Мнения

2015-03-12, 08:07

20 миллиардов нашего долга

Долг Мурманской области достиг рекордных размеров — 20 миллиардов рублей. Это почти половина годовых доходов региона. На каждого жителя  по 26 тысяч рублей долга. При этом еще шесть лет назад, при губернаторе Юрии Евдокимове, область жила по средствам и в крупных кредитах не нуждалась. Что происходит и какова вероятность введения внешнего управления регионом? Юрий Евдокимов согласился вместе с СеверПост проанализировать сложную ситуацию с финансами.

- Юрий Алексеевич, спасибо, что нашли время встретиться и ответить на наши вопросы. Скажите, могли бы вы пояснить, почему госдолг Мурманской области так резко вырос за последние два года? Снизились доходы, ушли крупные налогоплательщики?

- Чтобы ответить на ваш вопрос, нужна короткая предыстория. Я в свое время, считал принципиально невозможным брать крупные внешние заимствования, если в перспективе не просматривались четкие и надежные источники их возврата. Область передавал без долгов (500 млн руб. на графике Минфина – не долг, а поручительство региона перед Сбербанком РФ за ТЭКОС, закупивший топочный мазут для нужд населения в декабре 2008 года).

Поэтому, не очень понимал, зачем надо было с такой скоростью (до 6,5 млрд руб.) наращивать долги в 2009-2010 гг. Областной бюджет был сбалансирован, доходы его, несмотря на кризис 2008 года, удалось даже повысить. Скорее всего, новой команде надо было о себе заявить, а для этого нужны были деньги. Но и тогда, не одобряя таких действий, я обратил внимание на несомненный профессионализм финансового блока приезжих управленцев: кредиты брались на 85 процентов в Минфине РФ, с которым, в случае чего, всегда можно договориться. И, кроме того, по графику видно - делались конкретные попытки платить по долгам.

Пришедшей им на смену в 2012 году команде нынешнего губернатора пришлось намного сложнее. Она попала под асфальтовый каток. Сейчас уже не вспомнить, кто из губернаторов в стране первым свой телевизионный отчет В.В. Путину о выполнении майских Указов начал с доклада о резком повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. Дальше остальным поступать по-другому уже было и неприлично, и недопустимо.

Все разом забыли, что президент России 7 мая 2012 года подписал сразу 11 Указов, важнейшим из которых, на мой взгляд, был Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», где предусматривалось в разные сроки и создание 25 млн рабочих мест, и резкое увеличение доли инвестиций, и повышение производительности труда в 1,5 раза, и многое другое. Эти меры и должны были дать средства бюджетам для решения социальных задач или, при худшем стечении обстоятельств, компенсировать авансовые затраты регионов на поддержку социального сектора.

Но ждать было некогда. Губернаторы, не имея бюджетных ресурсов, начали повсеместные заимствования, чтобы не выглядеть хуже других. При этом не учитывалась ранее достигнутая зарплатная база в разных регионах, с учетом которой можно было бы смягчить скачки и сократить расходы.

Наша область продержалась всего полгода, и затем долги действительно начали резко, особенно в 2014 году, расти (до 20 млрд руб.).

И это особенно странно, так как уже и глава государства в новых социальных и политических условиях с некоторой иронией, как мне кажется, относится к этим бодрым докладам.

- Каковы все же причины такого большого долга?

Первая, очевидная: снижать достигнутый уровень зарплат в социальной сфере нельзя, за это спросят; денег взять из бюджета не получается; остается один путь – занимать!

Вторая причина известна вам и так: переход крупных холдингов (их у нас в регионе очень много) на расчеты с Федеральным бюджетом в формате единого налогоплательщика ударил по региональному бюджету, его собственной доходной базе.

Третья причина, предположительная: Минфин РФ не может гарантировать возмещение потерь собственных доходов бюджета области за счет финансовой помощи из Центра, и потому дал отмашку на привлечение коммерческих кредитов в банках. А дальше, мол, будет видно.

Четвертая, фантастическая: правительство области вознамерилось реализовать очень крупный инфраструктурный проект, который принесет наконец-то и рабочие места, и объемы производства, и много налоговых поступлений в бюджет. Но что же это за проект, требующий столько денег? Напомню, наш относительно новый мост через Кольский залив со всеми береговыми подходами и примыканиями в итоге обошелся в 3,2 млрд руб. Конечно, масштаб денег сейчас несколько иной, но общее представление о возможном вложении такой «кучи» заемных средств этот пример дает.

Есть и еще некоторые предположения, но говорить о них пока преждевременно.

- На сайте Минфина опубликованы данные по всем регионам. Например Северо-Западный федеральный округ: долг Санкт-Петербурга - 17 млрд рублей, у Ленинградской области – 10 млрд, у нас – 20 - это показательно?

- Не очень. Есть примеры значительно больших размеров долга, чем у нас. Например, в Белгородской, Калужской, Липецкой, Нижегородской областях, Алтайском, Краснодарском крае, Удмуртии. Но там средства, главным образом, вкладываются в стройки, развитие села, инфраструктуру, в том числе свободных экономических зон, в жильё; в Псковской области, например, - в гигантский животноводческий, перерабатывающий и племенной комплексы в Великих Луках с выходом его продукции на всю Россию и т.д. Я совсем недавно все это видел своими глазами и, не скрою, сравнивая с родной мне областью, завидовал. Эти вложения определенно дадут реальную отдачу очень скоро и уже дают.

И совсем другое дело, когда регион, ничего реально полезного не создавая, берет в долг деньги, в основном - на зарплату, на проедание, и все они, как говорят отдельные циничные банкиры, уходят в унитаз. У такой практики нет будущего.

Но вернемся к вашему вопросу. Он был бы более интересен, если бы на названные вами цифры наложить данные о доходной части бюджетов этих же регионов. Сравните: у Санкт-Петербурга доход - 415 млрд, долг - 17 млрд; Ленинградская область – 90 и 10; Мурманская область – 46 и 20 млрд руб. Это действительно впечатляет, и даже очень.

- Обратимся к графикам роста долгов. Вот, например, Карелия - у нее тоже есть «внутренний» долг, и он тоже растет, но растет плавно на протяжении пяти лет, у нас же - резкий скачок. Почему?

- У главы Карелии Александра Петровича Худилайнена - гигантский опыт управленческой работы на муниципальном уровне. Он возглавлял долгое время крупный Гатчинский район, затем законодательное собрание Ленинградской области, а до этого пахал на хозяйственной работе. Уверен, что у него за это время уж точно выработались принципы: «Жить по средствам» и «Кредит портит отношения». Поэтому он берет в долг только в крайнем случае и на самое необходимое. Такая практика, скорее всего, из области управленческих компетенций, разумной предусмотрительности и профессионализма.

Не могу не вспомнить, у меня всегда была опора именно на такие кадры. Первая волна пришедших со мной управленцев: Малинин, Селин, Лунцевич, Бережной, - имели очень прочные навыки работы как в городах и районах области, так и на региональном уровне. Им на смену пришли Гурьянов, Чистова, Воробьев, Максимова - тоже сильнейшие муниципальные управленцы. Их творческий потенциал только надо было поддерживать, их идеи приносили немало интересных проектов, которые прямо или опосредованно позитивно влияли на состояние регионального бюджета и позволяли сводить его основные параметры, без особых внешних заимствований.

- Как удавалось вам держать баланс доходов и расходов регионального бюджета?

- С гигантским напряжением. Чтобы не сложилось мнение, что моей команде было проще, приведу только два примера:

- в середине 90-х годов бюджет порой был совсем обескровлен, и мы с Сергеем Никитаевым, тогдашним руководителем управления финансов области, поздними вечерами лично расписывали по десятку тысяч бюджетных рублей на бензин для машин «Скорой помощи», коммунальной, патрульно-постовой и газовой служб, пожарной охраны, ГАИ и автодорожной службы и т.д., чтобы не остановить жизнь в регионе;

- в середине 2000 гг. цена на никель на Лондонской бирже упала почти ниже себестоимости его производства. А Кольская ГМК формировала тогда до 30% областного бюджета. Мы уезжали жить в Москву, не выходили целыми днями из центрального офиса ГМК «Норильский Никель», но своего добились: вклад цветников в бюджет региона почти не изменился.

Главной задачей всей команды губернатора было укрепление бюджета, всё остальное - вторично.

По поводу заимствований работали только с Минфином РФ, и то нечасто. Крупный коммерческий кредит (1 млрд руб.) взяли только один раз в 2007 году в ВЭБе на операционный блок с ЦСО областной клинической больницы, которым и сегодня нет равных на Северо-Западе России. Исходили из того, что берешь в долг чужие деньги (а желающих дать их под гарантии бюджета всегда было предостаточно), а отдавать придется свои, да еще ежегодно обременять бюджет расходами на его обслуживание.

Боролись в разное время по разному за каждого налогоплательщика:

- воспротивились ликвидации одной из промплощадок в Мончегорске и Печенгском районе ГМК «Норильский Никель»;

- не допустили закрытия Кандалакшского алюминиевого завода; более того, настояли на его серьезной реконструкции;

- выступили вместе с областным УВД и ОМОНом против рейдерского захвата Оленегорского горно-обогатительного комбината московской мутной компанией «Ваш финансовый попечитель», когда уже «Северсталь» смирилась с его потерей. В результате, руководству этой крупнейшей в стране компании стало неудобно отказывать нам в требовании начать процесс подземной добычи руды на этом комбинате, что сохранило и ему, и городу Оленегорску жизнедеятельность еще на 15-17 лет (по-моему, сейчас дела в Оленегорске и на «Олконе» снова крайне плохи).

- объявили моим постановлением умиравший и никому в стране по тем временам ненужный атомный ледокольный флот собственностью Мурманской области. Мера была заведомо неправомочной, но, как оказалось, очень эффективной. Ледоколы без проволочек были переданы в трастовое управление Мурманскому морскому пароходству (эра «Росатома» наступила значительно позже), и тем самым была спасена целая отрасль со всеми сопутствующими службами, производствами и, естественно, персоналом.

- и уж важнейший сектор - предпринимательство. Об этом можно написать отдельную книгу. Предприниматели были всегда нашей палочкой–выручалочкой. Взамен просили немного: быстро реагировать на изменения в федеральном законодательстве, сокращения числа неправомерных проверок, четкой местной нормативной базы, обычного человеческого внимания, защиты от наездов, справедливых тарифов на аренду, землю и энергоресурсы, и, естественно, бережного отношения к кадрам. Мы делали для них очень много; не скрою, далеко не все удавалось.

Но по общему настроению в бизнес-сообществе, по скупым оценкам региональных первопроходцев – предпринимателей Боглаева, Зимницкого, Калмыковой, Гусенкова, Касаткина и многих других, – я твердо знал, что мы на правильном пути.

Все эти и другие совершенно конкретные действия позволяли ежегодно прирастать областному бюджету в среднем на 4-7 млрд рублей. Взгляните на спецсводку, которую мне готовили ежемесячно и в которой для меня самыми важными были строки «Прочие предприятия», где учитывалась предпринимательская сфера и строка «Собственные доходы» (голубой цвет).

Продумали, согласовали с Облдумой, и реализовали 4-сторонние соглашения с владельцами крупных предприятий, работающих на нашей территории. Ценой незначительных преференций в адрес бюджетов моногородов (Мончегорск, Никель, Ковдор, Полярные Зори, Апатиты, Кировск, Оленегорск), обеспечиваемых ГМК «Норникель», ОАО «Еврохим», Росатомом, ОАО «Фосагро», ОАО «Северсталь» область ежегодно получала за счет этих соглашений на распределение дополнительно 3,5-4,0 млрд руб., в основном, в денежной форме.

Не позволяли бездумно тратить деньги на нужды госуправления. Аппарат областной администрации был самым скромным по численности (кроме Ненецкого округа) на всем Северо-Западе. Ценой постоянных споров с депутатами Облдумы, я не соглашался с увеличением численности депутатского корпуса (было 24 депутата), настаивал и добивался избрания только трех заместителей председателя Думы. Посчитайте, сколько сейчас тех и других, - вы удивитесь. Конечно, пришедшим нам на смену руководителям исполнительной власти так проще и спокойней, но тогда причем здесь разговоры о борьбе с неоправданными расходами бюджета.

Я пока перечислил только некоторые направления, связанные с укреплением региональных финансов и недопущением образования долгов, чем должен по Уставу области заниматься каждый ответственный руководитель региона со своей командой.

Но есть и другие пути, хлопотные и беспокойные, которыми, в принципе, губернатор может и пренебречь, и его за это никто не осудит. Но именно эти пути, кардинально снижая нагрузку на бюджет, высвобождая его ресурсы на другие социальные нужды, одновременно позволяют сделать массу полезных, порой жизненно необходимых дел в интересах конкретных людей.

Так, помощь гарнизонным городам, военным морякам и пограничникам в качестве шефов оказывают почти 100 республик, краев, областей, городов, госкорпораций и банков в рамках Ассоциации шефства над кораблями и частями Северного флота, задуманной и реализованной нами;

- сотни детей, страдающих тяжелыми недугами, прооперированы и вылечены за счет средств неравнодушных людей, откликнувшихся на нашу инициативу и принявших участие в акции «Спаси ребенка». Более чем в 600 семей, уже отчаявшихся увидеть своих детей здоровыми, вернулось счастье, а бюджетные деньги при этом не потрачены; отнесите сюда же спец-рюкзачки для инсулинозависимых детей и многое другое, что было сделано по линии безвозмездной помощи;

- проблемы 80 сирот мы нашли способ, минуя расходы регионального бюджета, частично решить за счет норвежцев и построить «Детскую деревню SOS» семейного типа в Кандалакше;

- нам удалось избежать обязанности вносить свою долю и сэкономить более 1 млрд руб. для областного бюджета при строительстве моста через Кольский залив, - это отдельная и очень познавательная для молодых руководителей история;

- я сейчас с горечью иногда читаю всхлипывания по поводу сохранения для будущих поколений атомохода «Арктика». Мы не хлюпали носами, а создали попечительский Совет и без участия бюджета, за счет патриотов – руководителей предприятий и впоследствии примкнувшего «Росатома», отремонтировали списанный плавпричал, полученный от подводников Западной Лицы, поставили атомный ледокол «Ленин», приведенный в порядок тоже на народные деньги, на вечную стоянку у Мурманского морвокзала, безвозмездно подарив городу при этом еще и 80 п.м. набережной;

- на ежеквартальные корпоративы руководители предприятий стремились попасть любой ценой и, конечно, не для того, чтобы развлечься или чего доброго, почесать кулаки. Там они получали награды. Не за тонны километры, кубы или миллионы руб. прибыли. Их за это есть кому поощрять. Мы же награждали за то, что в Ковдоре, например, в детском приюте Ковдорский ГОК заменил неудобные ванны на душевые кабины, «Севморнефтегазразведка» через «не могу» держала на своих плечах хоккейный клуб в Мурманске, Кольская АЭС сделала для горожан Полярных Зорь прекрасную горнолыжную трассу с подъемниками, а ОАО «Апатит» за свой счет отремонтировал городской стадион в Апатитах. И так далее. Особо отмечу, что эти корпоративы руководители крупных предприятий с готовностью проводили на своей базе и за счет своих компаний.

Можно было бы продолжать, но достаточно. В основе всей этой работы были две главные цели: сделать дело и сэкономить бюджетные деньги.

Все зависит от инициативы, творчества неравнодушных людей. Разбудить в них эти ценнейшие качества важнейшая функция первого руководителя. И не работают здесь никакие ссылки на изменившиеся времена. Время, действительно, изменилось, и люди у руководства региона другие, а проблемы те же - и решать их придется. И никто за руководителей регионов этого не сделает.

- Скажите у региона есть шанс погасить такой долг, какие инструменты для этого существуют или это нереально?

- Думаю, что ничего нового не скажу. Механизм прост: взял кредит - строго в определенный срок и четко прописанную в договоре сумму, с учетом процентов, верни. Не можешь, задействуй инструменты: возьми кредит в другом банке и рассчитайся со мной. Или перекредитуйся у меня же, но под более высокий процент. И то, и другое - удавка на горле региона.

Беда нашей области в том, что структура долга перевернулась вверх ногами: теперь доля коммерческих банков в нем составляет более 80 процентов (данные по итогам 2013 г.), а эти ребята ни на пролонгацию, ни на реструктуризацию долга, в отличие от Минфина РФ, не пойдут, особенно в нынешних условиях.

Не буду забивать вам голову расчетами, но при нынешнем размере долга и стандартных сроках его возврата (если больше кредитов не брать и взять за правило своевременно рассчитываться с банками-кредиторами), у правительства Мурманской области ежегодно 1-1,5 месяца все хозяйство региона будет полностью лишено финансирования. Отсюда вывод, - самостоятельно погасить такой долг не удастся, если только опять не занимать или в ближайшее время не стать нефте-газоносным регионом.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Об одном из них, я как-то уже говорил журналистам в Мурманске. Минфин вносит предложение (под давлением региональных лидеров, естественно) гасить долги коммерческим банкам 50 на 50, используя, к примеру, с разрешения президента РФ средства Резервного фонда.

Оставшиеся в обязательствах области 10 млрд рублей - тоже не подарок, но свет в окошке все же появится.

Это не фантазии и не хотелки. В конце 90-х, когда долги по детским пособиям (их финансирование не было четко прописано Федеральным Законом) достигли 170 млн руб. И это в тех деньгах!). И когда ситуация стала невыносимой, после массы скандалов Минфин РФ выделил всем регионам 50% суммы этой задолженности.

По условиям этого соглашения еще 85 млн руб., скрипя зубами, мы предусмотрели в областном бюджете. Проблему закрыли, все облегченно вздохнули; но через 1,5 года 85 млн руб. федеральной доли под жесточайшим давлением министерства финансов мы вынуждены были вернуть по оформленному задним числом договору на бюджетный кредит.

И все же, несмотря на такой финал, опыт решения подобных проблем с помощью Федерального центра есть, и на этот рычаг надо, не стесняясь, нажимать.

- Скажите, а на обычном обывателе как-то отражается сумма госдолга региона?

- Самым прямым образом. Долг – это внешние заимствования страны, региона, города, семьи для обеспечения своих насущных потребностей и обязательств, которые профинансировать из постоянного легального дохода бюджета не представляется возможным. Взяв заем, ты обязан тут же в своем бюджете, следующего за этим периода, предусмотреть расходы по обслуживанию долга (возвраты, проценты и т.д). То есть если за время, на которое ты взял этот кредит, не появится дополнительных источников дохода, качество твоей жизни еще более ухудшится.

В этом ответ на ваш вопрос. Семья планировала путешествие по Волге, а ипотека и инфляция сожрали не только текущие доходы, но и заначку, отложенную на лето. Ты рассчитывал на индексацию зарплаты, пенсии, а этого не происходит, потому что надо платить по долгам.

Ты надеялся, что старший сын, окончив школу, пойдет работать в строительную организацию, где ты трудишься уже 20 лет, а тебя самого сокращают, так как у властей города и области нет денег, а следовательно, и заказов для строителей.

Жизненные ситуации? Я уже не говорю о том, что невозможность вернуть долги портит людям нервы, отнимает здоровье, а порой – жизнь. Все это в полной мере имеет отношение к финансовому состоянию любого города, региона, страны. Сегодня в госдуме рассматривается вопрос о секвестировании (урезании) расходных статей госбюджета. Уверен, оно не последнее в этом году. Это действо, несомненно, дойдет и до уровня области, затем города, в конечном счете - каждой конкретной семьи.

Поэтому, лучше не занимать, а если уже влезаешь в долги, то имей представление, что со всем этим ворохом проблем будешь потом делать.

- При таком раскладе, существует ли вероятность введения в регионе внешнего управления, тем более если темпы роста госдолга будут такими же?

- Такой опыт в стране уже есть. Вспомните Пикалево или рекомендации Дмитрия Медведева членам правительства РФ: «Не стесняясь, вводить ручное управление в определенных ситуациях». Поэтому возможно всё! Но ничего подобного не будет по нескольким причинам.

Во-первых, где взять столько квалифицированных специалистов, имеющих опыт регионального управления. Их и в Правительстве страны не видно. 

Во-вторых, а что делать тогда с армией отстраненных губернаторов, продолжать платить им зарплату? Но это опять дополнительные расходы, о снижении которых мы хлопочем. И не для того Центр провел целые серии совершенно законных, пусть и потешных в большинстве своем, выборов губернаторов, тем самым определив именно их главными ответчиками перед населением за ситуацию в регионе.

И в-третьих. Речь идет не о низком качестве работы или ошибках в управлении. Это действительно легко можно поправить, назначив другого руководителя региона и изменив стиль и методы работы прежнего.

Здесь же идет вполне осознанное, планомерное (см. проекты бюджета на 2016-2017 гг.) погружение области в глубокую постоянную долговую яму. Объяснений этому, с точки зрения формальной логики действующих таким образом глав регионов, может быть только два: либо мне возвращать эти долги уже не придется, либо за меня их кто-то заплатит. Но это касается персоналий, и дай бог, чтобы эти предположения оказались верными. А вот региону, не суть - нашему или любому другому, чей бюджет под эти займы, по существу, заложен, от этого не легче, - платить все равно придется.

И это не добавляет настроения.