Общество

2015-07-08, 09:14
Фото: СеверПост

Мы ждали этого три с половиной года...

Спустя 3,5 года после трагедии начался суд по делу о гибели 53 человек на СПБУ «Кольская». Заседание было объявлено закрытым, и многие недоумевали, что такого секретного в гибели людей на буровой. Немногим родным погибших удалось успеть на первое заседание в Мурманск, потому как их предупредили о слушании за 3 дня лишь по телефону. Но из них никто не получил из суда официальной повестки.

«Уведомляют очень за короткий период. Моя мама, например, хотела приехать, но не смогла. Часть родственники погибших, например, живет аж на Сахалине, в Магадане — у них просто нет возможности приехать, их уведомили за три дня. Это просто неуважение к родственникам!» - отметил Дмитрий Свистунов, сын судового врача СПБУ «Кольская» Николая Свистунова.

В соцсетях уже поднималась волна негодования: родственников оповещают не официально, а обычным телефонным звонком, который не предоставишь на работе в качестве веского аргумента для отгула.

«Я прилетела из Москвы сегодня в два часа ночи, потому что вчера в половину шестого вечера мне позвонил помощник судьи, чтобы сообщить, что сегодня будет заседание. Я писала ходатайство несколько дней назад о том, чтобы провели предварительное слушание, я послала его факсом и заказным извещением, есть все бумаги. А мне в ответ: значит, вы не отвечали на телефонные звонки. Хотя мне все дозванивались. Почему я узнаю о заседании суда из социальных сетей и журналистов? А телефон адвоката - помощник уже называет не ту цифру. И адвокат тогда предупреждал, что до 6 числа улетает, а вы назначаете заседание на 7. Я полагаю, если суд не может сделать такие элементарные вещи, то как он будет дальше решать, кто виноват, а кто не виноват...» - сказала Елена Богуш, жена старшего механика Ильи Карташева.

Плюс ко всему на календаре — лето. Многие в это время разъезжаются в отпуска, отключают телефоны, меняют номера. Поэтому тут уже и дозвониться до человека при всем желании будет непросто.

«Нам позвонили, потом еще раз, а повестка так и не пришла. Я уже вообще не во что не верю. Ничего и не ожидала, просто ждала, что что-то будет. А сейчас ещё многие уехали в отпуска, кто где...» - прокомментировала Наталья Дмитриева, дочь погибшего капитана буровой Михаила Терсина.

Но несмотря на недопонимание между судом и родственниками погибших в катастрофе на СПБУ «Кольская», предварительное слушание накануне длилось несколько часов в закрытом режиме. Потерпевшие уже давно надеются добиться привлечения к ответственности реальных виновников трагедии: руководства компании-владельца буровой ОАО «АМНГР». В частности, родные погибших считают виновными и.о. гендиректора АМНГР Мелехова и его заместителя Васецкого.

«Мы будем добиваться привлечения истинных виновных в гибели Кольской. Мы собирали средства, хотели провести поисковую операцию, частично это сделали — был обследован берег Сахалина», - рассказал перед заседанием Дмитрий Свистунов.

Но перед судом предстанут лишь двое руководителей ОАО «Арктикморнефтегазразведка» - бывший исполняющий обязанности главного инженера Бордзиловский Л.Л., а также бывший исполняющий обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Лихван Б.С. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», сообщается на сайте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.

По версии следствия, бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий, - к аварии буровой установки и гибели 53 человек.

По материалам расследования, в ходе перегона «Кольской» от западного шельфа камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, началось поступление воды в балластные танки, что привело к образованию дифферента «Кольской».

«Бордзиловский и Лихван, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли организационных мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости(способности судна противостоять внешним силам), и переходе «Кольской» в режим дрейфования. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным», - отмечается в сообщении.

Также отмечается, что Бордзиловский, зная что на «Кольскую» поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как Бордзиловскому и Лихвану стало известно о развитии критической ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло не так уж и мало времени – более 5 часов. Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту «Кольской» находилось необоснованно большее число людей. 28 человек – вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.

18 декабря 2011 в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров.

В рамках расследования уголовного дела проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата «Triton» на глубине более километра. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, проведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов.

«Сложно это всё, времени уже столько прошло - больше трех лет... вроде вчера, а на самом деле уже три с половиной года прошло! Сложно это...», - жаловались в коридора суда друг другу родственники погибших на СПБУ «Кольская» перед первым заседанием.