Василий Васецкий - один из ключевых свидетелей по делу о крушении «Кольской», которого многие считают одним из главных виновников гибели 53 человек, в ответ на самые острые вопросы жаловался на память. То, что на скамье подсудимых - «стрелочники», а решения принимались на самом верху — не секрет ни для кого, кто хоть раз был в суде по этому резонансному делу. Когда в суд прибыл Васецкий, заседание по делу о гибели СПБУ «Кольская» продлилось более 12 часов и закончилось ближе к полуночи. Десятки вопросов и поднятых документов ситуации не прояснили.
В списке обвиняемых - Леонид Бордзиловский, который на тот момент занимал должность и.о. главного инженера АМНГР, и Борис Лихван, в 2011 году - заместитель начальника службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания АМНГР. Именно их следствие определило в качестве виновных, вот только родные погибших с этим не согласны. По их мнению, судить должны в первую очередь бывшего исполняющего обязанности генерального директора АМНГР Юрия Мелехова и зама по флоту компании Василия Васецкого. Эксперты Ространснадзора считают, что отвечать за аварию должны руководители АМНГР Юрий Мелехов, Борис Лихван, Василий Васецкий, Михаил Терсин, а также капитан буровой «Кольская» Cергей Данилов, капитан ледокола «Магадан» Роман Могилян и представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов. Михаил Терсин и Сергей Данилов погибли.
12 часов мурманский суд пытался последовательно разобраться, в какой момент и кем была допущена фатальная ошибка. Вот только таких ошибок, разной величины за весь период, от подготовки платформы к бурению и до того момента, когда «Кольская» перевернулась, оказывается, было очень много.
Проблемы начались задолго до злополучной буксировки. На момент гибели «Кольской» было 26 лет, из них долгое время она не эксплуатировалась, стояла в Лавне в ожидании ремонта после возвращения из аренды за рубежом. В августе 2011 года плавучая буровая установка была поставлена на огромный транспорт «Трансшельф» и доставлена из Мурманска в Магаданский морской торговый порт для ведения работ по бурению и испытанию скважины «Первоочередная» на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря. Однако при транспортировке буровая получила повреждения, ее пришлось ремонтировать дважды: во время пути в Лас-Пальмасе и затем еще раз по прибытии в порт Магадан.
- Когда ее опустили, стало понятно, что в танки поступает вода, я вызвал Терсина, отвечающего за безопасность буксировки, - свидетельствовал на суде Василий Васецкий. На дополнительный вопрос о том, уверен ли он, что Терсин все время ремонта был в Магадане, он подтвердил это.
- Ваша честь, мы готовы предоставить справки и медицинские карты, что в период ремонта Терсин довольно длительный период был в Мурманске, в том числе проходил медкомиссии, - обратилась к суду Наталья Дмитриева, дочь капитана Терсина.

В ответ на это Василий Васецкий в очередной раз сказал: тогда я не помню. Этот же ответ он дал на вопрос о том, видел ли он одобрение Российского морского регистра на разовый перегон буровой.
- Да, мне его показывал Терсин, он занимался этим вопросом, - отвечает Васецкий.
- Поясните, пожалуйста, как вы могли его видеть, если 1 декабря вы убыли в командировку, а документ был одобрен второго числа? - спрашивает один из защитников.
- Тогда я не помню, - говорит Васецкий.
Буксировка буровой началась с опозданием, в неподходящие для транспортировки погодные условия. Согласно «Информации об устойчивости» платформы, ее буксировка в зимний период запрещена. Оказалось, сроки начала буксировки СПБУ «Кольская» были упущены из-за того, что не был выполнен весь объём работ, предусмотренный контрактом между «АМНГР» и «Газфлотом».
- Кто принял решение о проведении буксировки и кем из ответственных лиц это было озвучено? - этот вопрос на заседании суда задавался как минимум четырежды.
- На основании требований правил по безопасности. Сроки вышли, и это была демобилизационная буксировка. Был подписан акт начала демобилизации 11 декабря. Его составляли представители «Газфлота» и начальник установки, - говорит Васецкий.
- Кто отдал приказ о начале буксировки?
- Терсин, - говорит Васецкий.
- Согласно П.6.10.2.1. ПБУ может быть снята с точки бурения только по приказу руководителя предприятия. Как же Терсин мог? - интересуется у свидетеля подсудимый Борис Лихван.
- Я не помню, - звучит привычный ответ. Васецкий долго не мог найти в бумагах, кто отдал такой приказ и в итоге, нехотя сказал, что это было руководство и, вероятно, Мелехов.
По мнению Василия Александровича, в том, что контракт не был изменен или приостановлен, виноваты «Газфлот», буровики, коммерсанты, а до кучи, часть сотрудников АМНГР, но только не он сам.
- «Газфлоту» нужно добурить, а «АМНГР» и Вам, как назначенному лицу компании, нужно за людей переживать, кто из «АМНГР» должен был озаботиться и прервать контракт? - нажимает на свидетеля Наталья Дмитриева.
- Начальник установки Коваленко и начальник Коммерческого отдела Азбель должны были принять меры и приостановить контракт, - упирается Васецкий.
- Когда наступила угроза?
- С последних чисел ноября...
Это значит, что буксировка «Кольской» должна была начаться до этих чисел. Но все сгубили экономия и жадность. Вряд ли руководство «АМНГР» могло бы отказаться от контракта или предложить дочке «Газпрома» изменить его условия, сократив прибыль. «Газпром» - это не только «достояние России», но и люди, которые решают любые вопросы.
Между тем, в документах и приказах «АМНГР» - бардак полный. Приказы и должностные инструкции не то, что не согласуются, порой противоречат друг другу. Не совпадают должности, перечни обязанностей, а значит, фактически невозможно точно установить, кто за что отвечал. Из показаний свидетеля было понятно только то, что Васецкий себя виноватым не считает. В момент крушения «Кольской» он возвращался из командировки из Вьетнама. При этом, по его словам, у него не было служебного компьютера или ноутбука и со сводками о буксировке он ознакомиться не мог. В служебной командировке он «решал политические вопросы с помощью личных связей». По совпадению, именно во Вьетнаме у него живет сын.
- О том, что случилось, я узнал 18 декабря, когда вышел с самолета и включил мобильный телефон. Мне позвонил Москвин и сказал, что «Кольская» утонула, – сообщил Васецкий на суде.
Свидетель категорически отрицал то, что «Кольская» была перегружена, и поставил в вину капитану Терсину то, что людей не сняли с буровой.
- Почему «Магадан» не забрал людей? Почему вообще столько людей было на платформе? - спросила Наталья Дмитриева.
- Не знаю, «Магадан» ждал людей, он для этого и был зафрахтован.
- Но этот пункт был вычеркнут из договора! Почему?
- Я не знаю. А вы спросите у папы, - заявил Васецкий.
Вдова погибшего капитана Ольга Терсина заявила, что лично слышала, как муж жаловался на то, что на буровой слишком много людей для перегона.
- А вы докажите, - предложил свидетель. При этом на все вопросы и факты, которые говорили о его ответственности, он отвечал только «не знаю» и «не помню».
Именно из-за перегруза и буксировки в зимний период капитан Александр Козлов незадолго до рейса подал заявление об увольнении. Васецкий решил, что это потому, что тот устал. Свидетель и защита располагают информацией, что этот шаг был продиктован серьезнейшими рисками и опасностью. В итоге Козлов отозвал заявление и пошел в тот рейс. Позже его вдове звонил начальник отдела кадров «АМНГР» и каялся в том, что именно он уговорил Козлова.
На буровой было три капитана: ответственный за буксировку Терсин и два капитана, сменявших друг друга на вахте. На берегу был штаб оперативного реагирования, причем в отсутствие первых лиц «АМНГР» его возглавлял Лихван – заместитель Терсина. И полное отсутствие взаимопонимания. Как несколько раз повторял Васецкий, Лихвану были переданы «обязанности без полномочий». Как это возможно, он не пояснил. Бордзиловский попросил уточнить, как главный инженер мог возглавлять штаб оперативного реагирования, если в списке тех, кто входит в тот штаб, его фамилии нет:
- А вы видели внизу приписку: «могут привлекаться другие лица»? Так вот, это как раз про вас, - пояснил Васецкий. После того, как все, что можно он «спихнул на подсудимого Лихвана, он сказал, что тот хороший профессионал, к которому нет нареканий. Чего, похоже, нельзя сказать о самом Васецком. Наталья Дмитриева продемонстрировала на суде два документа. Аттестационный лист о том, что Васецкий не соответствует занимаемой должности, второй — приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности. 
Сам Васецкий на это заявил, что в первом случае ошиблись эксперты. Все те, которые плохо оценили его работу.
- Этот приказ я мог бы оспорить в суде, и был бы восстановлен в должности. Это ошибка, - заявил Васецкий.

Ошибки — это та череда действий и бездействий, которые привели к крушению буровой. За которые сесть могут те, кого виновными не считают даже многие пострадавшие. А те, кто принимал решения и «передавал полномочия без обязанностей», меняют работы и живут обычной, счастливой жизнью. Недоступной тем, кто в суде вынужден добиваться правды и справедливости.
Сам Василий Васецкий с журналистами общаться отказался:
- Я ждал вас четыре года назад, вы должны были найти меня любыми способами, теперь не буду вам ничего говорить, - заявил он.
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее