С Алексеем Барышкиным, гендиректором Корпорации развития Мурманской области, мы встречаемся в небольшом офисе в центре Мурманска. За солидной вывеской пять рабочих столов и пять сотрудников, включая самого руководителя. Что же это за Корпорация, вокруг которой ходит столько слухов, и чем она занимается? СеверПост вместе с гендиректором окунулся в инвестиционно-финансовый климат Заполярья.
Корпорация развития Мурманской области была создана 18 декабря 2013 года. Главной задачей новой структуры, учрежденной региональным Правительством, стало привлечение инвестиций и сопровождение крупных инвесторов. Тогда, в 2013 году, с точки зрения вложения капитала Заполярье интересовало даже бизнесменов из Китая, но нагрянувший экономический кризис спутал все карты, и сегодня, говоря откровенно, времена для запуска крупных проектов не самые благоприятные. Но вернемся на 2 года назад. Перед вновь созданной Корпорацией была поставлена первая задача — обеспечить со стороны Мурманской области реализацию проекта по строительству «подъемника гондольно-кресельного типа на склоне горы Айкуайвенчорр в городе Кировске».
В качестве исполнителя проекта была создана специализированная проектная организация - ОАО «Канатная дорога», фактическими учредителями которой стали АО «Апатит» и 2 акционерных общества со стопроцентным государственным или муниципальным участием - Корпорация развития Мурманской области и Корпорация развития инфраструктуры города Кировска.
Это был первый в регионе подобный проект (и забегая вперед – удачный), когда на его реализацию «скинулись» и частный бизнес, и государство.
Значительную долю финансирования на себя взяли в ОАО «Апатит»: у них на то время был уже накоплен неплохой опыт в аналогичных проектах. 61 миллион рублей вложил бюджет города Кировск, почти 143 миллиона – деньги областного бюджета, специально вложенные для реализации проекта в капитал Корпорации развития Мурманской области. Общая стоимость проекта составила 559 миллионов рублей.
При этом область в лице Корпорации получила в проекте блокирующий пакет акций — около 27% — и планирует эффективно управлять им в дальнейшем: получать дивиденды либо при необходимости продать акции.
Гондольно-кресельный подъемник и новые склоны вокруг него удалось запустить уже к горнолыжному сезону 2014-2015 года, по его итогам было подсчитано - 275 тысяч проходов через турникеты «канатки» за сезон, то есть в креслах и кабинках нового подъемника туристы поднялись на гору Айкуайвенчорр 275 тысяч раз. В целом количество посетителей на горнолыжных склонах в Кировске выросло на 30 процентов. По признанию Алексея Барышкина, рентабельность работы «канатки» пока не впечатляет, но выдающиеся экономические показатели не были главной целью этого проекта.
«Основной эффект - это инфраструктурный, социальный, вокруг канатной дороги и горы Айкуайвенчорр уже появляются новые предприятия. Уже создано более 50 рабочих мест. У склона есть сервисный центр, кафе, существуют новые возможности для развития малого и среднего бизнеса в Кировске. Но самое главное: без реализации этого проекта область не смогла бы попасть в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма в России. А сейчас в эту программу область вошла с укрупненным инвестиционным проектом «Создание туристско-рекреационного кластера Хибины». Мы бы не получили права участия в этой программе, если бы не реализация крупного якорного проекта - канатной дороги», - рассказывает гендиректор Корпорации развития Мурманской области.
Сейчас канатная дорога готовится ко второму сезону работы, а наш регион получил возможность рассчитывать на софинансирование федерального бюджета. От Москвы планируются инвестиции в размере 150 миллионов рублей – на дальнейшее развитие инфраструктуры. Частные инвесторы готовы вкладывать деньги в создание предприятий общепита, гостиниц, рядом строится лыжно-биатлонная трасса. Всего ожидается, что вокруг горы появятся дополнительно еще 140 рабочих мест.
К сожалению, говорит Барышкин, сейчас наша экономика переживает не самый простой период, иначе можно было рассчитывать на более оптимистические показатели. Главное – власти Мурманской области не на словах, а реальными гарантиями показали бизнесу, что заинтересованы в развитии туристического кластера в Хибинах и будут оказывать любую посильную помощь тем, кто захочет здесь создавать новые предприятия. Это была основная задача созданной структуры.
«На сегодня канатная дорога - единственный завершенный проект с участием Корпорации, но сейчас у нас 6 проектов на стадии сопровождения, то есть мы оказываем помощь, начиная от консультаций по специфике ведения бизнеса и поиску партнеров и заканчивая проработкой возможностей привлечения льготных кредитов и других вариантов соинвестирования. Мы в поиске инвесторов для этих проектов, масштаб их разный: от кафе до промышленного предприятия, большего сказать не могу, так как мы обязаны защищать коммерческую тайну инициаторов проектов. Но общая сумма всех проектов более миллиарда рублей, а их «усредненная» готовность к реализации - 25%», - говорит Алексей Барышкин.
Сложно привести на Кольский полуостров крупное сборочное производство, делится гендиректор, зато, например, есть бизнесмены, готовые создавать ценное сырье и полуфабрикаты на основе отходов рыбопереработки, или дикорастущих ягод и грибов. Корпорацию интересуют проекты реального сектора экономики, а вот, например, развитие торговли не является профильным. Еще одна особенность — специалисты Корпорации сотрудничают с бизнесом, уже «вставшим на ноги», способным создать для региона новые рабочие места. А вот с начинающими предпринимателями работает другая специализированная организация - региональный бизнес-инкубатор.
В этом году Корпорация запустила новую программу поддержки бизнеса «Полярный инвест-экспресс».
«Нас интересует региональный действующий бизнес, который продвигает свои инвест-проекты. Собираем такие заявки, ездили по большинству муниципалитетов области, на сегодня отобрали лучшие 10 проектов. Теперь мы берем их на сопровождение и доводим либо до инвестора, либо до других льготных источников финансирования», - рассказывает директор Корпорации развития.
Сопровождение инвестиционных проектов, помощь в подборе источников и механизмов финансирования, содействие в поиске партнеров и нахождении удобной площадки для реализации проекта – это то, чем может на сегодня помочь Корпорация; «живых» денег и непосредственного финансового участия в реализации бизнес-проектов ждать не стоит. Из-за сложной ситуации с расходами областного бюджета в этом году финансовых средств хватило только на завершение проекта канатной дороги в Кировске, что будет в следующем году — покажет развитие экономической ситуации в стране и в мире, говорит Алексей Барышкин.
Прощаясь, он приглашает бизнесменов, желающих реализовывать инвестиционные проекты в Мурманской области, обращаться за содействием к специалистам Корпорации – они подскажут не только, как лучше структурировать проект и подобрать необходимый набор источников его финансирования, но и помогут с поиском партнеров, проконсультируют по возможным мерам государственной поддержки.
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее
Лидер российского рынка минеральных удобрений в 2024 году нарастил выпуск агрохимической продукции на 4,3%, а в январе текущего года поставила сразу два рекорда по отгрузкам. На состоявшемся накануне заседании Совета директоров компании «ФосАгро» ее генеральный директор Михаил Рыбников озвучил итоги 2024 года, который завершился для Группы новыми...подробнее
На пресс-конференции, посвящённой итогам работы Кольской АЭС в 2024 году, директор станции Василий Омельчук не только отчитался об успехах своего коллектива, но и дал возможность журналистам заглянуть в ближайшее, и даже несколько отдалённое, будущее. Между тем, за его спокойной и деловитой манерой изложения легко читается великая гордость за своё предприятие, на которое он...подробнее
Похороны никогда не были дешёвым мероприятием, однако за последний год средний погребальный бюджет в Мурманской области увеличился как минимум на четверть. Во сколько нынче обойдётся прощание с усопшим? В теме разбирался СеверПост. Погребальный минимум Как известно, похороны – событие для живых. Причём не только с экзистенциальной точки зрения. Конечно же, главный...подробнее
«Мёртвые души» после взятки, пожалуй, — наиболее известная и часто встречающаяся форма коррупции. «Успех» гарантирует распространённость во всех бюджетных сферах. В Оленегорске хвост прищемили очередному такому комбинатору. Мужчина организовал бизнес на стариках, нуждающихся в социальном обслуживании. Детали — в материале...подробнее
В Мурманской области действуют два важнейших преференциальных режима – Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) и территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». Предусмотренные для их резидентов меры поддержки успели стать хорошим подспорьем для местного предпринимательского сообщества. Роль координатора по работе с инвесторами, принявшими...подробнее
В рамках пленарного заседания Государственной думы РФ прошёл «правительственный час», посвящённый роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства. Ориентировать на трудоустройство Спикерами «правительственного часа» выступили заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр...подробнее
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
Российские предприятия вынуждены непрерывно искать новые бизнес-модели, подстраиваясь под изменения и справляясь с вызовами для отечественной экономики. Важно в этом отношении формирование устойчивого производственного потенциала с акцентом на сотрудников компании. Этому была посвящена неделя инноваций и производительности IN’HUB, которая проходила в Мурманске....подробнее
Компания «ФосАгро» возглавила обновлённый рэнкинг компаний с лучшими корпоративными практиками в области ESG, составленный независимым агентством RAEX. Российский агрохимический гигант стал лучшим из 80 его участников, а также абсолютным лидером по социальному фактору. Рэнкинг формируется с 2018 года на основе всестороннего анализа качества управления ESG-рисками и...подробнее
На непосвящённых расшифровка аббревиатуры АО «НИУИФ» – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам – может навевать тоску и скуку. Казалось бы, ну что интересного может быть в этой сфере? Те, кто хоть немного в теме, относятся к научному заведению имени профессора Я. В. Самойлова с неподдельным уважением и восхищением. Это...подробнее
В Апатитах и Кировске успешно реализуется полный цикл подготовки специалистов для горной промышленности. Путь в инженерные профессии начинается со школьной скамьи, а после обучения в вузе выпускников ждет трудоустройство в компанию «ФосАгро». За последние 10 лет в выстраивание собственной образовательной модели «Школа – колледж/вуз –...подробнее