Фото: СеверПост
Уже больше года украинские беженцы в Мурманске живут в невыносимых условиях. В бывшей школе, где открыли приют протекают краны, не всегда бывает электричество. И все это наряду с постоянными унижениями от местных властей. Не помогли беженцам ни московская комиссия, ни обещание главы региона разобраться с ситуацией.
-Мы воюем почти год. Когда сюда приехали, сказали, что всех расселят, что все будет хорошо. В итоге расселили только часть беженцев, а мы как проклятые какие-то, стали заложниками в аварийном здании, регистрацию получить не можем, на работу не берут, а с октября прошлого года нас перестали кормить. Сегодня люди что-то приносят, иногда кусочек хлеба в церкви дают, спасибо батюшке. А иногда и с помоек еду берем, до такого дошли. А ведь здесь остались только социальные группы, многодетные семьи, детишек надо чем-то кормить, ладно мы. При этом к нам еще постоянно приходят из администрации, орут на нас, говорят, что мы никто, что нас сюда никто не звал, грозятся выселить. Многих людей уже довели до нервных срывов, - рассказывает о жизни в пункте временного размещения на улице Сафонова, 18 уроженка Днепропетровска Лариса.
Все началось летом прошлого года, когда в Мурманскую область, спасаясь от войны, сотнями начали прибывать жители Юго-Востока Украины. Здесь им пообещали защиту, жилье, работу, материальную помощь. Глава Заполярья Марина Ковтун распорядилась создать специальный штаб помощи беженцам, а неравнодушные северяне массово начали нести в «Красный крест» продукты, одежду и деньги. Однако вместо обещанных «золотых гор» украинцы столкнулись с голодом и постоянным унижением.
-Когда мы сюда приехали в сентябре 2014 года, здесь была ужасная антисанитария. 2 года здесь не было санитарной уборки, здание пустовало. В одной комнате тогда жили по 12-18 человек, было много детей, все голодные, в поезд дали только две печенюшки и две конфетки. Вы можете представить, что тут творилось. Моющих средств никаких не было, сказали, «вам не положено». Холодно, зимней одежды нет, еда — помои, все пропавшее, кислое, горелое. У людей начались проблемы со здоровьем, - рассказывает Ольга, бежавшая с Юго-Востока Украины вместе с тремя детьми.


По словам беженцев, даже после визита московской комиссии правозащитников в августе этого года и поручения губернатора проверить условия содержания в приюте абсолютно ничего не изменилось. По-прежнему в здании с перебоями работает свет, текут краны, стоит холод, во дворе, где обычно играют дети, местные жители выгуливают собак и по ночам молодежь распивает алкоголь и кидает бутылки в окна, видимо, считая это здание нежилым. А людям нечего есть. Украинцы уже не раз направляли письма президенту РФ Владимиру Путину, жаловались во всевозможные инстанции, но безрезультатно. При этом люди задаются вопросом — куда делись все миллионы, которые Мурманская область получила на содержание украинских беженцев?
- На нас на одного человека выделяется по 800 рублей в день. В моей семье только четыре человека. Вы посмотрите, это мы на 96 тысяч в месяц что ли так живем? Пришли за помощью в «Красный крест», к нам подходили предприниматели, говорили, что по 30 тысяч туда приносили. Моя невестка недавно позвонила, она живет в общежитии, сказала, что вот только привезли рыбу. Я сразу побежала туда, но мне сказали, что больше нет. В «Красном кресте» я сама видела теплую новую одежду, коробки, но мне сказали «это не вам». А что тогда нам? Где все эти деньги? - говорит Лариса.

При этом стоит отметить, что в такой ситуации оказались не все украинцы. Как рассказывают проживающие здесь украинцы, восемь семей, оказавшиеся заложниками в бывшей школе №14, были последней группой, которую должны были расселить по общежитиям. Однако осенью у одного из беженцев в приюте обнаружили открытую форму туберкулеза. Мужчину госпитализировали, помещение обработали, остальным прописали необходимые лекарства для профилактики. Но процесс расселения на этом остановился.
- Мы не знаем, почему так. В соседнем общежитии на улице Ушакова людям уже дали регистрацию, туда и правда завозят продукты. А мы как проклятые тут. Это здание считается нежилым, поэтому нас хотят побыстрее отсюда выселить. Только вот куда? На нас оказывают настоящее психологические давление, с администрации приходят, орут, говорят, что мы никто, что нам ничего не положено, грозятся выселить, отключить электричество. Мы предлагали написать письменную бумагу, но по закону, они же не могут закрыть пункт, пока тут находится хотя бы один нуждающийся в убежище. У нас уже нервы сдают, нет ни одного дня, когда бы мы не плакали. У меня инвалидность III группы, сахарный диабет, в последнее время на нервной почве начала отниматься левая рука, - рассказывает Лариса.
Но главная проблема для беженцев в Мурманске — даже не голод. Украинцы, живущие в пункте временного размещения на улице Сафоново, не могут получить гражданство, а значит не могут устроиться на хорошую работу и хотя бы попытаться заработать на жилье.
- У меня одна мечта — получить гражданство. Но чтобы оформить регистрацию, мне нужно отсюда выписаться, так как это здание считается нежилым. А где меня в таком случае пропишут, кому я тут нужна? Я уже пыталась снимать квартиру, работаю продавцом, но не выдержала, вернулась обратно, все слишком дорого. Мне бы хотя бы комнату, хотя бы какой-то уголок, чтобы оформить гражданство. Я не хочу возвращаться в Донецк, там полный хаос. Я хочу жить и работать здесь. Но в итоге получается, что и отсюда выписаться не могу — хоть какая-то, но защита. И за пределами не выжить. Мы заложники ситуации, - поделилась с СеверПост уроженка Донецка Татьяна.
- Мы — семья ополченцев. Мы прибыли из района, где упал Boeing, стали свидетелями авиакатастрофы, сами собирали трупы, мои дети собирали. Моя дочь снимала на телефон первые три секунды его падения. И тогда мы видели, что падали два самолета, пилотом одного из которых был американец. Только после катастрофы обломки самолета стали еще больше бомбить, чтобы ничего не осталось, а людей побыстрее вывозить. Сын три месяца считался пропавшим без вести, сейчас он живет с нами, у него множество ранений, контузии, ему нужна медицинская помощь. Но мы не получаем никаких социальных выплат, ни пенсий, ни медикаментов, - рассказывает Лариса.
Из-за постоянного давления, голода, ужасных условий проживания и нервных срывов у многих беженцев появились серьезные проблемы со здоровьем.
- Я уроженка Мурманска, прожила здесь большую часть жизни, 15 лет отходила в море. Потом с мужем переехала в Луганск, - говорит Алла Ляшенко. С ней корреспондент СеверПост встретился, когда женщина собиралась ехать в больницу на операцию. По словам Аллы, серьезные проблемы со здоровьем у нее образовались из-за нервов.
У некоторых украинцев и вовсе опускаются руки. Мать троих детей Ольга поделилась с СеверПост, что иногда задумывается о том, чтобы сброситься с моста, а Лариса собирается объявить голодовку, если ситуация никак не изменится.
- Мы обычные мирные жители, мы хотим жить здесь, работать, как все люди. Пожалуйста, помогите нам, - обращаются беженцы, живущие в пункте временного размещения на улице Сафонова, к властям и уполномоченным органам в Мурманской области.
Чуть позже СеверПост удалось получить комментарий от администрации города по поводу этой ситуации.
- Мы только помогаем им с оформлением документов, жилье они должны искать сами. 500 человек нашли жилье, снимают квартиры, работают, и у них все в порядке. И в общежитиях комнаты они тоже нашли сами, у нас нет муниципальных общежитий, мы никого не расселяли. В данном случае мы можем предложить встать на очередь на получение комнаты в общежитии, но это может занять и до года, - сообщила СеверПост начальник отдела по работе с обращениями граждан и организации предоставления муниципальных услуг администрации города Мурманска Елена Калинина.
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее
Неадекватные.
-Что вообще нужно здесь этим людям, под названием,беженцы,?Пусть валят к себе на родину и там живут,работают и изливают претензии ...Чего они хотели увидеть?Райские сады и манну небесную?Меня передергивает от слова,хохлы,.Это своего рода оккупанты.Сейчас работу и так трудно найти,еще эти беженцы со своими воплями, что им жить негде и что их не кормят. На 90 тысяч в месяц живут и их не кормят ?!! Да это оборзевшие люди !Зачем Ковтун их сюда ,завезла, ?!!
Не дело конечно. Позор властям. Узбеков на работу значит можно брать..? Надо дать разрешение на работу конечно! И возможность обустраиваться и зарабатывать на жизнь самостоятельно. А 800 руб в день на человека это даже слишком много. В России пенсионерам платят 300 руб в день.