Общество

2017-11-06, 11:33
Фото: Л.Федосеева и из архивов ГТРК «Мурман»

ГТРК «Мурман» принимает поздравления

Сегодня 60-летний юбилей  отмечает ГТРК «Мурман». Мы решили вспомнить о том, как зарождалось заполярное телевидение и рассказать забавные байки c телевизионной «кухни».

Сегодня мурманская телестудия на сопке Варничной отметит 60-летие. Отправной точкой заполярного вещания принято считать 6 ноября. В далеком 1957 году, в день 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции, в 21.00 в эфир вышла первая передача — «Край, преображенный Октябрём». Именно с неё началась история телевидения на Кольском Севере, летопись событий и фактов жизни мурманчан и жителей региона.

К слову, мурманские строители сильно постарались, чтобы всего за 18 месяцев сдать к юбилею Октябрьской революции телевизионную матчу высотой 189 метров и трехэтажный корпус телецентра.

А накануне первого вещания первая редакция долго выбирала, какого цвета будет занавес в студии, чтобы, не дай бог, никто не заподозрил в идеологической диверсии. Ломали копья до тех пор, пока один самый умный не сказал: «Телевидение-то всё равно пока чёрно-белое»...

Чёрно-белое (таким оно оставалось до 1981 года), - а воспоминания о трудовой «вахте» только самые яркие. Судите сами.


 «В любой ЧС оставаться беспристрастной»

По словам специального корреспондента ГТРК «Мурман» Елены Белкиной, заполярное телевидение рождалось в муках, как впрочем, и Центральное. Профессионально подготовленных специалистов в конце пятидесятых на Кольском полуострове, понятное дело, ещё не было. И режиссёрские кадры для Мурманского телевидения искали в театральной среде.

«Однако я попала в «телевизор» из учительской среды. Прошла конкурс на должность диктора. Главным режиссёром на телеканале был Захар Иосифович Гельман, он, кстати, и принимал меня на работу.

Я работала в студии и читала чужие тексты. Нельзя было ни йоту отступить от написанного. Все слова проверялись до последней буквы и, в том, числе, на секретность и военную тайну», - рассказывает с улыбкой Елена Владимировна.

Белкина до сих пор вспоминает, что в 94-ом году, когда разрешили произносить название судоремонтного завода «Нерпа», она испытывала внутренний ступор, потому что до этого названия всех военных заводов были под грифом «Секретно».

А ещё дикторов Советского Союза, по словам телеведущей, учили быть беспристрастными, чтобы ни происходило вокруг! 

Однажды ЧС случилась во время прямого эфира.

«В маленькой информационной студии работало несколько дикторов. Новости читали на два голоса, но коллега ушёл в отпуск, а его стул забыли убрать. И вот начинается эфир», - интригующе рассказывает Елена Белкина и продолжает:

Уже начинается музыкальная заставка, помощник режиссёра пытается убрать лишний стул, но... падает вместе с ним, и хватает меня за ноги. В это время начинается эфир, и я, с улыбкой и внешне абсолютно невозмутимо, говорю: «Добрый день, дорогие зрители! Предлагаю вашему вниманию выпуск новостей».

Далее я рассказываю новости, а помощник лежит на полу и молчит, как партизан. Он знает: ему нельзя пошевелиться - микрофоны сразу все звуки запишут. Так он весь эфир и пролежал под столом».

Хорошо помнит Елена Владимировна и свой первый рабочий день: 

«Я сразу попала на программу «Поздравьте, пожалуйста». От страха, честно, не осталось никаких ощущений. Помню только, что было лето, и большая часть сотрудников была в отпуске, так что моим внешним видом особенно некому было заниматься», - добавляет Белкина.

Кстати, многие дикторы ходили перед эфирами в парикмахерскую Дома быта «Аметист», а причёску старались закрепить на несколько дней.

В условиях тотального дефицита товаров ведущим приходилось подходить творчески и к нарядам, и к украшениям.

«Вместо серёжек на телеконцерты я вставляла закрученную латунную стружку, которую операторы мне привезли с Судоверфи. А кофточка, надетая в эфир сегодня, завтра надевалась задом наперёд, и ещё повязывался бантик сверху. В 80-е годы что-то купить приличное в магазине было очень проблематично, приходилось выкручиваться», - вздыхает Елена Владимировна.

На вопрос, когда легче было работать: сейчас или тогда,  Белкина, не задумываясь, отвечает, что легко ей не было никогда, так как сидеть сложа руки не приходилось. Так просто не умели работать.

К первопроходцам отечественного телевидения – своим учителям молодёжь относилась с особым пиететом. Они приучили зрителя к качеству программ, а коллег к профессиональной ответственности за то, что те говорят и делают в кадре.  А главное – они поверили в тех, кто пришёл на телевидение, и дали возможность увидеть не только чёрное и белое в окружающем, но ещё очень много цветного и яркого.

«Федеральный канал может себе многое позволить, никто лицо нашкодившему журналисту бить не будет. А в провинции это неприемлимо – мы ходим по одним улицам с нашими героями, мы ближе к людям. Это заставляет щепетильно относиться к каждому произнесённому слову, кропотливо все выверять», - объясняет Белкина.

В разные годы в студии мурманского телевидения были Юрий Гагарин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский. А сколько интересных людей было за пределами редакции... С особой нежностью вспоминает Елена Белкина известного учёного, доктора технических наук, академика РАЕН, заслуженного геолога России, директора научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая» Давида Губермана.

«Человек-энциклопедия, романтик, знаток поэзии и талантливый организатор. С ним было просто и легко говорить обо всём на свете», - добавляет Елена Владимировна.

Из особо запомнившихся командировок последних лет — поход на Северный полюс, а также работа на борту легендарного барка «Седов»,  где вместе с курсантами съёмочной группе пришлось испытать все  трудности и радости морской практики.

«Журналисту иногда везёт», - скромно говорит она.

Несмотря на то, что Елена Владимировна более 30 лет работает на телеканале, и, пожалуй, самая знаменитая телеведущая в Мурманской области, звездной болезнью она никогда не болела.

«Если тебя показывают ежедневно на протяжении 33 лет — сверхзадача не вызвать раздражения, сделать так, чтобы людей не тошнило от твоей физиономии», - считает Белкина.

Сама Елена Владимировна много лет является поклонницей телеведущей Татьяны Веденеевой. По её словам, эта женщина и выглядит хорошо, и не навязывает никому свою точку зрения, хотя она, конечно, читающий и думающий человек.

Любимому телеканалу Елена Белкина желает: «Жить вечно и поменьше финансовых трудностей!»

 

 
«...сказать правильно первую фразу»

Татьяна Шувалова, заместитель директора ГТРК «Мурманск», работает на телеканале уже 37 лет, и при этом хорошо помнит первый рабочий день:

«Как только я пришла в редакцию, меня повели в студию, надели на меня наушники и сказали работать. А я же не знала, что это такое, и громко-громко во время эфира разговариваю. Мне в наушники говорят: «Меняем картинку». А я отвечаю на всю студию: «Сейчас поменяю». И тут меня оператор незаметно линейкой как треснет по руке... Это сейчас смешно, тогда, после первого эфира, я очень долго плакала».




О своём любимом канале она готова говорить бесконечно. За столько лет работы была как в рудниках, так и в истребителе, спускалась в подводную лодку. Была на всех плавбазах, на всех кораблях.

Самым большим достижением считает свои фильмы о заполярных рыбаках.

Кстати, в кабинете Татьяны Шуваловой раньше была молодёжная редакция Мурманской студии телевидения. Там начинали такие гуру журналистики, как Анатолий Малкин - один из основателей «Авторского телевидения», программы «Вид», сейчас он ведёт передачу на канале «Культура». Там работали Валерий Гамза, Антонина Суровцева, Татьяна Нестерова, Валерий Камышов. Энергетика этого места, по словам Шуваловой, сумасшедшая и крайне работоспособная!

«За 60 лет поменялось всё: век, технологии, страна, зритель - он стал очень избирательным, думающим, скептичным. Очень важно сказать правильно первую фразу, чтобы тебя захотелось дальше слушать. Я считаю, что обо всём можно говорить по-разному и при этом по-своему», - считает Шувалова.

Кстати, сама Татьяна считает идеалом женской журналистики Марию Ситтель.

Любимой телерадиокомпании Татьяна желает больше эфира для творчества. 

«...и полюбить своего героя, хоть на миг»

Передача «36 и 6» выходила на канале ГТРК 13 лет и имела по тем временам сумасшедшие рейтинги. Бессменным ведущим тележурнала для молодёжи был Юрий Ерофеев.

«Большую часть материалов мы монтировали заранее, но по субботам делали ещё и новости. Для этого с утра выезжали в город, снимали, потом мчались на студию, монтировали, потом блоком вставляли. И вот в одно такое утро мы уехали на съемку. Погода при этом — жуткая, как говорится, ни зги не видно», - рассказывает Юрий Аркадьевич и продолжает:

Это был февраль, вьюга, ветер свищет. Мы весь этой снежный плен засняли, едем на УАЗике на ГТРК, и вдруг машина застревает в сугробах. И мы понимаем, что дальше она не пройдет. Тогда уже были первые мобильные телефоны, и мне звонит режиссер Лена Васюкова и кричит: «Где вы? Давайте в темпе».

А дальше, я беру кассету, расстегиваю куртку, прижимаю кассету к сердцу и по сугробам ползу на сопку. Вбегаю в аппаратную совсем, как снеговик, в эйфории отдаю Лене кассету, выжимаю мокрую от пота шапку. Она хвалит и тут же журит: «А чего опоздали?!»



С удовольствием вспоминает Юрий Аркадьевич и другую историю.

«На «36 и 6» была традиция: отмечать день рождения программы. И вот на седьмой день рождения мы договорились с известным поэтом, писателем и краеведом Василием Рябковым, он подключил Александра Анисимова, и они сообща написали нам песню. В ней была еще такая фраза: «Это наша общая удача – передача 36 и 6».

Мы вовсю готовились к праздничному выпуску, это же было проанонсировано на телеканале, всю ночь мы монтировали передачу. Закончили работу только в 7.30. Раннее субботнее утро. Я спускаюсь с сопки Варничной, захожу в троллейбус, стою на задней площадке, сидеть-то я уже не могу – насиделся на работе. Смотрю на спящий город, который только-только просыпается и как запою: «Это наша общая удача – передача «36 и 6»». От души, что называется!

По словам Юрия Аркадьевича, в ГТРК каждый день не только улучшали дикцию, но и повышали интеллект.

«У нас не было таких технических возможностей, как сейчас: есть какой-то вопрос, я тут же кликаю и захожу в Интернет за ответом. Я застал такое замечательное время, когда нужно было идти в библиотеку, брать словарь или звонить на кафедру русского языка и литературы педагогического института и спрашивать у преподавателей советов и мнений относительно ударений или значений тех или иных слов.

Мы проводили в стенах родной редакции и день, и ночь. И благодаря этой совершенно уникальной атмосфере братства удивительным образом не чувствовали усталости. И по сей день встреча с коллегами с ГТРК – это встреча с родными людьми», - добавляет Ерофеев.

По словам телеведущего, учителя на ГТРК были превосходными, они дали понять, что главный в кадре – это не журналист, а герой сюжета, и задача первого полюбить второго, пусть даже на миг.

«Я порой пересматриваю старые выпуски. Да, они сделаны на несовершенной технике: сняты на кино- или видеопленку, но от них идёт такая мощная энергетика. А всё потому, что они сделаны с душой, с каждым выпуском мы отдавали частичку себя», - резюмирует Юрий Аркадьевич.

Любимому ГТРК Юрий Ерофеев желает возможностей для прыжков в... высоту.

«Они поставили себе очень высокую планку, но всегда нужно стремиться к ещё большему, и я уверен, что всё у них получится. Я смотрю ГТРК и понимаю, что в 60 жизнь только начинается», - улыбается Юрий Аркадьевич. 

«...право на ошибку нет»

Александр Валентинович Волков - директор ГТРК, сам много лет успешно работал на канале, пройдя путь от диктора и рядового репортера до главного человека в редакции. А до этого он успел послужить и командиром танка в Таманской дивизии, и актёром Мурманского областного драмтеатра.

«Сегодняшняя ГТРК «Мурман» - команда профессионалов-единомышленников. Возглавлять государственную телекомпанию - это большая ответственность... Если ты хочешь донести правду, делай это корректно. Если ты увлечён, будь объективен - права на ошибку у тебя нет. На сегодня у нас конкурентов среди местных телевизионных СМИ нет: одни любят дыню, другие — арбуз», - считает Волков.


 

На телевидение Александр Валентинович попал случайно.

«Один из знакомых рассказал, что проводится конкурс на вакансию диктора. Я из любопытства решил попробовать. Для меня тогда работники телевидения казались необыкновенными людьми, прямо приехавшими с Первого канала. В общем, пришёл на собеседование. Помню, стрижка у меня была слишком короткая...

Меня попросили
 прочитать стихотворение и описать любое свое впечатление. Я рассказывал о знакомстве с Кольским заливом, которое закончилось кедами, испачканными мазутом. К невероятному удивлению, меня приняли на работу.

Хорошо помнит и Волков свой первый эфир. Это была программа «События дня».

«Не поднимая глаз от бумажки, прочитал информацию, рассчитанную на пять минут, за две с половиной», - добавляет Волков.

Очень помогало первое время в работе диктора сценическое прошлое: тексты быстро заучивал наизусть и не терял самообладания в самых стрессовых ситуациях.

«Сегодняшняя ГТРК - команда профессионалов, где все имеют возможность пробовать себя в различных ролях. Так, дали одному криминальному журналисту поработать на выставке в музее — вышла «бомба». Будем и дальше удивлять. Мы уже запланировали на канале одно новое ток-шоу», - интригует Волков, и продолжает:

«Но что именно - пока секрет. Является ли журналистика сферой услуг? Работа на государственных телекомпаниях зависит от объективности преподнесения информации. Да, добавляет напряжения повышенная ответственность за передаваемую информацию, но новости так и необходимо подавать: правдиво и корректно. И мы с этой задачей справляемся».




СеверПост поздравляет коллег с праздником, с 60-летием. И искренне желает процветания и успехов!