Фото: СеверПост / Нармина Титова
Северный флот хочет закрыть Кольский залив для маломерных судов. Логика такая: их сложно отличить от безэкипажных катеров. Однако альтернатива фактически не предлагается. Людей хотят выселить туда, где инфраструктуры, по сути, нет.
«Пешком в резиновых сапогах…»
Позиция «закрыть и запретить» по понятным причинам не находит понимания у представителей туристической сферы, судовладельцев и рыбаков-любителей.
Маломерным судам предлагают список возможных мест стоянки и выхода в акваторию Баренцева моря и Кольского залива. Это Териберская губа, Лиинахамари, Трифонов ручей, Ура-губа, губа Кутовая, губа Долгая-западная.
Казалось бы, вариантов много. Вот только в реальности всё не так красиво, как на бумаге.
Ведь «маломерки» – это не только резиновые лодки, которые обычно называют «гандонным» флотом. Это суда не более 20 метров длиной с общим количеством людей не более 12.
То есть под определение подходят и моторные лодки, и катера, и яхты, в том числе, туристические.
Аттестованный гид Владимир Онацкий рассказал СеверПост, что на данный момент по Кольскому заливу и так много действующих ограничений.
«В частности, маломерным судам с первого ноября до середины весны запрещено выходить в Баренцево море без технического средства контроля (ТСК) – это спутниковое оборудование, которое автоматически передает информацию о местоположении судна. По сути, запрет и сейчас существует. Фактически туристического судоходства в зимнее время года по заливу нет. Если они ещё и летом запретят, то это полный провал», - уверен Онацкий.
Он объяснил, что пограничники, благодаря оборудованию, и так видят, кто и где идёт, а потому перепутать «маломерку» с безэкипажным судном невозможно.
«В Териберке все суда с ТСК. Вопрос, что имеется в виду под запретом этим. В Териберке есть три причала, а в Ура-губе причал продали предприятию аквакультуры. Его теперь нельзя использовать «маломеркам». Люди пешком в резиновых сапогах идут к кораблю, либо на лодке доставляют», - напомнил он.
Обсуждение и чёткие правила
Кольский залив исторически был местом рыболовства. Никто не отрицает, что необходимо соблюдать правила пользования маломерными судами, правила рыболовства, требования пограничного управления при выходе в море и Северного флота при проведении учений.
Безопасность важна, но люди хотят чётких правил. И сейчас «маломерки» регистрируются перед сезоном, перед выходом в море докладывают в дирекцию порта, уведомляют пограничников, во сколько начинают движение и куда направляются.
Оперативный комментарий от министерства туризма и предпринимательства Мурманской области по ситуации получить не удалось. Но известно, что по этому вопросу уже собирались и о чём-то разговаривали. Причём, встреча, судя по всему, проходила узким кругом, и о чём договорились - не понятно.
«Ключевой момент - это координация, в том числе, и с местным населением с большой «флотилией» маломерного флота. Но, видимо, «оперативно реагировать» - это запретить, упразднить и т.д… Где общественные обсуждения? Или сейчас голосуют только за благоустройство, скверы и детские площадки?», - спрашивает северянин Виталий.
И подчёркивает, что вопрос действительно требует обсуждения и принятия оптимального решения.
На носу сезон трески. Что сейчас делать рыбакам со всей страны, которые уже забронировали тур в Мурманск? Что делать тем, для кого такие туры – семейный доход?
А экономику куда?
На последствия таких решений для туризма и науки указывают и члены морского яхт-клуба «Калипсо», что под Североморском. Они призывают сохранить свободный выход судов в открытое море.
«Закрытие выхода в Кольский залив и Баренцево море нанесёт серьёзный удар по изучению природы и развитию туризма. Без возможности свободно посещать морские территории невозможно полноценно исследовать подводный мир, проводить научные исследования экосистем, наблюдать за редкими видами животных и растений», - напомнили в клубе.
По мнению владельцев яхт, закрытие Кольского залива лишит регион перспектив развития экологического и познавательного туризма, активного отдыха и экскурсионных маршрутов, что приведёт к снижению интереса туристов и упадку местных экономик.
Системная проблема
Есть и другая сторона медали – та самая инфраструктура, которой нет. И, похоже, не предвидится.
По сути альтернативный список стоянок - это просто точки на карте. В большинстве из них нет ни стоянок для «маломерок», ни причалов, ни слипов, где можно спустить катер.
А там, где есть хоть что-то, например, в Териберке, судовладельцам придётся каждый сезон продавать по почке.
Так, в прошлом году в Териберке поставить на охраняемой стоянке на земле рыбацкую лодку стоило примерно 150 тысяч рублей в месяц. Тогда как в Дровяном - 300 рублей в день.
Системно на уровне региона никто не занимается развитием инфраструктуры, считает мурманский эксперт по созданию и эксплуатации береговой портовой инфраструктуры Юрий Тимохин.
Сам он в 2005-2007 годах реализовал проект по созданию пункта базирования маломерных судов в Горячих Ручьях (ЗАТО Александровск). Также он в 2005-2022 годы занимался пунктом базирования и обслуживания судов «Паллада» в Трёх Ручьях.
Ещё одной проблемой Тимохин назвал то, что и большой, и маленький флот сконцентрирован в Мурманске.
«Сейчас ещё и безопасность добавилась. Надо создавать условия, чтобы маломерным судам было удобно на побережье. В ЗАТО Александровск проблема не снята. Жителям Снежногорска военные запретили плавать через акваторию судоремонтного завода «Нерпа». Тот же самый Полярный - губа Кислая - там кооператив высылали с причала в Горячие Ручьи», - рассказал эксперт.
Он напомнил, что единственное место, где можно было базироваться маломерщикам в Ура-Губе, перешло в собственность рыбоводов, а плавмастерскую пришлось перенести вглубь бухты, где есть ограничения по приливу и отливу.
«Запрещать и всех выгонять – это не метод. Маломерным судам нужны парковки с электричеством, желательно плавучие причалы, чтобы дорога туда была. В Дальних Зеленцах, Гранитном, Горячие ручьях есть место для «маломерок», но нет дорог», - резюмировал Тимохин.
Чем закончится эта история – пока не ясно. Но попытка закрыть Кольский залив – уже не первая. При этом системные проблемы так и остались нерешёнными. Какой смысл развивать туризм, заманивать гостей в регион рыбалкой и китами, если на местах не созданы элементарные условия?
В результате оптимизации сети образовательных учреждений Мурманска, всех этих слияний, укрупнений, присоединений и объединений в областном центре опустели сразу пять зданий детских садов и помещения детсада в жилом доме. СеверПост заинтересовался судьбой этой завидной недвижимости. По информации, которую СеверПост получил из администрации города-героя, ребячьи голоса...подробнее
Так уж случилось, что в пору блэкаута больше всего досталось жителям Ленинского округа Мурманска. Тёмное во всех смыслах время они переживали по-разному: одни просили помощи, другие – помогали сами. Во вторник, 27 января, губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил о полном восстановлении энергоснабжения. И так хотелось бы, чтобы после включения света человеческое...подробнее
Как изучение защиты электродвигателей помогает развивать Арктику, и какой заботой необходимо окружить особенных малышей Севера? Ответы на эти и другие вопросы – в материале СеверПост. Ключ к освоению Арктики Студент, по определению, существо любопытствующее, а потому дипломы и проекты молодёжи в вузах зачастую поднимают актуальные вопросы человечества....подробнее
Инициатива общественников об изменении графика работы детских садов стала настоящим «порталом в ад». Одни считают, что долгий день нужен исключительно тем, кто «рожал для пособий». Другие убеждены: массовый «пристрой» дошкольников в неурочное время государству мало интересен. Мнения северян по этому поводу собирал...подробнее
19 января все православные отмечают большой праздник, один из двенадцати главных христианских праздников – Крещение Господне. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. С праздником связаны как добрые традиции, так и устойчивые заблуждения. Настоятель мурманского храма Спаса на Водах, секретарь епархиального управления протоиерей...подробнее
Индустрия подержанных вещей становится всё популярнее, а «охотников» за уникальными, пусть и бывшими в употреблении, вещами становится больше. Почему северяне взяли в моду донашивать за кем-то, выяснял СеверПост. Жизнь в чужих брюках «Каждый снимает стресс по-своему: кто-то любит ходить в баню, кто-то смотрит сериалы или занимается спортом....подробнее
Длинные новогодние каникулы мало располагают к систематическому чтению новостных лент. Оливье, телевизор и диван – слишком сильные аргументы в пользу сытой праздности. СеверПост решил прийти на помощь землякам и напомнить о самых громких событиях Новогодья в Мурманской области. Морозы Экстремальные по силе и продолжительности морозы на Кольском полуострове...подробнее
Что объединяет улицу Ленинградскую, площадь Пять Углов, центр «Родина», новый корпус онкодиспансера в Мурманске, дворец культуры «Восход» в Никеле? Все они не сданы в срок. Почему так выходит, выяснял СеверПост. Опрошенные эксперты строительной сферы отметили, что на работы влияет рост цен, длительные задержки доставки материалов и оборудования,...подробнее
В российском обществе укоренилось одно любопытное противоречие. Многие наши соотечественники, можно даже сказать, большинство, считают себя людьми воцерковлёнными, но в то же время не знают ни одной молитвы. Однако это вовсе не мешает широко отмечать Пасху и крестить детей. И на венчание в наши дни решаются ровно по такому же принципу. Что по этому поводу думают...подробнее
6 января у православных россиян Рождественский сочельник, или, если официально – навечерие, то есть, день накануне праздника Рождества Христова. Суть предстоящего праздника, его отличие от встречи Нового года, его значение в жизни всего человечества в беседе с СеверПост раскрывает настоятель мурманского храма Святого великомученика Пантелеимона, секретарь архиерейского...подробнее
Предновогодняя пора – традиционное время корпоративов. Часто, уже вскоре после начала, предпраздничные посиделки с коллегами перестают быть томными и оборачиваются множеством историй, о которых порой и вспомнить стыдно. Курьёзные рассказы собирал СеверПост. «Кто-то из нас летит в Ленинград» Семь лет назад новогодняя вечеринка для...подробнее
Почему Дед Мороз не всегда передвигается на оленях? Почему таксисты отказывают новогоднему волшебнику с внучкой и с какими несказочными проблемами они сталкиваются под Новый год, в материале СеверПост. «Быть Снегурочкой — и праздник, и работа» Людмила Белая последние пять лет новогодние праздники посвящает тому, что дарит радость детям и взрослым....подробнее
С нового 2026 года жителей Заполярья ждут изменения, которые затронут кошелёк, быт и социальную сферу. Рост одних тарифов власти стараются компенсировать увеличением доходов для отдельных категорий и введением новых льгот. СеверПост собрал все ключевые нововведения, которые начнут действовать в Мурманской области с 1 января и позже. Питание в школах и...подробнее
Их легко найти и невозможно забыть – так мурманские таксисты, работающие в новогоднюю ночь, отзываются о своих пассажирах. Для многих автолюбителей, занимающихся извозом, первый праздник года – не только самое хлебное время, но вместе с тем и самое богатое на впечатления. В какие только истории не попадали заполярные шофёры! Подробнее – в материале...подробнее
В преддверии наступления нового, 2026 года, СеверПост обратился к целому ряду известных и уважаемых в Заполярье людей с одним вопросом: «Чем главным Вам запомнится уходящий 2025 год»? Интересно, что северяне во многом не отделяют свои личные впечатления и воспоминания от своей работы, своей общественной жизни, жизни всего региона. И поэтому в ответах на этот вопрос...подробнее