей», возглавляли менеджеры с недостаточным уровнем технической квалификации и управленческих качеств?

 

За чей счёт банкет?

 

Ущерб от произошедшего ещё предстоит подсчитать. Пока он только накапливается. Но его структуру можно определить уже сейчас.

В результате энергоколлапса выведено из строя оборудование котельных. В результате скачков электричества, по сообщениям северян в соцсетях, сгорела техника в квартирах – телевизоры, холодильники, компьютеры. А это всё вещи недешёвые.

Кроме того, в целях минимизации негативных последствий аварии для населения привлечены и продолжают привлекаться немалые финансовые средства из резервных фондов региона и муниципалитетов, и это огромные деньги, которым нашлось бы более разумное употребление, не случись столь масштабное ЧП.

Кто компенсирует эти непредвиденные затраты жителям пострадавших домов? Кто возместит израсходованные бюджетные средства?

«Россети» – компания с многомиллиардными доходами. Выручка ПАО по итогам 2025 года превысит 1,8 трлн рублей, сообщал в ноябре прошлого года генеральный директор компании Андрей Рюмин на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.

55,38% акций компании «Россети Северо-Запад» принадлежит ПАО «Россети», указано на сайте компании. 

По данным, отражённым в открытых источниках, выручка предприятия ПАО «Россети-Северо-Запад» составила 59,38 млрд рублей, а выручка, согласно международным стандартам финансовой отчётности, и вовсе превысила 62,7 млрд.

 

Но готова ли суперкомпания возместить весь ущерб, который образовался по её вине в Мурманской области?

 

Кому сидеть?

 

Как ранее сообщалось, СУ Следкома по Мурманской области возбудило по факту масштабной аварии уголовное дело по статье 293 УК РФ – халатность.

Глава СК России Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Мурманской области Андрею Ефремову доложить о ходе и результатах расследования уголовного дела.

Областная прокуратура с первых часов аварии взяла случившееся под свой надзор.

Очевидно, что без громких приговоров и, возможно, «посадок», это дело не обойдётся. Это не вопрос. Вопрос в другом: кто понесёт ответственность за случившееся?

Очень хочется верить, что крайними в этой истории не окажутся те рядовые инженеры и ремонтники, которые буквально вручную, в мороз и метель, затаскивают гигантские брёвна по непроходимому снегу, через болота, на вершины сопок.

Даю своё согласие на обработку персональных данных на период получения рассылки новостей.