Общество

2017-03-30, 17:40
Фото: Хибины.ком

Нет субсидий — нет автобусов

«Мурманскавтотранс», предприятия которого обслуживают большинство автобусных маршрутов Мурманской области, отменяет и сокращает рейсы, ссылаясь на их убыточность. Транспортники говорят, что виной всему политика регионального Минтранса, еще одной причиной может быть то, что «Мурманскавтотранс» проиграл битву за пассажира сервису Bla-bla-car.

С начала года в Заполярье прошла волна возмущений из-за отмены и сокращения рейсов междугородних и городских маршрутов.

В феврале был отменен 102 рейсовый маршрут «Мончегорск - Риж-губа». Автовокзал принял решение об отмене рейса до 20 апреля.

Жители поселка Щукозера даже собирали собирали подписи против изменения автобусного маршрута № 112, после сокращения количества рейсов, время отправления из населенного пункта оказалось неудобно для работающих и детей, посещающих секции допобразования в Североморске. С начала года североморские автобусы перестали выходить на маршрут №201 «Мурманск — Килпъявр». Транспортное сообщение с отдаленным поселком стало ещё более затруднительным. Для решения проблемы администрация Кольского района запустила рейс №133 между Колой и Килпъявром.

Недавно пришла череда возмущаться жителям Кировска, там с самого популярного городского маршрута №1 с апреля снимают все большие автобусы, оставляя только микроавтобусы. Взамен «Автоколонна» планирует продлить маршрут от поселка Титан до отдаленного микрорайона Кукисвумчорр, но ходить он будет реже, доезжавшего до Кукисвумчорра ранее «первого» автобуса.

Жители отмечают, что теперь все реже ходят автобусы и на других муниципальных маршрутах в Апатитах, Кировске и Кандалакше. Везде предприятия «Мурманскавтотранса» причиной возмутивших жителей нововведений называют финансовые сложности и убыточность.

Экономически (не) обоснованный тариф

«Часть маршрутов были переведены с субсидируемых в несубсидируемые. Причиной тому является политика Минтранса и областного правительства. Денег нет в областном бюджете на субсидии», - прокомментировали ситуацию в приемной «Мурманскавтотранс».

«К сожалению, цена перевозки пассажира оставляет желать лучшего, потому что она не компенсирует наши затраты на организацию перевозок», - рассказала на совещании в администрации Кировска руководитель «Автоколонны №1378» Марина Берс.

По ее словам, с прошлого года предприятие «Мурманскавтотранс» по всей области перешло на субсидирование из бюджета на основании экономиченски обоснованного тарифа, который включает в себя затраты на заработную плату, горючее, коммунальные расходы и отчисления в бюджет.

«Но, к сожалению, заложенные на 16-й год экономически обоснованные тарифы таковыми себя не показали. Все предприятия «Мурманскавтотранса», филиалом которого мы являемся, понесли очень значительные убытки», - сказала она.

О недовольстве «Мурманскавтотранса» знают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманском области. Причина — изменение порядка субсидирования затрат транспортных предприятий. Как пояснил СеверПост министр Дмитрий Соснин, в конце 2016 года ведомство перешло на субсидирование по экономически обоснованному тарифу на основе данных о пассажирах от автоматизированной системы.

«Раньше перевозчики предоставляли нам данные о своих доходах и своих убытках, достоверность этих сведений проверить сложно. Сейчас порядок другой. Комитет по тарифному регулированию устанавливает экономически обоснованный тариф, мы получаем данные учета пассажиров от независимого оператора и компенсируем перевозчику разницу между стоимостью билета для пассажира и утвержденным тарифом. Конечно, в сумме компенсации несколько снизились», - сказал Дмитрий Соснин.

По словам министра, в Комитете по тарифному регулированию сейчас ведется работа с перевозчиками, результатом которой может стать изменение экономически обоснованного тарифа. Муниципалитеты в свою очередь пересматривают маршрутную сеть на основе данных автоматизированной системы учета пассажиров.

«Конечно, есть маршруты, на которых ездит всего несколько человек, они будут недовольны отменой, но надо соблюдать баланс интересов», - сказал министр. 

За разговоры дешевле

Еще одну причину активного снижения рентабельности междугороднего сообщения и закрытия рейсов называет блог «Транспорт Мурманской области». «Мурманскавтотранс» проигрывает конкурентную борьбу нелегальным перевозчикам и популярным райдшеринговым сервисам.

Проезд на автобусе по самому дальнему областному маршруту из Мурманска в Кандалакшу обойдется в 630 рублей, то в Bla-bla-car за такой проезд возьмут от 350 до 700 рублей, в зависимости от аппетитов водителя. Автобусный билет от Мурманска до Оленегорска обойдется в 384 рублей, при этом с помощью онлайн-сервиса поиска попутчика это же расстояние можно проехать и за 150 рублей.

Чистый убыток вырос в 8 раз

Разговоры про убыточность маршрутов можно подкрепить и официальными документами. Согласно данным бухгалтерской отчетности за III квартал 2016 года ПАО «Мурманскавтотранс» увеличило чистый убыток в восемь раз. Финансовый результат за девять месяцев прошлого года составил минус 74,5 млн рублей против чистого убытка в 9,2 млн рублей за аналогичный период 2015 года.

При этом за 9 месяцев прошлого года у предприятия выросла выручка с 471,6 млн в 2015 году до 485,5 в 2016 году и снизилась себестоимость продаж с 634,6 млн до 624,4 млн рублей соответственно. При этом ПАО не получило за период с января по сентябрь доходов от участия в других организациях, которые за аналогичный период 2015 года составляли 131 млн рублей.

Итоговая бухгалтерская отчетность за 2016 год предприятием еще не опубликована, но общую картину можно понять и по январю-сентябрю.

Всего «Мурманскавтотранс» обслуживает 22 междугородних маршрута, 49 пригородных и 27 городских автобусных маршрута в Мончегорске, Североморске, Кировске, Умбе, Кандалакше и Апатитах. 29,97% акций принадлежат Месропу Шанкояну, 24,45% Сергею Восканяну, 29,98 % Ларисе Салодяжниковой. 

Упырь | 2017-04-02 17:19:16

может просто меньше воровать надо, да зарплаты директорам адекватными сделать, сравнимыми с зарплатами тех, кто директорам деньги зарабатывает?

Ответить