«Мурманскавтотранс», предприятия которого обслуживают большинство автобусных маршрутов Мурманской области, отменяет и сокращает рейсы, ссылаясь на их убыточность. Транспортники говорят, что виной всему политика регионального Минтранса, еще одной причиной может быть то, что «Мурманскавтотранс» проиграл битву за пассажира сервису Bla-bla-car.
С начала года в Заполярье прошла волна возмущений из-за отмены и сокращения рейсов междугородних и городских маршрутов.
В феврале был отменен 102 рейсовый маршрут «Мончегорск - Риж-губа». Автовокзал принял решение об отмене рейса до 20 апреля.
Жители поселка Щукозера даже собирали собирали подписи против изменения автобусного маршрута № 112, после сокращения количества рейсов, время отправления из населенного пункта оказалось неудобно для работающих и детей, посещающих секции допобразования в Североморске. С начала года североморские автобусы перестали выходить на маршрут №201 «Мурманск — Килпъявр». Транспортное сообщение с отдаленным поселком стало ещё более затруднительным. Для решения проблемы администрация Кольского района запустила рейс №133 между Колой и Килпъявром.
Недавно пришла череда возмущаться жителям Кировска, там с самого популярного городского маршрута №1 с апреля снимают все большие автобусы, оставляя только микроавтобусы. Взамен «Автоколонна» планирует продлить маршрут от поселка Титан до отдаленного микрорайона Кукисвумчорр, но ходить он будет реже, доезжавшего до Кукисвумчорра ранее «первого» автобуса.
Жители отмечают, что теперь все реже ходят автобусы и на других муниципальных маршрутах в Апатитах, Кировске и Кандалакше. Везде предприятия «Мурманскавтотранса» причиной возмутивших жителей нововведений называют финансовые сложности и убыточность.
Экономически (не) обоснованный тариф
«Часть маршрутов были переведены с субсидируемых в несубсидируемые. Причиной тому является политика Минтранса и областного правительства. Денег нет в областном бюджете на субсидии», - прокомментировали ситуацию в приемной «Мурманскавтотранс».
«К сожалению, цена перевозки пассажира оставляет желать лучшего, потому что она не компенсирует наши затраты на организацию перевозок», - рассказала на совещании в администрации Кировска руководитель «Автоколонны №1378» Марина Берс.
По ее словам, с прошлого года предприятие «Мурманскавтотранс» по всей области перешло на субсидирование из бюджета на основании экономиченски обоснованного тарифа, который включает в себя затраты на заработную плату, горючее, коммунальные расходы и отчисления в бюджет.
«Но, к сожалению, заложенные на 16-й год экономически обоснованные тарифы таковыми себя не показали. Все предприятия «Мурманскавтотранса», филиалом которого мы являемся, понесли очень значительные убытки», - сказала она.
О недовольстве «Мурманскавтотранса» знают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманском области. Причина — изменение порядка субсидирования затрат транспортных предприятий. Как пояснил СеверПост министр Дмитрий Соснин, в конце 2016 года ведомство перешло на субсидирование по экономически обоснованному тарифу на основе данных о пассажирах от автоматизированной системы.
«Раньше перевозчики предоставляли нам данные о своих доходах и своих убытках, достоверность этих сведений проверить сложно. Сейчас порядок другой. Комитет по тарифному регулированию устанавливает экономически обоснованный тариф, мы получаем данные учета пассажиров от независимого оператора и компенсируем перевозчику разницу между стоимостью билета для пассажира и утвержденным тарифом. Конечно, в сумме компенсации несколько снизились», - сказал Дмитрий Соснин.
По словам министра, в Комитете по тарифному регулированию сейчас ведется работа с перевозчиками, результатом которой может стать изменение экономически обоснованного тарифа. Муниципалитеты в свою очередь пересматривают маршрутную сеть на основе данных автоматизированной системы учета пассажиров.
«Конечно, есть маршруты, на которых ездит всего несколько человек, они будут недовольны отменой, но надо соблюдать баланс интересов», - сказал министр.
За разговоры дешевле
Еще одну причину активного снижения рентабельности междугороднего сообщения и закрытия рейсов называет блог «Транспорт Мурманской области». «Мурманскавтотранс» проигрывает конкурентную борьбу нелегальным перевозчикам и популярным райдшеринговым сервисам.
Проезд на автобусе по самому дальнему областному маршруту из Мурманска в Кандалакшу обойдется в 630 рублей, то в Bla-bla-car за такой проезд возьмут от 350 до 700 рублей, в зависимости от аппетитов водителя. Автобусный билет от Мурманска до Оленегорска обойдется в 384 рублей, при этом с помощью онлайн-сервиса поиска попутчика это же расстояние можно проехать и за 150 рублей.
Чистый убыток вырос в 8 раз
Разговоры про убыточность маршрутов можно подкрепить и официальными документами. Согласно данным бухгалтерской отчетности за III квартал 2016 года ПАО «Мурманскавтотранс» увеличило чистый убыток в восемь раз. Финансовый результат за девять месяцев прошлого года составил минус 74,5 млн рублей против чистого убытка в 9,2 млн рублей за аналогичный период 2015 года.
При этом за 9 месяцев прошлого года у предприятия выросла выручка с 471,6 млн в 2015 году до 485,5 в 2016 году и снизилась себестоимость продаж с 634,6 млн до 624,4 млн рублей соответственно. При этом ПАО не получило за период с января по сентябрь доходов от участия в других организациях, которые за аналогичный период 2015 года составляли 131 млн рублей.
Итоговая бухгалтерская отчетность за 2016 год предприятием еще не опубликована, но общую картину можно понять и по январю-сентябрю.
Всего «Мурманскавтотранс» обслуживает 22 междугородних маршрута, 49 пригородных и 27 городских автобусных маршрута в Мончегорске, Североморске, Кировске, Умбе, Кандалакше и Апатитах. 29,97% акций принадлежат Месропу Шанкояну, 24,45% Сергею Восканяну, 29,98 % Ларисе Салодяжниковой.
В 2025 году Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная Компания» исполняется 20 лет. И подарок они себе уже сделали. 7 августа в карьере была добыта юбилейная – пятидесятимиллионная тонна руды, а в подземном руднике – юбилейная – пятнадцатимиллионная тонна. О новой стратегии развития предприятия, рекордах и...подробнее
Променад с динозаврами, необыкновенные мастер-классы, выступление единственного в стране «Театра вкуса», лекции, встреча с Гошей Куценко, киновечер – все это IX фестиваль «Табуретка», вновь организованный фондом «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» и администрации Мончегорска. Его темой стали семейные...подробнее
Сейдозеро можно по праву считать самым загадочным водоёмом Мурманской области. По одной из легенд, под горой на его берегу скрыт от глаз людей древний город саамских шаманов. И по сей день озеро привлекает не только мистиков, но и учёных. Одну из его загадок им, похоже, удалось разгадать. Какую – узнаете из материала СеверПост. Подальше от несуществующих...подробнее
С начала года в Мурманской области проходит реорганизация бюджетных учреждений. Уже несколько месяцев их укрупняют, объединяют, в них по-новому настраивают рабочие процессы. Но что от этого получили сами госорганизации? Есть ли реальная польза от принятых решений? О первых итогах преобразований СеверПост рассказали руководители обновлённых структур. Все на...подробнее
В Мурманской области за неделю число жалоб в социальных сетях выросло на 30%, Основные темы неизменны и неистребимы - содержание зелёных насаждений, отсутствие горячей воды, ямы на дорогах и льготные лекарства. Зимой к этому списку можно было бы смело добавить неубранный снег и проблемы с отоплением. С ростом внимания властей к соцсетям, шанс, что о вашей проблеме услышат стал...подробнее
В Мончегорске в субботу было жарко. И речь не столько о температуре воздуха, сколько о фейерверке эмоций. Сальто автомобилей, трюки на мотоциклах, пожарные в упряжке, дефиле-перфоманс от металлургов и выступления популярных хедлайнеров помогли зажечь на полную катушку, заставив всех гулять допоздна. Всё это стало грандиозным праздником, посвящённым сразу двум событиям:...подробнее
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее
На берегу озера Имандра в Мончегорске прошёл водный фестиваль «Раскачай Имандру!». Он стал частью масштабной программы событий, посвященных 90-летнему юбилею «Норникеля». Корреспондент СеверПост попытался исполнить роль Фигаро: побывать везде и увидеть всё. Город мореплавателей в окружении гор Мончегорск находится в окружении не только гор, но и...подробнее
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
может просто меньше воровать надо, да зарплаты директорам адекватными сделать, сравнимыми с зарплатами тех, кто директорам деньги зарабатывает?