Общество

2013-10-29, 15:31

…опа, Олимпийская эстафета!

В среду, ровно за сто дней до открытия Олимпиады в Сочи, дорожное движение в Мурманске встанет - начнется движение эстафеты Олимпийского огня. Несложно убедиться в том, что у большинства мурманчан, как и у большинства россиян, все происходящее вызывает раздражение.

Эта эстафета уже стала «самой-самой», она полна рекордов. Самая длинная национальная эстафета в истории игр охватит 65 000 километров, пройдет через 2 900 населенных пунктов и все 83 региона России. Она должна была стать огромным национальным праздником и объединить всех жителей страны, а стала большим национальным раздражителем, хотя в своем раздражении наш народ, похоже, как никогда, един.

Оргкомитет Игр-2014 закупил рекордное количество факелов - около 16 000 штук. Для сравнения, оргкомитет лондонской Олимпиады обошелся половиной и заказал 8 000. В общей сумме оргкомитет "Сочи-2014" заплатил за факелы около 200 млн.  рублей.

И вот теперь эти красивые факелы несут нарядные  факелоносцы во всех регионах России. Столица Заполярья в этой эстафете стоит особенным пунктом, потому что, как выразилось агентство Би-порт, «Мурманск - трижды озарённый Олимпийским огнём».

Первый раз олимпийское пламя привезли в наш город 15 октября, хотя и чартерным рейсом, но без особой помпы. Погрузили на ледокол и отправили к Северному полюсу.

Атомный ледокол "50 лет Победы" в рейсе с Олимпийским огнем на Северный полюс установил два рекорда. Впервые ледокол достиг Северного полюса в условиях полярной ночи и впервые же так быстро добрался до пункта назначения - за  91 час и 12 минут.

Все путешествие факела до полюса и обратно заняло десять дней и обошлось минимум в 20 миллионов рублей, не считая расходов на многочисленных VIP-пассажиров.

Но можно прикинуть и самим: самая дешевая каюта на стандартный 12-дневный круиз до Северного полюса стоит 865 879 рублей. Таких кают на ледоколе «50 лет Победы» - 46. Желающие могут ознакомиться с обстановкой и прицениться к люксам.

Вероятно, это еще один рекорд эстафеты Олимпийского огня, который не афишируют так, как остальные рекорды. Опустить факел на дно Байкала и поднять его на Эльбрус, очевидно, тоже влетит в копеечку. Но чего уж мелочиться, когда траты достигают космических масштабов, в прямом смысле слова: ведь 7 ноября факел олимпийского огня отправится в космос. И не просто на космическую станцию, а в открытый космос. И это, опять же, впервые.

Впервые и сумасшедшие пробки в Мурманске случатся не «вдруг» в связи со снегопадом, а вполне ожидаемо и заранее запланированно. В разгар рабочей недели, в среду, будет перекрыто движение по центральным улицам. Объездных путей у водителей практически не останется, поэтому  «спасибо» за этот спортивный праздник автомобилисты вряд ли скажут. Пока глава Мурманска просит автолюбителей воздержаться от поездок на личном авто, а в некоторых учебных заведениях, по слухам, отменяют занятия, по пути следования факела спешно затягивают черной пленкой все вывески.

Впрочем, заблудиться у факелоносцев не получится. Большая часть билбордов в городе завешена одинаковыми картинками на тему: «Мурманск встречает эстафету Олимпийского огня». Яркими иллюстрациями затянули и некоторые «развалюхи», наверное, чтобы не портили картинку столь долгожданного праздника. Коммерсанты подчитывают убытки от снятой наружной рекламы.

Никакой рекламы, кроме тех компаний, которые участвуют в финансировании эстафеты. И это самое финансирование - еще один мощный раздражитель. Во всех городах, где проходит и не проходит эстафета, люди считают деньги. Огромные суммы, израсходованные на эти «показательные выступления». Считают, на что их можно было бы потратить: на операции больным людям, на которые скидываются всем миром, на ночлежки и помощь бездомным, которыми никто, кроме отдельных идеалистов, не занимается, на единовременную помощь пенсионерам и малоимущим семьям, пострадавшим от паводков и пожаров, ремонт дорог и жилья. Этот список бесконечен, как и нули в сумме, затраченной на проведение Олимпиады.

Очевидно, что не бывает большого спортивного праздника без больших затрат, другое дело, что у нас, россиян, в который раз возникают вопросы, связанные с эффективностью расходования этих средств. И, когда завтра мы будем стоять в пробках, в разгар рабочего дня, сомнений станет больше: а для кого этот праздник? 

Может, стоило пойти по проверенному пути: перекрыть проспект Ленина от Драматического театра до площади Пять Углов, как это делается на открытие и закрытие Праздников Севера? И на этом отрезке устроить спортивный карнавал, марафон, все, что душа пожелает. Без пробок, проблем и изобретения велосипеда. Без того негатива, который вызывает теперь старейший, важнейший и, безусловно, красивейший спортивный праздник в Мире.