Он дрейфовал на льдине, расколовшейся на куски, и чудом спасся, а позже уже сам спасал исследовательское судно, терпящее бедствие в антарктических льдах. Он покорял Арктику по воздуху в самом северном в мире авиаперелете и спускался на дно Ледовитого океана. О неожиданных поворотах судьбы и не только наш разговор со знаменитым полярником, известным советским и российским исследователем Арктики и Антартики, крупным политиком Артуром Чилингаровым. Проект подготовлен совместно с журналом «Мурманская миля».
- Артур Николаевич, ваши титанические усилия по изучению и освоению Арктики восхищают многих людей. Но иногда не все понимают, зачем она нужна нам, простым россиянам?
- Уже сейчас Арктика служит для России кладовой с гигантскими запасами газа, нефти, апатитов, никеля, разведка и добыча которых дает огромные поступления в бюджет. Но ее недра содержат еще больше неразведанных полезных ископаемых. По данным исследователей, Арктика хранит до трети мирового объема углеводородов. Запасы углеводородного топлива только на прилегающем к российской территории континентальном шельфе оцениваются в 910 миллиардов условных тонн. Они станут нашим спасением, когда истощатся материковые месторождения нефти и газа.
Поэтому ближайшая прикладная задача России в этом регионе разработать месторождения топливного сырья на Арктическом шельфе, исследованиями которого наши ученые успешно занимаются десятки лет. К примеру, 30 лет они трудились только над картой рельефа дна Северного Ледовитого океана. Аналогов этой карты нет в мире.
- Ну а какова, на ваш взгляд, роль Мурманской области в деле освоения Арктики?
- Ваш регион уверенно идет правильным арктическим курсом, а город Мурманск, я считаю, по праву может называться столицей Северного морского пути. Ведь Мурманская область уже стала площадкой для межрегионального и международного сотрудничества в Арктике и вносит особый вклад в защиту интересов России на нее территории. Мурманск считают воротами в Арктику из-за его незамерзающего морского порта, а также базы атомного ледокольного флота, исторически обеспечивавшего сообщение по Северному морскому пути.
После развала Советского Союза он долго оставался невостребованным, но, благодаря усилиям многих людей, наш атомный ледокольный флот удалось сохранить, а теперь и начать строительство новых ледоколов. Сегодня Севморпуть ожил, и вновь появилась необходимость доставки по нему грузов, например, из Норвегии в Японию. Выгода очевидна, прежде всего, это экономия топлива и времени, поэтому иностранцы все чаще выбирают для перевозок Севморпуть. Уже сейчас судоходство по его трассе можно осуществлять круглогодично. При должной организации дела и, главное, при большом и стабильном грузопотоке он может приносить значительную прибыль нашей стране.
- Что-то конкретное делается для комплексного развития перевозок по СМП?
- Очень многое. Намечена реконструкция и восстановление морских портов на всей трассе Северного морского пути, и вся территория Крайнего Севера и Арктики будет оснащена современной системой спутниковой навигации. Разработана программа по восстановлению ледокольного флота, в частности, в ближайшие годы планируется построить три атомных и три дизельных ледокола. В государственном бюджете уже заложены средства для проектирования новой серии атомных судов. Все это свидетельствует об активном и целенаправленном восстановлении государственного присутствия в важнейшем для нашей страны регионе Арктике.
- Артур Николаевич, откуда у вас, коренного ленинградца, такая любовь к Арктике? Как вышло, что вы связали с ней свою судьбу?
- Скорее это произошло волею судеб. Большинство мальчишек послевоенного Ленинграда мечтали стать моряками. И после школы я подал документы в Ленинградское высшее инженерноморское училище имени адмирала Макарова. Поступал я туда на судомеханический факультет, но не хватило проходных баллов, поэтому пришлось остановиться на арктическом. Вот так моя жизнь и пошла по северной колее. По окончании мореходки я отправился в заполярный город Тикси, где находилась перевалочная база северных экспедиций. Его не зря называли “столицей Арктики”.
Там я впервые узнал, почем фунт полярного лиха: семимесячная полярная ночь, сорокаградусные морозы, свирепая пурга, которая сбивает с ног и парализует все живое. В Тикси я работал в ледовой разведке, научным сотрудником обсерватории Ленинградского арктического и антарктического института. Вернувшись в Ленинград, продолжал заниматься наукой. Затем решил организовать свою полярную экспедицию. С дрейфующей станции “СП19” и началась моя первая зимовка в северных льдах.
- Это та самая экспедиция, под которой раскололась льдина и вам чудом удалось с нее эвакуироваться?
- Да, ледяной остров, на котором дрейфовала наша экспедиция, среди ночи наткнулся на мель и стал разваливаться на куски. От огромной льдины размером 8 на 12 километров остался лишь небольшой кусок 500 на 300 метров.
На него налетали многотонные ледяные глыбы и крушили наш островок, он в любой момент мог уйти изпод ног на многокилометровую глубину океана.
Нам с огромным трудом удалось через трещины и обломки айсбергов перебраться на другую льдину. Связи с материком не было, и нашу экспедицию считали погибшей до тех пор, пока нас не заметили летчики полярной авиации и не сообщили на большую землю, что мы живы...
- Известно, что за операцию по спасению научного судна «Михаил Сомов» в Антарктике вы удостоены звезды Героя Советского Союза, а звездой Героя России вас наградили за спуск на батискафе в Северный Ледовитый океан. Многие до конца не понимают, для чего вам понадобилось устанавливать флаг на его дне, тем более, что это сопряжено с риском для жизни?
- Установив наш флаг на дне Ледовитого океана в географической точке Северного полюса, мы сумели доказать, что при необходимости можем достигнуть любой точки Арктики даже на многокилометровой глубине. Ни у одной страны, кроме России, нет техники, позволяющей совершать такие погружения. Аппарат «Мир» это целая научная лаборатория, побывавшая на многих глубинах. Но даже для него четыре километра вглубь Северного Ледовитого океана дело не из легких.
- Наверное, без нештатных ситуаций не обошлось?
- Разумеется. После погружения и установки флага мы в течение полутора часов не могли оторваться от дна океана изза ила, а потом изза образовавшейся кромки льда у нас долго не получалось всплыть на поверхность. Дело в том, что полынья в Арктике затягивается льдом часа за тричетыре, а мы пробыли под водой почти восемь и серьезно рисковали аппарат мог не подняться наверх, но нам повезло. Теперь на вопрос, кто хозяин в Арктике, мы можем ответить: конечно, тот, кто способен добраться до любой точки Северного Ледовитого океана.
- Артур Николаевич, может быть, это дурацкий вопрос, но зачем вам, знаменитому исследователю, понадобилась Госдума? Что толкнуло вас стать политиком?
- В политику я попал вынужденно, можно сказать, в силу обстоятельств. В период распада Советского Союза в должности заместителя председателя Госкомгидромета СССР я отвечал за все вопросы, связанные с Арктикой, Антарктикой, Мировым океаном в рамках деятельности гидрометслужбы. В 90х годах я пошел на выборы в Государственную Думу, чтобы защищать интересы жителей арктических регионов, особенно пострадавших при развале нашей страны и перестройке. Должен сказать, что в депутатском кабинете я не сидел: много ездил по северным поселкам и городам от Архангельска до Чукотки, встречался с людьми, разбирался в проблемах, старался помочь.
- И отработав в Госдуме почти 20 лет, вы вдруг сами оставили депутатское кресло, а сейчас решили вновь в него вернуться. Почему?
- Оставил, потому что решил полностью сосредоточиться на главном деле своей жизни Арктике. Ведь она требует решения огромного количества проблем. Например, какие природные ресурсы мы оставим потомкам? Именно арктический регион ими богат как никакой другой на Земле.
И по этой же причине вернулся. Дело в том, что самые важные вопросы, связанные с освоением Арктики, требуют решения именно на законодательном уровне. Сегодня меня особенно радует внимание к ним со стороны правительства и главы государства. Президент страны большое значение придает развитию северных и дальневосточных территорий. Есть понимание, что Арктика нам нужна и что за ней будущее России.
Представьте: 2039 год. Вы садитесь в аэротакси и отправляетесь к себе домой – в одну из квартир новой очереди «Кольских огней». По пути пролетаете монументальное здание кампуса Арктического университета, отстроенный квартал на Жилстрое, мурманскую набережную Кольского залива. Сюжет, достойный фантастических фильмов, не правда ли? Ко Дню города СеверПост...подробнее
Помощник президента Владимир Мединский во время визита в Мурманск взорвал медийную повестку. 11 лет образования являются «непозволительной роскошью», нужно сокращаться. Вот что заявил далеко не самый последний человек в системе российского образования. Откуда взялась эта идея, кто воспринимает её в штыки, а кто приветствует. Мнения собирал СеверПост. Про...подробнее
C 1 марта этого года вступили в силу требования закона, которые обязуют оленеводов маркировать своих оленей. Обновлённое законодательство затронет около 55 тысяч голов оленей в Кольском Заполярье. Именно столько животных по различным данным содержится в хозяйствах Мурманской области. Как и зачем заполярные саамы теперь будут маркировать оленей, выяснял...подробнее
В преддверии наступления Нового 2024 года СеверПост обратился к известным в Мурманской области людям с просьбой ответить какое событие уходящего 2023 года стало для них самым главным. Как мы и ожидали, ответы получились не только конкретными и лаконичными, но и весьма разнообразными. Примечательно, что большинство из них связаны, так или иначе, с основной деятельностью наших...подробнее
Судя по всему, концепция «магазин у дома» в Мурманске сменилась на «бухло в каждый подъезд». Концентрация алкоточек в центре столицы Заполярья зашкаливает. Если раньше Мурманск считался рыбным городом, то сейчас туристы вполне могут сделать вывод, что это город алкоголиков. Журналист СеверПост прогулялся по улицам и посчитал количество магазинов с...подробнее
Внимание государства к Мурманской области в последние годы выросло. Реализуются крупные арктические проекты, работают федеральные бизнес-структуры, выделяются огромные деньги. А где есть деньги, есть и споры. СеверПост побеседовал с председателем Арбитражного суда Мурманской области Артёмом Драченом. О работе, нагрузке и личном. Артём Васильевич, регион включается в...подробнее
Новым руководителем Мурманского государственного технического университета 26 января стала Мария Князева, которая до этого работала проректором по научно-исследовательской работе Мурманского арктического государственного университета. О том, какие итоги можно подвести спустя всего неделю, об обучении в Школе СКОЛКОВО и ключевых задачах, которые сегодня стоят перед...подробнее
29 мая в Норильске из резервуара хранения ТЭЦ-3, принадлежащей ПАО «ГМК «Норильский никель», произошла утечка 21 163 тонн дизельного топлива. Ликвидация последствий аварии, согласно предварительному плану, будет проводиться до 2025 года включительно. В причинах случившегося разбирался эксперт, директор Экологического правового центра «Беллона»...подробнее
Для россиян решающая роль СССР в разгроме немцев в Великой Отечественной войне неоспорима. На Западе – историю все чаще трактуют иначе. Что об этом думают наши северные соседи? Помнят ли норвежцы, кто освободил Финнмарк? На эти вопросы нам ответил член норвежской федерации ассоциаций военных ветеранов, майор Торгейр Лёволд. - Что делается сейчас в Норвегии,...подробнее
Мурманская природоохранная прокуратура назвала виновного в потопе. Надзорное ведомство считает, что затопление промзоны - вина регионального министерства экологии. С такой трактовкой согласны не все. Есть мнение, что ответственность должны нести городские власти и сама прокуратура. «Следствием подтопления дороги явилось несвоевременное проведение...подробнее
На вышедшего в обеденное время подышать воздухом человека составляют протокол, а припозднившегося жителя дальнего посёлка отправляют в отдел полиции, из-за чего он останется в городе до утра. При этом полицейские сами зачастую не соблюдают норм противовирусной безопасности. СеверПост продолжает рассказывать о том, как работает система по борьбе с COVID-19 в...подробнее
То, что в инфекционном обсерваторе в Мурманске происходит что-то не то, уже давно было предметом городских пересудов. СеверПост удалось встретиться с мурманчанкой, которую после двухнедельной самоизоляции увезли в инфекционное отделение областной клинической больницы им. Баяндина. Девушка считает, что только чудом в больнице не вспыхнул очаг заражения CoViD-19. По мнению...подробнее
Профессия инженера снова в тренде. А диплом технического вуза гарантирует высокую зарплату. Не верите? А мы вам докажем! СеверПост продолжает совместный с Мурманским государственным техническим университетом проект о профессиях, которые можно получить в ведущем вузе региона. А всё для того, чтобы раскрыть подробности работы востребованных специалистов и ответить на...подробнее
СеверПост запускает новый проект. Мы планируем рассказать о профессиях, которые можно получить в Мурманском государственном техническом университете. Каждые две недели мы будем публиковать новый материал. А всё для того, чтобы раскрыть подробности их работы и ответить на вопрос, какая у них зарплата. И мы начинаем. Поездки в самые удалённые уголки СССР, походы по тайге и по...подробнее
Вчера 8, сегодня уже 12 заражённых. Такими темпами через неделю в Мурманской области их будут сотни. Вот уже власти размышляют над тем, чтобы ввести блокаду целых городов. От одного приезжего из-за границы заразились уже несколько, только контакт с ним имели почти 200 человек. Опасность рядом, и она серьёзная, вот только предпринимаемые меры пока не сдерживают...подробнее