«Мурманскавтотранс», предприятия которого обслуживают большинство автобусных маршрутов Мурманской области, отменяет и сокращает рейсы, ссылаясь на их убыточность. Транспортники говорят, что виной всему политика регионального Минтранса, еще одной причиной может быть то, что «Мурманскавтотранс» проиграл битву за пассажира сервису Bla-bla-car.
С начала года в Заполярье прошла волна возмущений из-за отмены и сокращения рейсов междугородних и городских маршрутов.
В феврале был отменен 102 рейсовый маршрут «Мончегорск - Риж-губа». Автовокзал принял решение об отмене рейса до 20 апреля.
Жители поселка Щукозера даже собирали собирали подписи против изменения автобусного маршрута № 112, после сокращения количества рейсов, время отправления из населенного пункта оказалось неудобно для работающих и детей, посещающих секции допобразования в Североморске. С начала года североморские автобусы перестали выходить на маршрут №201 «Мурманск — Килпъявр». Транспортное сообщение с отдаленным поселком стало ещё более затруднительным. Для решения проблемы администрация Кольского района запустила рейс №133 между Колой и Килпъявром.
Недавно пришла череда возмущаться жителям Кировска, там с самого популярного городского маршрута №1 с апреля снимают все большие автобусы, оставляя только микроавтобусы. Взамен «Автоколонна» планирует продлить маршрут от поселка Титан до отдаленного микрорайона Кукисвумчорр, но ходить он будет реже, доезжавшего до Кукисвумчорра ранее «первого» автобуса.
Жители отмечают, что теперь все реже ходят автобусы и на других муниципальных маршрутах в Апатитах, Кировске и Кандалакше. Везде предприятия «Мурманскавтотранса» причиной возмутивших жителей нововведений называют финансовые сложности и убыточность.
Экономически (не) обоснованный тариф
«Часть маршрутов были переведены с субсидируемых в несубсидируемые. Причиной тому является политика Минтранса и областного правительства. Денег нет в областном бюджете на субсидии», - прокомментировали ситуацию в приемной «Мурманскавтотранс».
«К сожалению, цена перевозки пассажира оставляет желать лучшего, потому что она не компенсирует наши затраты на организацию перевозок», - рассказала на совещании в администрации Кировска руководитель «Автоколонны №1378» Марина Берс.
По ее словам, с прошлого года предприятие «Мурманскавтотранс» по всей области перешло на субсидирование из бюджета на основании экономиченски обоснованного тарифа, который включает в себя затраты на заработную плату, горючее, коммунальные расходы и отчисления в бюджет.
«Но, к сожалению, заложенные на 16-й год экономически обоснованные тарифы таковыми себя не показали. Все предприятия «Мурманскавтотранса», филиалом которого мы являемся, понесли очень значительные убытки», - сказала она.
О недовольстве «Мурманскавтотранса» знают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманском области. Причина — изменение порядка субсидирования затрат транспортных предприятий. Как пояснил СеверПост министр Дмитрий Соснин, в конце 2016 года ведомство перешло на субсидирование по экономически обоснованному тарифу на основе данных о пассажирах от автоматизированной системы.
«Раньше перевозчики предоставляли нам данные о своих доходах и своих убытках, достоверность этих сведений проверить сложно. Сейчас порядок другой. Комитет по тарифному регулированию устанавливает экономически обоснованный тариф, мы получаем данные учета пассажиров от независимого оператора и компенсируем перевозчику разницу между стоимостью билета для пассажира и утвержденным тарифом. Конечно, в сумме компенсации несколько снизились», - сказал Дмитрий Соснин.
По словам министра, в Комитете по тарифному регулированию сейчас ведется работа с перевозчиками, результатом которой может стать изменение экономически обоснованного тарифа. Муниципалитеты в свою очередь пересматривают маршрутную сеть на основе данных автоматизированной системы учета пассажиров.
«Конечно, есть маршруты, на которых ездит всего несколько человек, они будут недовольны отменой, но надо соблюдать баланс интересов», - сказал министр.
За разговоры дешевле
Еще одну причину активного снижения рентабельности междугороднего сообщения и закрытия рейсов называет блог «Транспорт Мурманской области». «Мурманскавтотранс» проигрывает конкурентную борьбу нелегальным перевозчикам и популярным райдшеринговым сервисам.
Проезд на автобусе по самому дальнему областному маршруту из Мурманска в Кандалакшу обойдется в 630 рублей, то в Bla-bla-car за такой проезд возьмут от 350 до 700 рублей, в зависимости от аппетитов водителя. Автобусный билет от Мурманска до Оленегорска обойдется в 384 рублей, при этом с помощью онлайн-сервиса поиска попутчика это же расстояние можно проехать и за 150 рублей.
Чистый убыток вырос в 8 раз
Разговоры про убыточность маршрутов можно подкрепить и официальными документами. Согласно данным бухгалтерской отчетности за III квартал 2016 года ПАО «Мурманскавтотранс» увеличило чистый убыток в восемь раз. Финансовый результат за девять месяцев прошлого года составил минус 74,5 млн рублей против чистого убытка в 9,2 млн рублей за аналогичный период 2015 года.
При этом за 9 месяцев прошлого года у предприятия выросла выручка с 471,6 млн в 2015 году до 485,5 в 2016 году и снизилась себестоимость продаж с 634,6 млн до 624,4 млн рублей соответственно. При этом ПАО не получило за период с января по сентябрь доходов от участия в других организациях, которые за аналогичный период 2015 года составляли 131 млн рублей.
Итоговая бухгалтерская отчетность за 2016 год предприятием еще не опубликована, но общую картину можно понять и по январю-сентябрю.
Всего «Мурманскавтотранс» обслуживает 22 междугородних маршрута, 49 пригородных и 27 городских автобусных маршрута в Мончегорске, Североморске, Кировске, Умбе, Кандалакше и Апатитах. 29,97% акций принадлежат Месропу Шанкояну, 24,45% Сергею Восканяну, 29,98 % Ларисе Салодяжниковой.
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание капитально отремонтировали, сделав храм ещё более величественным и прекрасным. Драгоценный дар И строительство, и реконструкция храма были выполнены на средства компании «ФосАгро». Это стало подарком для кировчан:...подробнее
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за здоровье, а порой и жизнь. Недели и даже месяцы проводят дети вдали от дома, там, где и воздух кажется стерильным. СеверПост узнал, кто и как скрашивает серые будни маленьких пациентов. Страшный диагноз – ещё не...подробнее
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта Мурманской области». В офлайн и онлайн режимах, на сессиях и в кулуарах участники активно делились мнениями о современных мерах поддержки, способах проведения расчётов в текущих экономических реалиях и перспективах развития...подробнее
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную ёлку областного центра и определить место для традиционных гуляний в новогоднюю ночь и на Рождество. СеверПост попытался прикинуть варианты. Оставим в стороне вопрос, почему при планировании работ на площади никто...подробнее
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до образования, и везде приносят осязаемые плоды. К такому выводу пришли журналисты авторитетного делового издания. В конце октября в свет вышел специальный выпуск делового журнала Forbes, на страницах которого представлен анализ...подробнее
Ещё недавно у Натальи Щебаровой была размеренная жизнь: она работала в мурманском офисе экономистом. Но в 34 года поняла, что хочет тёплого климата и перемен в жизни. Спустя 15 часов перелёта из Москвы она оказалась в Азии. Теперь каждое утро она едет в школу на байке, где дети называют её мисс Натали. Учитель во вьетнамской школе. Новый мир и новая жизнь. Без оценок...подробнее
Профессионалы от Бога. Именно так в самом прямом смысле можно сказать о героях нашей истории. При этом к сану все они шли разными путями. Одним привили религиозный образ мысли ещё в детстве, другие обратились к вере в сознательном возрасте. Но так или иначе, все они решили посвятить жизнь духовному служению. Как становятся священниками? Истории жителей Мурманской области...подробнее
Потенциальное расширение списка причин для эвтаназии уличных животных вызвало целую бурю в обществе региона. По традиции зоозащитники выступили против «высшей меры» для собак, а в поддержку инициативы выступают муниципальные чиновники и часть северян.Если посмотреть официальную статистику последних лет, то становится понятным, почему власти заинтересованы в...подробнее
Университет «Синергия» открыл в этом году в Мурманске колледж цифровых профессий. 2-го сентября 2024 г. студенты колледжа уже начали свое обучение по следующим направлениям: программирование; графический дизайнер; интернет-маркетинг. «Открытие колледжа — это хорошая возможность для ребят обучиться современным и востребованным профессиям в регионе....подробнее
СеверПост продолжает знакомить своих читателей с удивительными семьями Мурманской области. В Год семьи мы намерены поделиться историями самых необычных представителей Кольского полуострова. Наша цель – честно поведать о жизни и быте этих людей и вместе с экспертами дать ответы на актуальные вопросы. Наша сегодняшняя героиня – 17 летняя девушка, которая два года...подробнее
Результаты репродуктивной диспансеризации в Мурманской области удивили врачей. Оказалось, что ситуация ещё хуже, чем ожидалось. У 75% тех, кто прошёл обследование, обнаружили риски развития заболеваний репродуктивной сферы, либо уже имеющиеся отклонения. О том, какие патологии выявляют у северян, и только ли они влияют на способность зачать ребёнка, СеверПост поговорил с...подробнее
Новый проект реконструкции площади Пять Углов представили в национальном центре «Россия». Эксперты оценили его высоко. Мы поговорили с главой команды создателей проекта, главным архитектором бюро «Базис» Иваном Охапкиным. Каким он видит центр Мурманска — в материале СеверПост. Главный проект - Архитектурное бюро...подробнее
Коллектив аварийно-спасательного отряда города Мурманска массово увольняется. В течение нескольких месяцев служба, к которой относится специальное подразделение, лишилась 15 человек. А накануне октября заявления написали ключевые сотрудники – сами спасатели. «Это была лучшая работа в мире!» - так они попрощались с тысячами благодарных за их работу северян. В...подробнее
Она 14 раз приходила на выписку из роддома. 14 раз она видела первые шаги и первый зуб. Каково это быть бабулей для 14 детей? В преддверии Международного дня пожилых людей, который мы отметим 1 октября, СеверПост предлагает историю многодетной бабушки. Большие и маленькие Жени и Саши «Сейчас уроки закончатся, прибегут со школы внучок, внучка и дочка, они...подробнее
Раньше детей учили читать и писать в школе. Теперь там проверяют, как детей всему этому научили дома. Впрочем, некоторые особо щепетильные родители нанимают для своих отпрысков репетиторов уже с возраста 5-6 лет. К ним добавляются занятия по иностранному языку (чаще английскому), спортивная секция и творческий кружок. Весь спектр занятости называется витиевато –...подробнее
может просто меньше воровать надо, да зарплаты директорам адекватными сделать, сравнимыми с зарплатами тех, кто директорам деньги зарабатывает?