Общество

2026-01-27, 18:36
Фото и видео: СеверПост / Алена Гаврилова

В темноте, да не в обиде

Так уж случилось, что в пору блэкаута больше всего досталось жителям Ленинского округа Мурманска. Тёмное во всех смыслах время они переживали по разному: одни просили помощи, другие – помогали сами. Во вторник, 27 января, губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил о полном восстановлении энергоснабжения. И так хотелось бы, чтобы после включения света человеческое тепло не пропало.

 

«Термосы в очередь!»

 

В минувшие дни для мурманчан заработал Центр культурного развития на улице Аскольдовцев. Учреждение недавно достроили и официально ещё не открывали. Здание приняло первых гостей по безрадостному поводу. 

В часы, когда гасли огни на соседних улицах – Инженерной, Чумбарова-Лучинского, Садовой, Успенского, Маяковского и Кирпичной, здание наполнялось людьми. 

Здесь были все радости для обделённого электричеством горожанина: тепло, свет и розетки, чтобы подзарядить гаджеты. В кафе предоставили возможность бесплатно получить горячий чай и перекус. В воскресенье, например, по словам волонтёров, там предлагали только бутерброды, но уже в понедельник в «меню» включили суп и гречу. Всем желающим наливали горячий чай, к нему любезно добавляли коржики и печенье. 

Можно было прийти и со своим обедом, а также воспользоваться микроволновой, которая, судя по всему, не успевала постоять без работы и 10 минут. 

Но, пожалуй, больше всего желающих было налить кипятка. 

«Термосы в очередь!» – улыбаясь, командовала одна из волонтеров. 

На «разливе» дежурили сразу несколько человек, наспех наполненные сосуды тут же сменяли новыми. 

 

«Не хочу домой!»

 

Почти в 22 часа в пункте помощи по-прежнему было многолюдно.

 - Сынок, пойдём домой, папа уже пришёл с работы! – обращалась женщина к подростку, играющему в телефон. 

- Не хочу, там скучно! – отмахиваясь от матери, отвечал он. 

Кафе центра, несмотря на столь поздний час, напоминало зону фудкорта в каком-нибудь торговом центре.

 - Суп? – мальчишка лет десяти нехотя брал в руки ложку

 - Не в ресторане, – отвечала ему мама.

 - Вкусно, – тут же одобрительно закивал сын. 

Возле розеток тоже наблюдался аншлаг: 

«А что, надо со своим приходить?» – указывая на зарядное устройство интересовалась у случайного знакомого пенсионерка. 

В противоположном крыле здания тоже было шумно: играли дети. Стучали шары настольного бильярда, мерцал экран проектора, по которому показывали мультфильмы. 

«Боевой» дух северян поднимали песнями в живом исполнении. 

 Сюда приходили по двое-трое человек, порой целыми семьями. 

 

Битва за пайки

 

Волонтёры признались СеверПост, блэкаут поставил их перед серьезным выбором: кому из обратившихся выдавать продукты. 

«Люди приходили с разными помыслами, – рассказала начальник Центра гражданского единства и этнокультурного развития народов России Елена Титаренко. -  Шла настоящая битва за пайки, причём приходили люди, которые выпили и надо закусить. Прямо с откровенным выхлопом алкоголя. Привозили горячее питание: пожалуйста, приходите, ешьте здесь. Но они же с собой просили, и видно, для чего. Надо было выбирать, либо я сейчас маме это дам, которая завтраком накормит ребёнка, либо - на закусить. Я открыто  говорила: да, продукты выдаём выборочно». 

По словам руководителя, определённого норматива по пайкам на центре не было: «когда 20 привозили, когда 40 – 50». Это те наборы, что собирала администрация города, что-то выделяли торговые сети. 

«Вот кашу привезли, целый бак!» – указывала во время разговора собеседница.



Обогрели и накормили

 

С особенным трепетом в центре встречали пенсионеров. 

«Приходила бабушка с двумя палочками, с больницы только вышла, вот прямо дошла сюда. Усадили, раздели, напоили, накормили - всё по высшему разряду», – рассказала Елена Титаренко. 

Руководитель пункта пояснила: работу начали с воскресенья. 

«Выходной день. Просто здесь не протолкнуться было! Пришло, по-моему, 300 с лишним человек. Считали по порциям, по чаю, по стаканчикам…» – дополнила она. 

Пенсионеры, в особенности те, что живут в квартирах с газовыми плитами, приходили в центр просто пообщаться: не сидеть же дома в одиночку в ожидании света!

Родители оставляли детей, чтобы съездить по делам, что-то купить. Для самых маленьких установили пеленальный столик. 

«Пригляд есть, здесь светло, тепло, – говорила Елена Титаренко. - Мамочка приходила, дома страшно детям. Можно? Да конечно, можно, для вас все и приготовлено! На пеленальном столике раздели одного, с другим - волонтер помог дойти до кафе, согрели еду, пожалуйста!»

Многие из волонтёров – студенты сузов, отправленные на дистант в связи с ситуацией. Ребята из медколледжа, например, занимались с детьми. В числе помощников – обучающиеся строительного колледжа. 

 

«Благодарность чувствовала»

 

Представителя добровольной народной дружины, и по совместительству участницу ансамбля Arctic Band Юлию Ананченко в момент подготовки материала мы встретили прямо за работой. 

«Я, честно говоря, первый раз здесь.  Впервые увидела эти стены, – призналась она. - Несмотря на то, что помещение небольшое, очень уютное».

По словам Юлии, в центре она вместе с единомышленниками «защищала покой граждан» и была на подхвате у людей, которые предоставляли гуманитарную помощь. 

Собеседница информагенства поделилась наблюдениями, что настроения у людей в пору блэкаута отмечала очень разные: от нескрываемой агрессии до готовности помочь. 

«Такое ощущение, как будто в эти дни Мурманск разделился на два разных города. Вот я живу в Первомайском округе, там свет был, у меня прекрасные условия, отопление. Там многие вообще не понимали что происходило», – высказалась она. 

Собеседница поделилась, что, хоть земляки из северной части города и оказались в сложной ситуации, злобы с их стороны она не заметила:

«В основном, я наблюдала взаимовыручку. Благодарность чувствовала. Не было такого, что вы мне все должны». 

Даю своё согласие на обработку персональных данных на период получения рассылки новостей.