Уже больше года украинские беженцы в Мурманске живут в невыносимых условиях. В бывшей школе, где открыли приют протекают краны, не всегда бывает электричество. И все это наряду с постоянными унижениями от местных властей. Не помогли беженцам ни московская комиссия, ни обещание главы региона разобраться с ситуацией.
-Мы воюем почти год. Когда сюда приехали, сказали, что всех расселят, что все будет хорошо. В итоге расселили только часть беженцев, а мы как проклятые какие-то, стали заложниками в аварийном здании, регистрацию получить не можем, на работу не берут, а с октября прошлого года нас перестали кормить. Сегодня люди что-то приносят, иногда кусочек хлеба в церкви дают, спасибо батюшке. А иногда и с помоек еду берем, до такого дошли. А ведь здесь остались только социальные группы, многодетные семьи, детишек надо чем-то кормить, ладно мы. При этом к нам еще постоянно приходят из администрации, орут на нас, говорят, что мы никто, что нас сюда никто не звал, грозятся выселить. Многих людей уже довели до нервных срывов, - рассказывает о жизни в пункте временного размещения на улице Сафонова, 18 уроженка Днепропетровска Лариса.
Все началось летом прошлого года, когда в Мурманскую область, спасаясь от войны, сотнями начали прибывать жители Юго-Востока Украины. Здесь им пообещали защиту, жилье, работу, материальную помощь. Глава Заполярья Марина Ковтун распорядилась создать специальный штаб помощи беженцам, а неравнодушные северяне массово начали нести в «Красный крест» продукты, одежду и деньги. Однако вместо обещанных «золотых гор» украинцы столкнулись с голодом и постоянным унижением.
-Когда мы сюда приехали в сентябре 2014 года, здесь была ужасная антисанитария. 2 года здесь не было санитарной уборки, здание пустовало. В одной комнате тогда жили по 12-18 человек, было много детей, все голодные, в поезд дали только две печенюшки и две конфетки. Вы можете представить, что тут творилось. Моющих средств никаких не было, сказали, «вам не положено». Холодно, зимней одежды нет, еда — помои, все пропавшее, кислое, горелое. У людей начались проблемы со здоровьем, - рассказывает Ольга, бежавшая с Юго-Востока Украины вместе с тремя детьми.
По словам беженцев, даже после визита московской комиссии правозащитников в августе этого года и поручения губернатора проверить условия содержания в приюте абсолютно ничего не изменилось. По-прежнему в здании с перебоями работает свет, текут краны, стоит холод, во дворе, где обычно играют дети, местные жители выгуливают собак и по ночам молодежь распивает алкоголь и кидает бутылки в окна, видимо, считая это здание нежилым. А людям нечего есть. Украинцы уже не раз направляли письма президенту РФ Владимиру Путину, жаловались во всевозможные инстанции, но безрезультатно. При этом люди задаются вопросом — куда делись все миллионы, которые Мурманская область получила на содержание украинских беженцев?
- На нас на одного человека выделяется по 800 рублей в день. В моей семье только четыре человека. Вы посмотрите, это мы на 96 тысяч в месяц что ли так живем? Пришли за помощью в «Красный крест», к нам подходили предприниматели, говорили, что по 30 тысяч туда приносили. Моя невестка недавно позвонила, она живет в общежитии, сказала, что вот только привезли рыбу. Я сразу побежала туда, но мне сказали, что больше нет. В «Красном кресте» я сама видела теплую новую одежду, коробки, но мне сказали «это не вам». А что тогда нам? Где все эти деньги? - говорит Лариса.
При этом стоит отметить, что в такой ситуации оказались не все украинцы. Как рассказывают проживающие здесь украинцы, восемь семей, оказавшиеся заложниками в бывшей школе №14, были последней группой, которую должны были расселить по общежитиям. Однако осенью у одного из беженцев в приюте обнаружили открытую форму туберкулеза. Мужчину госпитализировали, помещение обработали, остальным прописали необходимые лекарства для профилактики. Но процесс расселения на этом остановился.
- Мы не знаем, почему так. В соседнем общежитии на улице Ушакова людям уже дали регистрацию, туда и правда завозят продукты. А мы как проклятые тут. Это здание считается нежилым, поэтому нас хотят побыстрее отсюда выселить. Только вот куда? На нас оказывают настоящее психологические давление, с администрации приходят, орут, говорят, что мы никто, что нам ничего не положено, грозятся выселить, отключить электричество. Мы предлагали написать письменную бумагу, но по закону, они же не могут закрыть пункт, пока тут находится хотя бы один нуждающийся в убежище. У нас уже нервы сдают, нет ни одного дня, когда бы мы не плакали. У меня инвалидность III группы, сахарный диабет, в последнее время на нервной почве начала отниматься левая рука, - рассказывает Лариса.
Но главная проблема для беженцев в Мурманске — даже не голод. Украинцы, живущие в пункте временного размещения на улице Сафоново, не могут получить гражданство, а значит не могут устроиться на хорошую работу и хотя бы попытаться заработать на жилье.
- У меня одна мечта — получить гражданство. Но чтобы оформить регистрацию, мне нужно отсюда выписаться, так как это здание считается нежилым. А где меня в таком случае пропишут, кому я тут нужна? Я уже пыталась снимать квартиру, работаю продавцом, но не выдержала, вернулась обратно, все слишком дорого. Мне бы хотя бы комнату, хотя бы какой-то уголок, чтобы оформить гражданство. Я не хочу возвращаться в Донецк, там полный хаос. Я хочу жить и работать здесь. Но в итоге получается, что и отсюда выписаться не могу — хоть какая-то, но защита. И за пределами не выжить. Мы заложники ситуации, - поделилась с СеверПост уроженка Донецка Татьяна.
- Мы — семья ополченцев. Мы прибыли из района, где упал Boeing, стали свидетелями авиакатастрофы, сами собирали трупы, мои дети собирали. Моя дочь снимала на телефон первые три секунды его падения. И тогда мы видели, что падали два самолета, пилотом одного из которых был американец. Только после катастрофы обломки самолета стали еще больше бомбить, чтобы ничего не осталось, а людей побыстрее вывозить. Сын три месяца считался пропавшим без вести, сейчас он живет с нами, у него множество ранений, контузии, ему нужна медицинская помощь. Но мы не получаем никаких социальных выплат, ни пенсий, ни медикаментов, - рассказывает Лариса.
Из-за постоянного давления, голода, ужасных условий проживания и нервных срывов у многих беженцев появились серьезные проблемы со здоровьем.
- Я уроженка Мурманска, прожила здесь большую часть жизни, 15 лет отходила в море. Потом с мужем переехала в Луганск, - говорит Алла Ляшенко. С ней корреспондент СеверПост встретился, когда женщина собиралась ехать в больницу на операцию. По словам Аллы, серьезные проблемы со здоровьем у нее образовались из-за нервов.
У некоторых украинцев и вовсе опускаются руки. Мать троих детей Ольга поделилась с СеверПост, что иногда задумывается о том, чтобы сброситься с моста, а Лариса собирается объявить голодовку, если ситуация никак не изменится.
- Мы обычные мирные жители, мы хотим жить здесь, работать, как все люди. Пожалуйста, помогите нам, - обращаются беженцы, живущие в пункте временного размещения на улице Сафонова, к властям и уполномоченным органам в Мурманской области.
Чуть позже СеверПост удалось получить комментарий от администрации города по поводу этой ситуации.
- Мы только помогаем им с оформлением документов, жилье они должны искать сами. 500 человек нашли жилье, снимают квартиры, работают, и у них все в порядке. И в общежитиях комнаты они тоже нашли сами, у нас нет муниципальных общежитий, мы никого не расселяли. В данном случае мы можем предложить встать на очередь на получение комнаты в общежитии, но это может занять и до года, - сообщила СеверПост начальник отдела по работе с обращениями граждан и организации предоставления муниципальных услуг администрации города Мурманска Елена Калинина.
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание капитально отремонтировали, сделав храм ещё более величественным и прекрасным. Драгоценный дар И строительство, и реконструкция храма были выполнены на средства компании «ФосАгро». Это стало подарком для кировчан:...подробнее
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за здоровье, а порой и жизнь. Недели и даже месяцы проводят дети вдали от дома, там, где и воздух кажется стерильным. СеверПост узнал, кто и как скрашивает серые будни маленьких пациентов. Страшный диагноз – ещё не...подробнее
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта Мурманской области». В офлайн и онлайн режимах, на сессиях и в кулуарах участники активно делились мнениями о современных мерах поддержки, способах проведения расчётов в текущих экономических реалиях и перспективах развития...подробнее
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную ёлку областного центра и определить место для традиционных гуляний в новогоднюю ночь и на Рождество. СеверПост попытался прикинуть варианты. Оставим в стороне вопрос, почему при планировании работ на площади никто...подробнее
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до образования, и везде приносят осязаемые плоды. К такому выводу пришли журналисты авторитетного делового издания. В конце октября в свет вышел специальный выпуск делового журнала Forbes, на страницах которого представлен анализ...подробнее
Ещё недавно у Натальи Щебаровой была размеренная жизнь: она работала в мурманском офисе экономистом. Но в 34 года поняла, что хочет тёплого климата и перемен в жизни. Спустя 15 часов перелёта из Москвы она оказалась в Азии. Теперь каждое утро она едет в школу на байке, где дети называют её мисс Натали. Учитель во вьетнамской школе. Новый мир и новая жизнь. Без оценок...подробнее
Профессионалы от Бога. Именно так в самом прямом смысле можно сказать о героях нашей истории. При этом к сану все они шли разными путями. Одним привили религиозный образ мысли ещё в детстве, другие обратились к вере в сознательном возрасте. Но так или иначе, все они решили посвятить жизнь духовному служению. Как становятся священниками? Истории жителей Мурманской области...подробнее
Потенциальное расширение списка причин для эвтаназии уличных животных вызвало целую бурю в обществе региона. По традиции зоозащитники выступили против «высшей меры» для собак, а в поддержку инициативы выступают муниципальные чиновники и часть северян.Если посмотреть официальную статистику последних лет, то становится понятным, почему власти заинтересованы в...подробнее
Университет «Синергия» открыл в этом году в Мурманске колледж цифровых профессий. 2-го сентября 2024 г. студенты колледжа уже начали свое обучение по следующим направлениям: программирование; графический дизайнер; интернет-маркетинг. «Открытие колледжа — это хорошая возможность для ребят обучиться современным и востребованным профессиям в регионе....подробнее
СеверПост продолжает знакомить своих читателей с удивительными семьями Мурманской области. В Год семьи мы намерены поделиться историями самых необычных представителей Кольского полуострова. Наша цель – честно поведать о жизни и быте этих людей и вместе с экспертами дать ответы на актуальные вопросы. Наша сегодняшняя героиня – 17 летняя девушка, которая два года...подробнее
Результаты репродуктивной диспансеризации в Мурманской области удивили врачей. Оказалось, что ситуация ещё хуже, чем ожидалось. У 75% тех, кто прошёл обследование, обнаружили риски развития заболеваний репродуктивной сферы, либо уже имеющиеся отклонения. О том, какие патологии выявляют у северян, и только ли они влияют на способность зачать ребёнка, СеверПост поговорил с...подробнее
Новый проект реконструкции площади Пять Углов представили в национальном центре «Россия». Эксперты оценили его высоко. Мы поговорили с главой команды создателей проекта, главным архитектором бюро «Базис» Иваном Охапкиным. Каким он видит центр Мурманска — в материале СеверПост. Главный проект - Архитектурное бюро...подробнее
Коллектив аварийно-спасательного отряда города Мурманска массово увольняется. В течение нескольких месяцев служба, к которой относится специальное подразделение, лишилась 15 человек. А накануне октября заявления написали ключевые сотрудники – сами спасатели. «Это была лучшая работа в мире!» - так они попрощались с тысячами благодарных за их работу северян. В...подробнее
Она 14 раз приходила на выписку из роддома. 14 раз она видела первые шаги и первый зуб. Каково это быть бабулей для 14 детей? В преддверии Международного дня пожилых людей, который мы отметим 1 октября, СеверПост предлагает историю многодетной бабушки. Большие и маленькие Жени и Саши «Сейчас уроки закончатся, прибегут со школы внучок, внучка и дочка, они...подробнее
Раньше детей учили читать и писать в школе. Теперь там проверяют, как детей всему этому научили дома. Впрочем, некоторые особо щепетильные родители нанимают для своих отпрысков репетиторов уже с возраста 5-6 лет. К ним добавляются занятия по иностранному языку (чаще английскому), спортивная секция и творческий кружок. Весь спектр занятости называется витиевато –...подробнее
Неадекватные.
-Что вообще нужно здесь этим людям, под названием,беженцы,?Пусть валят к себе на родину и там живут,работают и изливают претензии ...Чего они хотели увидеть?Райские сады и манну небесную?Меня передергивает от слова,хохлы,.Это своего рода оккупанты.Сейчас работу и так трудно найти,еще эти беженцы со своими воплями, что им жить негде и что их не кормят. На 90 тысяч в месяц живут и их не кормят ?!! Да это оборзевшие люди !Зачем Ковтун их сюда ,завезла, ?!!
Не дело конечно. Позор властям. Узбеков на работу значит можно брать..? Надо дать разрешение на работу конечно! И возможность обустраиваться и зарабатывать на жизнь самостоятельно. А 800 руб в день на человека это даже слишком много. В России пенсионерам платят 300 руб в день.