Политика

2017-03-28, 16:00
Фото: business-vector.info, Мурманская областная Дума

После драки кулаками не машут

Кандидатуру уполномоченного по правам предпринимателей Мурманской области, в бизнес-активе которого есть только опыт организации челночных перевозок в лихие 90-е, поддержали депутаты областной Думы. Посетовали, что не очень походит, поставили под сомнение процесс его выбора, но поддержали.

Сегодня в Мурманской областной Думе на профильном комитете обсуждали будущего уполномоченного по правам предпринимателей Дмитрия Барышева. Кандидатура никому ранее неизвестного защитника появилась путем сомнительных манипуляций в областном правительстве.

Выбирали бизнес-омбудсмена фактически члены Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при региональном правительстве. После выступления всех кандидатов участникам надо было оценить по пятибалльной системе личные и деловые качества. Если верить информационной записке, которую министерство промышленности и предпринимательства представило комитету, то Барышев получил 46 «положительных оценок».

«Как это? В пятибальной системе не бывает отрицательных оценок. И почему 46, если членов совета всего 37?», - возмутился на заседании комитета депутат Михаил Антропов, сам входящий в состав Совета.

Министр промышленности и предпринимательства Ольга Кузнецова пояснила, что имелись в виду все-таки максимальные оценки. Барышев набрал 46 «пятерок» от членов Совета.

Это, впрочем, тоже никак не означает поддержку предпринимательского сообщества. Совет при правительстве на 30% состоит из областных и муниципальных чиновников, еще четверть — представители крупного бизнеса. Таким образом, на долю малых предпринимателей, кого, по задумке, и должен защищать омбудсмен приходится менее половины.

Может потому на утверждение к губернатору легло достаточно спорное резюме Дмитрия Барышева. По нему получивший степень MBA наемный менеджер и бывший сотрудник УМВД России ни дня не работал сам на себя.

«Вы вообще бизнесом когда-нибудь занимались?», - спросил депутат Максим Белов.


«В 90-е занимался мелким частным бизнесом, который не входит ни в одну из биографий, это, скажем так, челночный автобизнес», - ответил ему Дмитрий Барышев.

Участники заседания шепотом тут же стали спрашивать друг у друга: «Параллельно со службой в УМВД или нет?». Услышавший их, будущий омбудсмен поспешил заверить: «Это было до службы в органах».

Кандидатура спорная, но депутаты решили пойти по пути «имеем, что имеем» и не махать кулаками после драки.

«Конечно, тут неправильный сам механизм выбора омбудсмена. Надо его менять, но это на будущее», - резюмировал Михаил Антропов.

«Я вас поддержу, но считаю, что вы скорее хороший исполнитель, может быть, потенциальный министр, но уполномоченный по правам предпринимателей это другое, человек должен быть другого склада характера», - заявил Максим Белов, предложив Барышеву самому еще раз подумать о готовности занять это пост.

Покивали и остальные члены комитета, после почти единогласно проголосовав «за». Теперь Барышеву предстоит утверждение на заседании областной Думы 30 марта и очное собеседование у бизнес-омбудсмена при президенте РФ Бориса Титова. Если все пройдет удачно, то после назначения он сможет получать неплохую зарплату и нанять себе сотрудников аппарата. А то пока в мурманском филиале ООО «Порт-экспресс», где трудится будущий омбудсмен, не отвечает ни один телефон.

После внесения поправок в региональное законодательство, должность бизнес-омбудсена в Мурманской области стала государственной, на ее содержание бюджет только до конца этого года потратит 2,8 млн рублей.

«К моменту принятия поправок в закон об уполномоченном, мы оставались единственным регионом России, в котором бизнес-омбудсмен работал на общественных началах», - напомнила Ольга Кузнецова.

Средства пойдут не только на зарплату, но и на командировки. Дмитрий Барышев, выступая перед депутатами, заявил, что после утверждения на пост намерен плотнее ознакомиться с работой коллег в других регионах. Главное, чтобы было с чем знакомиться.

СеверПост опросил журналистов из Башкирии, Санкт-Петербурга и Вологодской области, которые отметили, что бизнес-омбудсмены в регионах не были замечены за активными действиями по защите прав предпринимателей.

«Его не видно, не слышно, если честно. Никаких громких дел нет. В комментариях СМИ иногда мелькает и в заседаниях с депутатами участвует как эксперт, например. Эти омбудсмены вообще дело темное, у нас есть еще финансовый, например - вообще непонятно зачем нужен», - рассказала Елена Садыкова, редактор «Комсомольская правда» - Уфа».

Но это не только предпринимательских омбудсменов проблема, существование вообще самого института уполномоченных у многих экспертов вызывает вопросы. Так, если доводить до абсурда, то в стране вполне может появиться и омбусмен по правам омбудсменов.