Василий Васецкий - один из ключевых свидетелей по делу о крушении «Кольской», которого многие считают одним из главных виновников гибели 53 человек, в ответ на самые острые вопросы жаловался на память. То, что на скамье подсудимых - «стрелочники», а решения принимались на самом верху — не секрет ни для кого, кто хоть раз был в суде по этому резонансному делу. Когда в суд прибыл Васецкий, заседание по делу о гибели СПБУ «Кольская» продлилось более 12 часов и закончилось ближе к полуночи. Десятки вопросов и поднятых документов ситуации не прояснили.
В списке обвиняемых - Леонид Бордзиловский, который на тот момент занимал должность и.о. главного инженера АМНГР, и Борис Лихван, в 2011 году - заместитель начальника службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания АМНГР. Именно их следствие определило в качестве виновных, вот только родные погибших с этим не согласны. По их мнению, судить должны в первую очередь бывшего исполняющего обязанности генерального директора АМНГР Юрия Мелехова и зама по флоту компании Василия Васецкого. Эксперты Ространснадзора считают, что отвечать за аварию должны руководители АМНГР Юрий Мелехов, Борис Лихван, Василий Васецкий, Михаил Терсин, а также капитан буровой «Кольская» Cергей Данилов, капитан ледокола «Магадан» Роман Могилян и представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов. Михаил Терсин и Сергей Данилов погибли.
12 часов мурманский суд пытался последовательно разобраться, в какой момент и кем была допущена фатальная ошибка. Вот только таких ошибок, разной величины за весь период, от подготовки платформы к бурению и до того момента, когда «Кольская» перевернулась, оказывается, было очень много.
Проблемы начались задолго до злополучной буксировки. На момент гибели «Кольской» было 26 лет, из них долгое время она не эксплуатировалась, стояла в Лавне в ожидании ремонта после возвращения из аренды за рубежом. В августе 2011 года плавучая буровая установка была поставлена на огромный транспорт «Трансшельф» и доставлена из Мурманска в Магаданский морской торговый порт для ведения работ по бурению и испытанию скважины «Первоочередная» на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря. Однако при транспортировке буровая получила повреждения, ее пришлось ремонтировать дважды: во время пути в Лас-Пальмасе и затем еще раз по прибытии в порт Магадан.
- Когда ее опустили, стало понятно, что в танки поступает вода, я вызвал Терсина, отвечающего за безопасность буксировки, - свидетельствовал на суде Василий Васецкий. На дополнительный вопрос о том, уверен ли он, что Терсин все время ремонта был в Магадане, он подтвердил это.
- Ваша честь, мы готовы предоставить справки и медицинские карты, что в период ремонта Терсин довольно длительный период был в Мурманске, в том числе проходил медкомиссии, - обратилась к суду Наталья Дмитриева, дочь капитана Терсина.
В ответ на это Василий Васецкий в очередной раз сказал: тогда я не помню. Этот же ответ он дал на вопрос о том, видел ли он одобрение Российского морского регистра на разовый перегон буровой.
- Да, мне его показывал Терсин, он занимался этим вопросом, - отвечает Васецкий.
- Поясните, пожалуйста, как вы могли его видеть, если 1 декабря вы убыли в командировку, а документ был одобрен второго числа? - спрашивает один из защитников.
- Тогда я не помню, - говорит Васецкий.
Буксировка буровой началась с опозданием, в неподходящие для транспортировки погодные условия. Согласно «Информации об устойчивости» платформы, ее буксировка в зимний период запрещена. Оказалось, сроки начала буксировки СПБУ «Кольская» были упущены из-за того, что не был выполнен весь объём работ, предусмотренный контрактом между «АМНГР» и «Газфлотом».
- Кто принял решение о проведении буксировки и кем из ответственных лиц это было озвучено? - этот вопрос на заседании суда задавался как минимум четырежды.
- На основании требований правил по безопасности. Сроки вышли, и это была демобилизационная буксировка. Был подписан акт начала демобилизации 11 декабря. Его составляли представители «Газфлота» и начальник установки, - говорит Васецкий.
- Кто отдал приказ о начале буксировки?
- Терсин, - говорит Васецкий.
- Согласно П.6.10.2.1. ПБУ может быть снята с точки бурения только по приказу руководителя предприятия. Как же Терсин мог? - интересуется у свидетеля подсудимый Борис Лихван.
- Я не помню, - звучит привычный ответ. Васецкий долго не мог найти в бумагах, кто отдал такой приказ и в итоге, нехотя сказал, что это было руководство и, вероятно, Мелехов.
По мнению Василия Александровича, в том, что контракт не был изменен или приостановлен, виноваты «Газфлот», буровики, коммерсанты, а до кучи, часть сотрудников АМНГР, но только не он сам.
- «Газфлоту» нужно добурить, а «АМНГР» и Вам, как назначенному лицу компании, нужно за людей переживать, кто из «АМНГР» должен был озаботиться и прервать контракт? - нажимает на свидетеля Наталья Дмитриева.
- Начальник установки Коваленко и начальник Коммерческого отдела Азбель должны были принять меры и приостановить контракт, - упирается Васецкий.
- Когда наступила угроза?
- С последних чисел ноября...
Это значит, что буксировка «Кольской» должна была начаться до этих чисел. Но все сгубили экономия и жадность. Вряд ли руководство «АМНГР» могло бы отказаться от контракта или предложить дочке «Газпрома» изменить его условия, сократив прибыль. «Газпром» - это не только «достояние России», но и люди, которые решают любые вопросы.
Между тем, в документах и приказах «АМНГР» - бардак полный. Приказы и должностные инструкции не то, что не согласуются, порой противоречат друг другу. Не совпадают должности, перечни обязанностей, а значит, фактически невозможно точно установить, кто за что отвечал. Из показаний свидетеля было понятно только то, что Васецкий себя виноватым не считает. В момент крушения «Кольской» он возвращался из командировки из Вьетнама. При этом, по его словам, у него не было служебного компьютера или ноутбука и со сводками о буксировке он ознакомиться не мог. В служебной командировке он «решал политические вопросы с помощью личных связей». По совпадению, именно во Вьетнаме у него живет сын.
- О том, что случилось, я узнал 18 декабря, когда вышел с самолета и включил мобильный телефон. Мне позвонил Москвин и сказал, что «Кольская» утонула, – сообщил Васецкий на суде.
Свидетель категорически отрицал то, что «Кольская» была перегружена, и поставил в вину капитану Терсину то, что людей не сняли с буровой.
- Почему «Магадан» не забрал людей? Почему вообще столько людей было на платформе? - спросила Наталья Дмитриева.
- Не знаю, «Магадан» ждал людей, он для этого и был зафрахтован.
- Но этот пункт был вычеркнут из договора! Почему?
- Я не знаю. А вы спросите у папы, - заявил Васецкий.
Вдова погибшего капитана Ольга Терсина заявила, что лично слышала, как муж жаловался на то, что на буровой слишком много людей для перегона.
- А вы докажите, - предложил свидетель. При этом на все вопросы и факты, которые говорили о его ответственности, он отвечал только «не знаю» и «не помню».
Именно из-за перегруза и буксировки в зимний период капитан Александр Козлов незадолго до рейса подал заявление об увольнении. Васецкий решил, что это потому, что тот устал. Свидетель и защита располагают информацией, что этот шаг был продиктован серьезнейшими рисками и опасностью. В итоге Козлов отозвал заявление и пошел в тот рейс. Позже его вдове звонил начальник отдела кадров «АМНГР» и каялся в том, что именно он уговорил Козлова.
На буровой было три капитана: ответственный за буксировку Терсин и два капитана, сменявших друг друга на вахте. На берегу был штаб оперативного реагирования, причем в отсутствие первых лиц «АМНГР» его возглавлял Лихван – заместитель Терсина. И полное отсутствие взаимопонимания. Как несколько раз повторял Васецкий, Лихвану были переданы «обязанности без полномочий». Как это возможно, он не пояснил. Бордзиловский попросил уточнить, как главный инженер мог возглавлять штаб оперативного реагирования, если в списке тех, кто входит в тот штаб, его фамилии нет:
- А вы видели внизу приписку: «могут привлекаться другие лица»? Так вот, это как раз про вас, - пояснил Васецкий. После того, как все, что можно он «спихнул на подсудимого Лихвана, он сказал, что тот хороший профессионал, к которому нет нареканий. Чего, похоже, нельзя сказать о самом Васецком. Наталья Дмитриева продемонстрировала на суде два документа. Аттестационный лист о том, что Васецкий не соответствует занимаемой должности, второй — приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Сам Васецкий на это заявил, что в первом случае ошиблись эксперты. Все те, которые плохо оценили его работу.
- Этот приказ я мог бы оспорить в суде, и был бы восстановлен в должности. Это ошибка, - заявил Васецкий.
Ошибки — это та череда действий и бездействий, которые привели к крушению буровой. За которые сесть могут те, кого виновными не считают даже многие пострадавшие. А те, кто принимал решения и «передавал полномочия без обязанностей», меняют работы и живут обычной, счастливой жизнью. Недоступной тем, кто в суде вынужден добиваться правды и справедливости.
Сам Василий Васецкий с журналистами общаться отказался:
- Я ждал вас четыре года назад, вы должны были найти меня любыми способами, теперь не буду вам ничего говорить, - заявил он.
В 2025 году Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная Компания» исполняется 20 лет. И подарок они себе уже сделали. 7 августа в карьере была добыта юбилейная – пятидесятимиллионная тонна руды, а в подземном руднике – юбилейная – пятнадцатимиллионная тонна. О новой стратегии развития предприятия, рекордах и...подробнее
Променад с динозаврами, необыкновенные мастер-классы, выступление единственного в стране «Театра вкуса», лекции, встреча с Гошей Куценко, киновечер – все это IX фестиваль «Табуретка», вновь организованный фондом «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» и администрации Мончегорска. Его темой стали семейные...подробнее
Сейдозеро можно по праву считать самым загадочным водоёмом Мурманской области. По одной из легенд, под горой на его берегу скрыт от глаз людей древний город саамских шаманов. И по сей день озеро привлекает не только мистиков, но и учёных. Одну из его загадок им, похоже, удалось разгадать. Какую – узнаете из материала СеверПост. Подальше от несуществующих...подробнее
С начала года в Мурманской области проходит реорганизация бюджетных учреждений. Уже несколько месяцев их укрупняют, объединяют, в них по-новому настраивают рабочие процессы. Но что от этого получили сами госорганизации? Есть ли реальная польза от принятых решений? О первых итогах преобразований СеверПост рассказали руководители обновлённых структур. Все на...подробнее
В Мурманской области за неделю число жалоб в социальных сетях выросло на 30%, Основные темы неизменны и неистребимы - содержание зелёных насаждений, отсутствие горячей воды, ямы на дорогах и льготные лекарства. Зимой к этому списку можно было бы смело добавить неубранный снег и проблемы с отоплением. С ростом внимания властей к соцсетям, шанс, что о вашей проблеме услышат стал...подробнее
В Мончегорске в субботу было жарко. И речь не столько о температуре воздуха, сколько о фейерверке эмоций. Сальто автомобилей, трюки на мотоциклах, пожарные в упряжке, дефиле-перфоманс от металлургов и выступления популярных хедлайнеров помогли зажечь на полную катушку, заставив всех гулять допоздна. Всё это стало грандиозным праздником, посвящённым сразу двум событиям:...подробнее
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее
На берегу озера Имандра в Мончегорске прошёл водный фестиваль «Раскачай Имандру!». Он стал частью масштабной программы событий, посвященных 90-летнему юбилею «Норникеля». Корреспондент СеверПост попытался исполнить роль Фигаро: побывать везде и увидеть всё. Город мореплавателей в окружении гор Мончегорск находится в окружении не только гор, но и...подробнее
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее