Фото: СеверПост
Единственное в мире ледокольно-транспортное судно с ядерной установкой, уникальный в своем роде атомный лихтеровоз «Севморпуть» впервые за 10 лет снова готовится выйти в рейс. Это событие называют вторым днем рождения судна, которое в 2007 году едва не отправили на утилизацию. Сейчас гигантский 260-метровый «атомный грузовик» ошвартован у причала Мурманского морского торгового порта — в ближайшую неделю ему предстоит принять на борт более 5 тысяч тонн грузов, после чего обновленный «Севморпуть» возьмет свой первый курс на Арктику.
Арктический атомный лихтеровоз «Севморпуть» был построен в 1988 году на судостроительном заводе «Залив» в городе Керчи. С 1992 года по 2006 год судно активно участвовало в перевозках контейнерных и генеральных грузов в направлении порта Дудинка, на трассах Севморпути, в сложных ледовых и климатических условиях. С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз прошел 302000 миль, перевез более 1,5 млн тонн грузов.
Однако в январе 2007 года в связи с отсутствием востребованности «Севморпуть» перевели в режим отстоя. Лихтеровоз уже собирались отправить на утилизацию, когда в госкорпорации «Росатом» подписали приказ о восстановлении судна. «Севморпуть» отремонтировали в доке в Росляково, после чего судно успешно прошло ходовые испытания и вернулось в порт приписки Мурманск.
Вечером 27 апреля лихтеровоз встал под погрузку у причала №15 мурманского торгового порта. По словам генерального директора ММТП Александра Масько, этот процесс займет 7-8 дней.
«Обработка атомного лихтеровоза «Севморпуть» в Мурманском морском торговом порту – это пример взаимопонимания и успешной координации для выполнения задач, имеющих государственное значение. Наше предприятие заинтересовано в расширении номенклатуры обрабатываемых грузов, в реализации стратегии развития Арктики. Надеемся, что работой, связанной с погрузкой данного судна, мы еще раз покажем, что мурманские портовики обладают высокой квалификацией и в порту есть весь комплекс технических ресурсов и возможностей для успешного участия в реализации Арктических проектов», - отметил Александр Масько.

- Это событие очень волнительное, и шли к нему достаточно долго. По вводу «Севморпути» в эксплуатацию было очень много планов, которые отчасти реализовались, отчасти нет. Долго очень думали, что первый рейс будет экспериментальным. Как вы видите, сейчас судно грузится, и никакой это не экспериментальный рейс, а настоящий боевой рейс с выгрузкой на припаянный лед, что будет происходить первый раз в истории судна. Мы испытываем одновременно и радость и большую ответственность за результаты этой экспедиции, - говорит заместитель генерального директора по морским и речным перевозкам ПАО «Совфрахт» Карен Степаньян.
Логистическая компания выступает агентом грузовладельца.
Первый заместитель генерального директора и главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, в свою очередь, подчеркнул, что все основные работы по восстановлению судна завершены, объем затраченных средств на обновление судна превысил миллиард рублей. На ближайшее время для «Севморпути» уже запланировано несколько рейсов.
- Летом у нас загрузка с 15 июля на 3 месяца по работам, связанным с Новой землей: там новое месторождение «Павловское», мы должны провести разведывательные работы. На осень также запланированы рейсы по доставке грузов по точкам. Все чаще упоминают контейнерный рейс — перевозка с Камчатки в Мурманск, там еще окончательных контрактных договоренностей нет, но, учитывая заинтересованность многих сторон, мы надеемся, он состоится, - отметил Мустафа Кашка.
Выход уникального лихтеровоза в первый 30-дневный рейс запланирован на 5 мая. Судно доставит на остров Котельный более 5,5 тысяч тонн грузов различной номенклатуры.
Вот уже неделю пустует кресло бизнес-омбудсмена Мурманской области. Бывший уполномоченный по делам предпринимателя Марта Говор стала министром туризма и предпринимательства, освободив место для преемника. Кандидатуры на замену только обсуждаются. Кого хотят видеть в этой роли сами предприниматели? Узнавал СеверПост. Бизнес vs Власть Самый, пожалуй,...подробнее
Прокуратура Мурманской области подала в арбитражный суд региона иск к ООО «Аквариум», учредителю организации и двум генеральным директорам (бывшему и нынешнему) иск почти на миллиард рублей. Надзорный орган требует расторгнуть договор на поставку дорожной техники с фирмой из Киргизии. Там считают, что сделка наносит ущерб интересам страны. Ответчик говорит о...подробнее
Минфин России представил пакет фискальных новаций, призванных обеспечить доходы федерального бюджета на 2026–2028 годы. Среди ключевых мер — повышение НДС и снижение порога для «упрощёнки». Эти инициативы уже раскололи экспертное сообщество на два лагеря: одни видят в них стратегическую необходимость для устойчивого развития, другие — прямой удар...подробнее
Кажется, северяне уже начали привыкать к ограничениям мобильного интернета. Где-то сложности возникают на короткий промежуток времени, например, из-за празднования Дня города, а где-то, как военных гарнизонах - длительно. Как это влияет на бизнес и почему предпринимателям приходится выживать, выяснял СеверПост. В понедельник прозвучал тревожный звоночек. В Кировске из-за...подробнее
Есть ли у малых городов будущее? Как историческое наследие, местные традиции и креативные индустрии могут стать драйверами экономики? На эти и другие вопросы ответили участники деловой программы Gastro Industry Fest (12+), который прошёл в Никеле. Нынешний год объединил несколько значимых юбилеев: пять лет самому фестивалю, 90 лет компании «Норникель», 80 лет...подробнее
В 2022 году компании «Студёный берег» дали 10 миллионов бюджетных рублей для запуска официального пляжа на реке Ура. Спустя три года объект не работает. А региональный комитет по туризму считает, что условия соглашения выполнены. Хотели, как лучше В 2022 году Мурманская область по национальному проекту «Туризм и индустрия...подробнее
Известный мурманский предприниматель Валерий Арчинов отреагировал на полученный им отказ в льготе по оплате аренды земли. Он утверждает, что стоимость аренды земельного участка в черте Мурманска площадью почти 24 гектара ему увеличили в 190 раз. И это при том, что он уже немало вложил в приведение земли в порядок. Но у региональной власти есть и свои серьёзные резоны. В доводы...подробнее
На полях главного бизнес-форума страны компания и правительство региона подписали очередное соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. В ходе Петербургского международного экономического форума правительство Мурманской области и компания «ФосАгро» подписали Соглашение о социально-экономическом партнерстве на 2025-2027 годы. Подписи под документом...подробнее
Российский союз промышленников и предпринимателей подвёл итоги Всероссийского конкурса «Флагманы бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость». В этом году в нём приняли участие 200 крупных российских компаний. По итогам работы жюри, которое оценивало итоги работы конкурсантов в прошлом году, были определены победители в 17 номинациях. По совокупности побед в...подробнее
В Мурманской области разгорается очередной конфликт между прибрежными рыбопромышленниками и пограничниками. Поводом стали разночтения российско-норвежских соглашений. Судебный прецедент уже создан. Рыбаки проиграли и считают, что тем самым их приравняли к браконьерам. Пограничники настаивают на своей правоте. СеверПост про историю конфликта. С моря в...подробнее
Территория опережающего развития «Столица Арктики» отмечает свой первый юбилей, став мощной опорой для градообразующих компаний региона. За эти пять лет преференциальный режим зарекомендовал себя как эффективный инструмент поддержки бизнеса, способствующий экономическому росту. На сегодняшний день статус резидента ТОР «Столица Арктики» по соглашениям с...подробнее
Накануне Дня Победы в Великой Отечественной войне на Восточном руднике Кировского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») запустили в эксплуатацию новый БЕЛАЗ-7513D. Гиганту грузоподъёмностью 136 тонн присвоили имя. Он был назван в честь 80-летия Великой Победы. Именитые машины ОАО «БЕЛАЗ» и Кировский филиал АО «Апатит»...подробнее
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее
Гордость Российского флота должен быть всегда в строю и точка. Указ подписан!